Analitika.at.ua.
Накануне инаугурации свежеизбранного президента стоило ожидать разного рода
провокаций со стороны "враждебных сил". Но молебен перед соборным
храмом, да еще в день рождения основателя советского государства, отогнал
либеральных демонов. И беда пришла с неожиданной стороны.
Некто Дагир Хасавов, адвокат, как утверждает его сын, с
огромным стажем практической работы и портфолио выигранных дел, которые сложно
отыскать у любого другого адвоката в нашей стране, совершил то ли акт
профессионального самоубийства, то ли был настолько неправильно понят, что
действительно возникает впечатление, будто его слова вырваны из контекста. На
сегодня понятно одно - пока автор столь радикальной позиции не прояснит суть
дела, ему грозит серьезное преследование, вплоть до уголовного, как минимум по
статье 280 УК РФ.
Не будем вдаваться в конспирологические теории, тем более
что конфликт только зреет и скорее всего его продолжение будет громким. Тем не
менее ясно, что некие заинтересованные лица (не важно, накануне вступления Путина
в президентство или просто в связи с появлением соответствующих настроений в
социуме) решили выразить отношение к резко обострившийся религиозной проблеме в
нашей стране.
Все наиболее яркие конфликты последних месяцев так или иначе
затрагивают вопросы, долгое время (почти век) остававшиеся неразрешенными.
Россия из семидесятилетнего царства госатеизма бросилась в омут разного рода
госрелигиозности. С конца 80-х почти 10 лет в этой сфере наблюдался разброд и
шатание. Но с окончанием чеченского конфликта, особенно с приходом в Кремль
нового начальства безобразия постепенно прекратились. Сектантов всех мастей и
религий прижали к ногтю.
В Москве воцарилась тишь да благодать - у руля встал новый
патриарх, все высшие госчиновники оказались глубоко верующими людьми,
выстаивающими на Рождество и Пасху праздничные службы в Храме Христа Спасителя.
Фактически православие стало государственной религией, о чем свидетельствует
совершенно несоразмерное проступку наказание участниц панк-группы Pussy Riot, в
особенности попытками со всех сторон обвинить их в "богохульстве" и
"кощунстве".
Однако с представителями второй по величине традиционной
религии в России возникли некоторые, причем весьма серьезные проблемы. Дело в
том, что в отличие от христианства, где для исповедания и практической
принадлежности к той или иной конфессии необходимо соблюдать определенные
правила, в исламском мире дело обстоит иным образом.
Слово "мусульманин" во многих странах является
этнической идентификацией, и даже если человек не принадлежит к числу активно
верующих, очень редки случаи полного отрыва урожденного мусульманина от
традиционных корней. Тотальная борьба с религией в советские годы сильно
ударила в том числе и по мусульманским регионам, но последствия этого
невозможно сравнить с полным расцерковлением советского народа. Это легко
объяснить хотя бы тем обстоятельством, что в исламе религиозная жизнь не
концентрируется только вокруг здания и службы, а мусульманские проповедники,
муллы и имамы лишь очень условно могут быть отнесены к числу духовенства в
христианском смысле. Поэтому физическое уничтожение большевиками духовного
сословия и почти полное разрушение православных церквей нанесло непоправимый
ущерб православию, но не так сильно затронуло исламскую умму в тот же период.
Однако в исламе тоже существуют конфессии, их гораздо
меньше, чем в христианстве - в основном мы слышим о конфликтующих до сих пор на
Востоке суннитах и шиитах, но тем не менее одним из важных ответвлений в
мусульманском вероучении является так называемый салафитский ислам.
У нас чаще всего его путают с более узким термином
ваххабизм. В России, в результате войны на Северном Кавказе, это определение
получило резко негативную окраску, хотя в Саудовской Аравии и некоторых других
исламских странах это течение является официальной государственной религией (не
отделенной от государства).
К сожалению, в среде выходцев тех самых стран, где реально
действуют законы шариата, часто формировались самые одиозные и террористические
идеи. Не избежала этой участи и Чечня периода обеих войн за независимость,
почему сегодня любое упоминание о шариатской практике, сопровождавшейся казнями
без суда и следствия (в светском понимании) вызывают ужас.
Но если смотреть не на историю вопроса, а на реальное
положение дел, станет очевидно, что адвокат Хасавов просто-напросто озвучил ту
же самую идею, что в последние годы проталкивает духовный лидер РПЦ.
Если Россия светское государство - почему его лидеры стоят
со свечками у алтаря? Почему вводится чуть ли не "Закон Божий" в
качестве предмета в школе? За что людей, забравшихся на амвон и сделавших там
пару танцевальных па, содержат в тюрьме? Почему тысячи полицейских охраняют
какой-то религиозный митинг?
Один из главных аргументов, когда речь заходит о
панк-молебне в Храме Христа Спасителя, вернее самый распространенный -
попробовали бы девушки то же самое сделать в мечети. Предполагается, что там бы
их разорвали на куски?! Но, помилуйте, в исламе ни одной женщине не придет
такое в голову. Почему же христианки должны лезть в среду, где женщины имеют
совершенно иной статус? Зачем им идти в мечеть и что-то там пробовать?
Так вот, если вернуться к словам адвоката, он озвучил ту же
самую идею, что и патриарх Кирилл. Подтверждение тому – выступление протоиерея
Всеволода Чаплина с поддержкой мнения, что религиозный человек имеет право на
религиозный суд. Если всем "урожденным православными" в России теперь
можно претендовать на иной, отличный от светского, подход к закону, то почему
нельзя мусульманам? Оставим сильные выражения про "кровь на улицах".
По сути, у нас равенство или всех перед светским правом, или христианам свои
церковные суды, мусульманам свои. Адвокат всего лишь выразил мысль, что
мусульмане - точно такие же граждане страны, как и христиане.
К тому же стоит учесть, что православных, готовых идти в
церковь на правеж - единицы, и если бы такие были, им бы пришлось создавать
особое гетто. И совсем иная ситуация у адептов пророка. Боюсь, что готовых
довериться шариатскому суду среди них если и не подавляющее большинство, то, во
всяком случае, несопоставимо больший процент. И это вполне может служить очагом
тлеющего раздражения среди огромной части выходцев из традиционной среды,
мощным потоком хлынувших из бывших советских республик в Россию. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.