Analitika.at.ua. В конце мая стали постепенно приобретать целостность
попытки стран Запада сформулировать новую линию поведения по отношению к
странам Ближнего Востока и Северной Африки. В условиях социально-политического
кризиса в регионе несостоятельность применявшейся до сих пор стратегии
очевидна, и отсюда вытекает необходимость выработки нового курса. Наиболее
тяжело приходится в этом отношении США, которые, по-прежнему воспринимаясь как
лидер Запада, испытывают в этом отношении наибольшую нагрузку.
Вашингтону приходится иметь дело с негативными последствиями
ближневосточной политики администрации Буша-младшего, которая пыталась
поставить регион под свой контроль военными средствами, параллельно вогнав в
глубочайший кризис переговорный процесс по ближневосточному урегулированию.
После смены администрации США была сделана попытка сформулировать новую линию,
составными элементами которой стали сокращение непосредственной военной
вовлеченности в региональные процессы, опора на региональные центры силы и
активизация переговорного процесса по палестинской проблеме. Однако в условиях
бурных событий, развернувшихся с начала 2011г. в основном в странах - ключевых
союзниках США, и эта линия оказалась несостоятельной.
Новый курс вызывает сомнения в своей эффективности,
отличается расплывчатостью и неуверенностью. Бросаются в глаза несоответствие
заявленных мер и масштабы общественно -политических сдвигов в арабских странах.
В нем содержатся элементы и предыдущей линии администрации Обамы, однако если
последняя во многом воспроизводила компоненты американского ближневосточного
курса 1970-х, то нынешние сдвиги, скорее, восходят к линии 1960-х, которая
может быть условно названа реформистской. Она формировалась в условиях
процессов деколонизации и в основном отражает неспособность Вашингтона
справиться с событиями силовым путем, стремление приспособиться к ходу событий,
а также модифицировать существующую в конкретных странах
общественно-экономическую систему с целью повышения уровня ее выживаемости. В
рамках подобного курса очевидно намерение "оседлать"
общественно-политические процессы, ввести их в более приемлемое для интересов
США и Запада русло.
Основными вехами в презентации нового курса стали
выступление Барака Обамы по ближневосточной тематике и совместные инициативы,
озвученные на саммите "большой восьмерки". Основными взаимосвязанными
составными частями новой линии представлены подходы к сменам власти в арабских
странах и к палестинской проблеме. США и страны ЕС выразили поддержку процессам
демократизации в регионе, т.е. попытались приспособиться к изменившейся
реальности. Этот тезис по сути - подтверждение того, что США и европейские
государства не успевали за развитием событий в регионе и зачастую вынуждены
были плестись в их хвосте. В то же время США пытаются в новых условиях
опереться на региональные державы, стремясь использовать в качестве новых опор
страны, в которых в первую очередь произошла смена власти, прежде всего Египет
и Тунис.
Делается большая ставка на предоставление ближневосточным
государствам экономической помощи. Эти планы с целью подчеркнуть их
масштабность иногда даже именуются "планом Маршалла" для арабских
стран. Практически все страны региона переживают в настоящее время кризис
модели зависимого развития, что и стало, в частности, катализатором политических
перемен. Помощь со стороны западных стран призвана в первую очередь укрепить
устои существующей в странах региона общественно-экономической системы и
направить модификацию экономической модели в нужном им направлении. У США и
стран ЕС не могут не вызывать опасения планы дальнейшей региональной интеграции
ближневосточных государств, в частности, концепция "арабской соседской
зоны" и проекты по формированию зоны свободной торговли. В случае
реализации этих целей может сократиться уровень зависимости стран региона от Запада,
а сама их экономика станет менее прозрачной для западного капитала.
В то же время масштабы обещанных финансовых средств вызывают
сомнения относительно их эффективности. Да и сами страны ЕС и США находятся в
сложнейшей экономической ситуации, что также делает маловероятным выделение ими
серьезных сумм. И наконец, само критическое состояние экономики ближневосточных
стран во многом -результат многолетней неоколониальной эксплуатации со стороны
внерегиональных центров силы. Издержки зависимого развития проявились именно с
началом мирового экономического кризиса, последствия которого, как правило,
тяжелее для "периферийных" стран. Не случайно, что одним из факторов
резкого обострения внутриполитической ситуации в арабских странах стало воздействие
мирового продовольственного кризиса, спровоцированного спекуляциями на
глобальных финансовых и продовольственных рынках.
Вторым важным компонентом новой западной линии стала
палестинская проблема - главный раздражитель в отношениях между арабским миром
и Западом. Поэтому стремление в какой-либо форме разрешить палестинский узел и
нормализовать отношения с арабским миром перевешивает для Запада выгоду от
сохранения в неприкосновенности интересов Израиля. Помимо этого, решение
палестинской проблемы позволит укрепить прозападные режимы в арабских странах,
лишив оппозиционные силы главного аргумента критики в их адрес.
Не случайно в условиях обострения социально-политической
обстановки в регионе практически все ближневосточные государства стремятся
дистанцироваться от Израиля и ужесточить свою позицию по палестинской проблеме.
В этом контексте намечается серьезный пересмотр внешней политики Египта, а
последние кровавые инциденты на границе с Сирией лишь усиливают
внешнеполитическую изоляцию Израиля. Параллельно со стороны палестинцев
усиливается стремление к одностороннему провозглашению независимости и
вынесению вопроса на рассмотрение ООН, что неизбежно поставит США перед
выбором: поддержать Израиль, но оказаться в международной изоляции, либо
изменить свою позицию поддержки Израиля в международных организациях.
В этих условиях президент США в своей ближневосточной речи
выдвинул американское видение решения проблемы, ключевым пунктом которого стал
тезис о возвращении Израиля к границам 1967г. Этот подход вызвал негативную
реакцию израильского руководства, кроме того, на пути мирного процесса имеются
серьезные препятствия в виде несогласованности палестинской позиции. В этом
отношении очередной набор принципов, выдвинутых Вашингтоном, очевидно, ждет
непростая судьба. Похоже, то же можно сказать и о новой ближневосточной
политике Запада в целом. Давид АРУТЮНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.