Analitika.at.ua. Принятая 20 мая Европарламентом резолюция относительно
необходимости выработки стратегии ЕС на Южном Кавказе оказалась своеобразным
катализатором, высветившим ряд весьма существенных пробелов в работе как
армянской дипломатии – причем на уровне и парламента, и исполнительной власти,
- так и диаспорских организаций. Явные попытки представителей госструктур
оправдаться и каким-то образом дезавуировать пусть и носящую рекомендательный
характер резолюцию, реакция армянских лоббистских организаций Европы – все это
производит, надо сказать, двоякое впечатление.
ОКОЛО ДВУХ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО
УРОВНЯ – начиная с резолюций ООН 1993г. - принимались документы, в которых при
попустительстве армянской стороны искажались суть и реалии карабахского
вопроса. И все эти годы в Армении и диаспоре практически не реагировали на эту
опаснейшую тенденцию, несмотря на критические выступления экспертов и прессы.
Достаточно вспомнить резолюцию ПАСЕ от 25 января 2005 года, известную как
доклад Аткинсона, которая, как это ни странно, в целом была довольно спокойно
воспринята в Армении, более того, нашла сторонника в лице тогдашнего спикера НС
РА Т.Торосяна. За прошедшие годы образовался солидный пакет всякого рода
резолюций, отчетов, докладов и т.д, в которых карабахская проблематика подается
исключительно с проазербайджанских позиций. Об этом писалось, в частности, в
нашей газете, многократно и, повторюсь, практически без какой-либо реакции со
стороны как госструктур РА, так и диаспоры.
Ситуация, сложившаяся после принятия нынешней резолюции
Европарламента, оказалась несколько иной – в смысле реакции и внутри страны, и
вне ее. Поднявшийся вокруг документа шум позволил на сей раз выявить некоторые
подробности об авторе - депутате Евгении Кириллове - и резолюции в целом. К
примеру, армянская сторона почему-то не обнародовала тот факт, что Кириллов
отказался встречаться с весьма сведущим в данном вопросе представителем Еврокомиссии,
намеревавшимся представить ему карабахские реалии в объективном свете. Другой
факт заключается в том, что Кириллов – социалист, посему вполне справедливо
было ожидать определенную работу с ним со стороны АРФ "Дашнакцутюн" и
ее структур в Европе. В этом смысле довольно странно отсутствие какой-либо
реакции на принятие резолюции со стороны Армянской федерации Европы и ее
руководителя Хильды Чобоян.
Выясняется также, что руководитель миссии РА при Евросоюзе
Авет Адонц представляет в данном качестве не исполнительную власть в лице МИД,
а Национальное Собрание. Это, естественно, не снимает с него ответственности за
явный провал, однако в очередной раз со всей серьезностью поднимает застарелую
проблему армянской парламентской дипломатии. Более того, если раньше эта
проблема касалась главным образом работы в Парламентской ассамблее Совета
Европы, теперь, с активизацией программы Восточного партнерства, рамки
расширились до Евросоюза и его институтов, еще более выпукло и гротескно выявив
существующие бреши. К сожалению, отсутствие какой-либо реакции со стороны
руководства НС говорит о продолжающемся игнорировании этой весьма серьезной
проблемы.
МЕЖДУ ТЕМ ОКАЗАВШИЙСЯ В НАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ПРОЕКТ ДОКЛАДА
КИРИЛЛОВА говорит о том, что в случае должной лоббистской работы вполне можно
было избежать не только известных пунктов по Арцаху, но и появления подобного
документа в целом. Так, в ходе дискуссии вокруг резолюции европейский комиссар
по расширению и политике добрососедства Штефан Фюле заявил, что необходимости в
принятии стратегии ЕС на Южном Кавказе нет, поскольку эта стратегия уже
существует. Более того, в ходе той же дискуссии представитель фракции
консерваторов Чарльз Таннок подчеркнул, что в пунктах, касающихся карабахской
проблемы, есть противоречия с Минским процессом. Тот же Таннок отметил, что
"Турция обязана открыть границы исходя из собственных интересов, а не
оставаться заложником этнической солидарности с Азербайджаном". Болгарский
депутат Д.Стоянов также заявил, что некоторые пункты резолюции не соответствуют
Минскому процессу, более того, он обвинил Кириллова в том, что тот не
консультировался с сопредседателями МГ и что односторонняя трактовка вопроса
недопустима.
В результате дискуссии некоторые формулировки резолюции были
смягчены, вместе с тем был исключен пункт о возможной легитимизации
промежуточного статуса "де-факто властей Нагорного Карабаха". Суть
этих изменений постфактум не столь важна, куда важнее другое: сама процедура
принятия резолюции ЕП в очередной раз доказывает, что при надлежащей работе
возможно не просто смягчение, но и радикальное изменение позиции. Естественно,
Евросоюз всегда преследует собственные цели, но, во-первых, кто сказал, что эти
цели не совпадают с нашими? Во-вторых, в любой структуре, в любой организации
всегда есть люди, с которыми можно и нужно сотрудничать. Причем отнюдь не в том
смысле, в котором обычно делает это Азербайджан, а цивилизованно, строя
долгосрочную политику общих интересов и целей.
Увы, идет ли речь о дипломатии мидовской или парламентской, говорим
ли мы о деятельности госструктур или диаспорских, постоянно приходится твердить
об одном и том же: о крайней необходимости активной лоббистской работе на всех
уровнях, разработке тактики и координации действий – опять-таки на всех
уровнях, представлении и отстаивании единой, ясной и четкой позиции Армении,
Арцаха и диаспоры по вопросу НКР.
РАЗГРЕБАТЬ НАКОПЛЕННЫЙ ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ ГРУЗ БУДЕТ ВЕСЬМА И
ВЕСЬМА НЕПРОСТО, но это по крайней мере необходимо начать делать. Трудно
сказать, насколько эффективной в этом смысле окажется реакция на принятую
резолюцию и к чему приведет тот взрыв, который наблюдался после ее принятия как
в официальных, так и общественных кругах РА и Спюрка, но положителен уже сам
факт такого взрыва на фоне долгой пассивности и бездействия. Диаспора в лице
ряда организаций заявила о намерении активизации деятельности в европейских
структурах, остается ждать результатов корректировки и изменения подходов.
Однако в данном случае куда важнее вопрос о том, какие выводы будут сделаны
внутри Армении и последуют ли изменения в деятельности дипмиссий и послов РА –
вне зависимости от того, к какой ветви власти они относятся.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.