Суббота, 21.12.2024, 18:51
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июль » 26 » Рифы и мели нового курса
Рифы и мели нового курса
00:13

Analitika.at.ua. В конце мая стали постепенно приобретать целостность попытки стран Запада сформулировать новую линию поведения по отношению к странам Ближнего Востока и Северной Африки. В условиях социально-политического кризиса в регионе несостоятельность применявшейся до сих пор стратегии очевидна, и отсюда вытекает необходимость выработки нового курса. Наиболее тяжело приходится в этом отношении США, которые, по-прежнему воспринимаясь как лидер Запада, испытывают в этом отношении наибольшую нагрузку.

 

Вашингтону приходится иметь дело с негативными последствиями ближневосточной политики администрации Буша-младшего, которая пыталась поставить регион под свой контроль военными средствами, параллельно вогнав в глубочайший кризис переговорный процесс по ближневосточному урегулированию. После смены администрации США была сделана попытка сформулировать новую линию, составными элементами которой стали сокращение непосредственной военной вовлеченности в региональные процессы, опора на региональные центры силы и активизация переговорного процесса по палестинской проблеме. Однако в условиях бурных событий, развернувшихся с начала 2011г. в основном в странах - ключевых союзниках США, и эта линия оказалась несостоятельной.

 

Новый курс вызывает сомнения в своей эффективности, отличается расплывчатостью и неуверенностью. Бросаются в глаза несоответствие заявленных мер и масштабы общественно -политических сдвигов в арабских странах. В нем содержатся элементы и предыдущей линии администрации Обамы, однако если последняя во многом воспроизводила компоненты американского ближневосточного курса 1970-х, то нынешние сдвиги, скорее, восходят к линии 1960-х, которая может быть условно названа реформистской. Она формировалась в условиях процессов деколонизации и в основном отражает неспособность Вашингтона справиться с событиями силовым путем, стремление приспособиться к ходу событий, а также модифицировать существующую в конкретных странах общественно-экономическую систему с целью повышения уровня ее выживаемости. В рамках подобного курса очевидно намерение "оседлать" общественно-политические процессы, ввести их в более приемлемое для интересов США и Запада русло.

 

Основными вехами в презентации нового курса стали выступление Барака Обамы по ближневосточной тематике и совместные инициативы, озвученные на саммите "большой восьмерки". Основными взаимосвязанными составными частями новой линии представлены подходы к сменам власти в арабских странах и к палестинской проблеме. США и страны ЕС выразили поддержку процессам демократизации в регионе, т.е. попытались приспособиться к изменившейся реальности. Этот тезис по сути - подтверждение того, что США и европейские государства не успевали за развитием событий в регионе и зачастую вынуждены были плестись в их хвосте. В то же время США пытаются в новых условиях опереться на региональные державы, стремясь использовать в качестве новых опор страны, в которых в первую очередь произошла смена власти, прежде всего Египет и Тунис.

 

Делается большая ставка на предоставление ближневосточным государствам экономической помощи. Эти планы с целью подчеркнуть их масштабность иногда даже именуются "планом Маршалла" для арабских стран. Практически все страны региона переживают в настоящее время кризис модели зависимого развития, что и стало, в частности, катализатором политических перемен. Помощь со стороны западных стран призвана в первую очередь укрепить устои существующей в странах региона общественно-экономической системы и направить модификацию экономической модели в нужном им направлении. У США и стран ЕС не могут не вызывать опасения планы дальнейшей региональной интеграции ближневосточных государств, в частности, концепция "арабской соседской зоны" и проекты по формированию зоны свободной торговли. В случае реализации этих целей может сократиться уровень зависимости стран региона от Запада, а сама их экономика станет менее прозрачной для западного капитала.

 

В то же время масштабы обещанных финансовых средств вызывают сомнения относительно их эффективности. Да и сами страны ЕС и США находятся в сложнейшей экономической ситуации, что также делает маловероятным выделение ими серьезных сумм. И наконец, само критическое состояние экономики ближневосточных стран во многом -результат многолетней неоколониальной эксплуатации со стороны внерегиональных центров силы. Издержки зависимого развития проявились именно с началом мирового экономического кризиса, последствия которого, как правило, тяжелее для "периферийных" стран. Не случайно, что одним из факторов резкого обострения внутриполитической ситуации в арабских странах стало воздействие мирового продовольственного кризиса, спровоцированного спекуляциями на глобальных финансовых и продовольственных рынках.

 

Вторым важным компонентом новой западной линии стала палестинская проблема - главный раздражитель в отношениях между арабским миром и Западом. Поэтому стремление в какой-либо форме разрешить палестинский узел и нормализовать отношения с арабским миром перевешивает для Запада выгоду от сохранения в неприкосновенности интересов Израиля. Помимо этого, решение палестинской проблемы позволит укрепить прозападные режимы в арабских странах, лишив оппозиционные силы главного аргумента критики в их адрес.

 

Не случайно в условиях обострения социально-политической обстановки в регионе практически все ближневосточные государства стремятся дистанцироваться от Израиля и ужесточить свою позицию по палестинской проблеме. В этом контексте намечается серьезный пересмотр внешней политики Египта, а последние кровавые инциденты на границе с Сирией лишь усиливают внешнеполитическую изоляцию Израиля. Параллельно со стороны палестинцев усиливается стремление к одностороннему провозглашению независимости и вынесению вопроса на рассмотрение ООН, что неизбежно поставит США перед выбором: поддержать Израиль, но оказаться в международной изоляции, либо изменить свою позицию поддержки Израиля в международных организациях.

 

В этих условиях президент США в своей ближневосточной речи выдвинул американское видение решения проблемы, ключевым пунктом которого стал тезис о возвращении Израиля к границам 1967г. Этот подход вызвал негативную реакцию израильского руководства, кроме того, на пути мирного процесса имеются серьезные препятствия в виде несогласованности палестинской позиции. В этом отношении очередной набор принципов, выдвинутых Вашингтоном, очевидно, ждет непростая судьба. Похоже, то же можно сказать и о новой ближневосточной политике Запада в целом. Давид АРУТЮНЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 520
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru