Analitika.at.ua. Американский деловой журнал Forbes опубликовал очередной
рейтинг стран с самыми благоприятными условиями для бизнеса (Best Countries for
Business), в котором Армения занимает всего лишь 89-е место среди 134 стран,
пропустив вперед практически все страны нашего региона, за исключением Ирана.
Составители рейтинга учитывали такие факторы, как имущественные права,
инновации, налоги, развитие технологий, коррупция, свобода, бюрократия, защита
инвесторов и др.- всего 11 критериев. Мы попросили экспертов прокомментировать
показатели Армении в данном рейтинге. Татул Манасерян, экономист, директор
аналитического центра «Альтернатива»:
- Мы много раз обращались к этой теме. Можно сказать, что
новых проблем не возникло. Следует учесть, однако, что как Армения, так и
остальные страны СНГ стоят почти перед одними и теми же вызовами. В некоторых
случаях, конечно, имеются и свои особенности - такие, как ограниченность рынка
и др.
Вторая волна кризиса только-только набирает силу. Страны,
подобные Армении, могут даже извлечь выгоду на этом кризисном этапе - в
частности, повысить уровень конкурентоспособности как отдельных предприятий,
так и целых отраслей экономики. Пусть и с трехлетним опозданием, но
правительство все-таки приняло решение освободить от налогообложения импорт
новых технологий, нового оборудования. Данное решение как раз и направлено на
повышение конкурентоспособности. Это прогрессивный шаг, который, будем
надеяться, создаст возможности для дальнейшего продвижения вперед.
- В рейтинге Forbes Армения по величине налогового пресса занимает
117-е место. Ваш комментарий.
- Думаю, одна из важнейших наших задач в налоговом поле
заключается в осуществлении дифференцированной налоговой политики и применении
различных процентных ставок в разных областях. В этом случае, думаю, прогресс
не заставит себя ждать.
- По эффективности законодательства, касающегося интеллектуальной
собственности, Армения занимает 106-е место. Проблема заключается в самом нашем
законодательстве, или же в том, как мы применяем законы?
- В данном случае акцент следует делать на знания, опыт.
Квалифицированная рабочая сила должна быть востребована. И в этом случае,
думаю, удастся остановить утечку квалифицированной рабочей силы, а кроме того,
мы сможем на месте и верно использовать те знания, которые приобретаем.
Армен Мартиросян, член парламентской фракции партии
«Наследие»:
- Низкое место Армении в рейтинге Forbes вполне закономерно.
Не думаю, что нынешние реформы приведут к положительным изменениям.
Экономическое поле у нас замкнутое, а наличие монополистов, олигархическая
система нашей экономики - отнюдь не лучшие условия для развития бизнеса.
Понятно поэтому, что хороших показателей мы добиться не сможем. Такой субъективный
фактор, как сращение экономической и политической систем Армении, создает
ситуацию, которая позволяет международным экспертам оценивать нас именно так.
- Может быть, наше законодательное поле нуждается в большей четкости,
ясности?
- Мы нуждаемся скорее в практических шагах, чем в улучшении
законодательства.
- По уровню коррупции Армения занимает в таблице Forbes 103-е место.
Ваш комментарий.
- Уровень коррупции в Армении очень высок - нет ни одной
сферы, которая не погрязла бы в коррупции. Единственной схемой коррупции
является формула «рука руку моет, а две руки - лицо». Большей степени
коррупции, чем сращение экономики и политики, и представить невозможно, ибо
коррупция - это не только взяточничество, но и покровительство, протежирование.
Данная оценка в очередной раз подтверждает, что Армения нуждается в системных
преобразованиях,- чтобы заработали наконец механизмы противовесов, а
контрольные и надзорные функции оказались на надлежащем уровне.
Андраник Теванян, директор аналитического центра «Политэкономия»:
- Как гражданин РА и специалист, я придаю гораздо большее
значение тому, как мы сами оцениваем экономику Армении и политику нашего
правительства. К сожалению, это совершенно не та политика, которую следует
проводить. Яркое тому доказательство - наши нынешние макроэкономические
показатели. И в этих условиях не столь существенно, поднимет Forbes наше
рейтинговое место или опустит его, поскольку граждане Армении непосредственно
на себе ощущают то, что международные рейтинговые организации пытаются выразить
с помощью цифр.
Естественно, что непомерное налоговое бремя в Армении уже
подразумевает столь низкое место нашей страны в этом рейтинге. Я не согласен с
той точкой зрения, что правительство идет на облегчение налогового пресса.
Наоборот: если мы сравним проекты бюджетов с 2008-го по 2012 годы, то увидим,
что налоговое бремя постоянно увеличивалось. И хотя правительство говорит, что
налоги растут только для крупного бизнеса и рост этот не затрагивает сферу
малого и среднего предпринимательства, это все равно ошибочная политика.
На 2012 год правительство запланировало повышение налогов и
доходов в бюджет примерно на 60 млрд драмов. Большая часть этих средств
поступит в бюджет благодаря налоговому администрированию и давлению. А это
означает фактическое увеличение налогового бремени.
Нынешняя политика правительства - политика «большого
бюджета», маскируемая под лозунгами повышения пенсий и пособий, на самом деле
ведет экономику Армении в тупик, и тенденции развития, увы, не видны. А значит,
вовсе не случайно, что у нас происходит такой рост цен.
- Но разве возникшая в Армении тяжелая ситуация не является следствием
мирового экономического кризиса?
- Как бы не пытались власти объяснить это мировым кризисом,
это не совсем соответствует действительности, поскольку экономический кризис в
Армении имеет свои внутренние причины.
- По индексу защиты инвестиций Армения находится на 19 месте. Разве это
не хороший показатель на фоне тяжелого налогового бремени?
- Повторяю: для нас должна быть важной не оценка Forbes, а
реальная ситуация в Армении, а именно - высокая инфляция, регрессия ВВП. И мы
никак не выберемся из этой ситуации. Итоги 2012 года пока не подведены, а
правительство, начиная с 2011 года, перестало публиковать показатели роста ВВП,
удовлетворяясь обнародованием показателя экономической активности - показателя,
который не отражает реальной картины в экономике и не дает возможности
проводить комплексное сравнение с предыдущими годами.
И вот в этих-то условиях, когда экономика переживает спад,
потребительский рынок пассивен, а инфляция высока, инвестиции не могут быть в
достаточной степени защищены, тем более, что власти усвоили большевистские
методы управления экономикой, которые выражаются в политике перераспределения
собственности. А в таких условиях инвестиции замораживаются. Хачик СЕВУНЦ,
sobesednik.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.