Analitika.at.ua. Недавно в Брюсселе прошла конференция
на тему «Роль курдов в Геноциде армян», основным докладчиком на которой был
Реджеп Марашли. Одновременно состоялась презентация его книги «Армянское
национал-демократическое движение и геноцид 1915», в которой автор освещает
историческую «черную дыру» о великом Геноциде 1915 года. Согласно Марашли,
именно вследствие Геноцида в Турции возникли многие социальные и политические
проблемы. Книга «Армянское национально-демократическое движение и геноцид 1915»
является результатом злоключений автора, которые продолжались почти 15 лет: с
1989 до 2004 года. Она родилась в тюрьме, где Марашли отбывал срок, как
политзаключенный. В то время с ним вместе в тюрьме сидели армяне, с которыми он
подружился. Один из них, Арам Сар, присутствовал на конференции. Марашли,
увидев его, обрадовано бросился к нему, они обнялись и долго беседовали.
Докладчик начал свое выступление словами «Я не историк, и не
академик. Но народ, которому было запрещено иметь свои национальные права,
обязан проводить активную интеллектуальную борьбу. Курдское
национал-демократическое движение окутано туманом лжи и отрицания, и поэтому
его теоретики приложили немало усилий, для того, чтобы сохранить и
совершенствовать язык, культуру и историю курдского народа. Однако это очень
трудная работа. У нас не было ни школ, ни университетов и академий, в которых
бы имели поддержку. У нас нет проведенных предыдущих исследований, и когда вы
приближаетесь к этой теме, вы вынуждены сталкиваться с жесткими санкциями,
огромными штрафами и запретами. Турецкая национальная система образования и
университеты не оставляют никаких шансов работать за пределами официальной
истории. Официальное мнение навязывается на вас, и никакое иное мнение не имеет
право на существование. Ученые, которые выходили из этой «колеи», были
исключены из университетов. Обучение на курдском языке, проведение исследований
по «взрывоопасным» предметам, таким, как история курдского народа или Геноцид
армян, практически невозможно.
В 70-е годы, в период подъема социальной борьбы, да и в
течение 90-х курдского национального движения, мы пережили период интенсивных
обсуждений и накопления культурных, исторических знаний. Кроме того, с помощью
этих дискуссий и исследований были достигнуты ценные результаты, и я смог
приблизиться к исторической истине, касающейся нас».
Марашли рассказал, что он долгое время, как и многие курды,
не знал, что армяне – это не вторгнувшийся из другой страны народ, а древняя
цивилизация, «с которой мы тысячелетиями жили бок о бок». Когда ему открылась
истина, рухнула вера в «официальную историю». «Учебники истории Турции не
рассказывали о «национально-освободительной войне», они представляли детям
«жестоких солдат других наций», которые пришли завоевать нашу страну».
Я родился и вырос в Эрзруме. Когда я узнал, что дом, в
котором мы жили, родник, из которого мы пили воду и даже шкафы нашего дома сделаны
руками армянских мастеров, я был поражен. Намного позже я узнал, что за пять
лет до знаменитого съезда Ататюрка в Эрзруме, то есть до первой мировой войны,
заседание последнего большого совета партии Дашнакцутюн состоялась в Эрзруме!
Как можно было мыться в одном и том же hamamе (бане) с
армянами, и это за 10 лет до официальной истории «оккупации»? (Примечание:
согласно официальной истории Турции, армяне напали на Турцию спустя 10 лет
после этого события...) Верно ли, что «наша страна была освобождена от
вражеских оккупантов», или мы находимся на этих землях, как иностранные
оккупанты? Неожиданно у меня появился встречный вопрос ... Оказывается, что эти
разрушенные сады принадлежали армянам ...
Откуда я мог знать, что этот склад зерна, перед которым я проходил
каждый день в течение 3 лет по пути в школу, был одной из самых знаменитых
армянских церквей? Да, когда я узнал, что армяне были древним народом, жившим
на этих землях на протяжении тысячелетий, а это от нас скрывали, я понял, что,
наоборот, это мы страдаем «антиармянской враждой»: «Я понял, что все блестящие
слова официальной истории были ужасной ложью, и глубокое возмущение поселилось
в моей душе...». Не следует принимать всерьез слова официальной истории, она
оставляет такие глубокие разрушения в человеке, что в это очень трудно
поверить. Даже демократы, которые должны опираться на историю и занимать более
достойную позицию, продолжают вести политику, основанную на идеологических
постулатах официальной истории. Это свидетельствует о серьезности ситуации с
фальсификацией исторической истины в Турции. Трудно достичь окончательного
анализа ситуации, болезненной и кровавой эмиграции армян, греков, курдов,
ассирийцев, понтийцев на этой земле, созданной «войной за независимость
Турции»!
Курдские историки не любят много говорить об армянах, а
армянские историки совершенно не понимают курдов. Для турецких историков смысл
отношения к этим народам заключается в фразе: «Одни не лучше других!»
Надо ответить на вопрос, куда делся народ, о численности
которого официальная статистика приводит такие данные: до первой мировой войны
на территории, ныне называемой Турецкая Республика, проживало, по крайней мере,
18% армян, причем, в таких городах, как Ван, Битлис, Сивас это количество
местами доходило до 30% от общей численности населения? Процент христиан
достигал 25%, включая ассирийцев, греков и другие православные общины... Согласно
данным немецкого консульства в Стамбуле, до 1-ой Мировой войны в Османской
империи проживало 2 500 000 армян. Кроме того, в Османской империи, в
соответствии с законом о выборах 1908 года, немусульманам в парламенте было
представлено 1 место на 100 тысяч человек. Во время последнего Совета
представителей Османской империи «Osmanlı Meclis'i Mebusan » насчитывалось 27
представителей православных греков: это показывает, что в тот период в
Османской империи проживало около 2,7 млн. греков, приверженцев греческой
православной церкви (Обратите внимание, остается невыясненным, считали ли
женщин и детей, чтобы определить количество депутатов). Как видим, даже
искаженные официальные данные показывают, что эти народы – армяне, греки и
ассирийцы – составляли как минимум четверть населения Турции. В настоящее же
время речь не идет не то чтобы о 18% или 25%: в этих городах и регионах
невозможно найти хотя бы 18 человек, принадлежащих к этим народам. Почему? Что
случилось с этими людьми?
По данным 1914
г., в Османской империи только у армянского населения
было 2538 церквей, 451 монастырь и 2000 школ. Сегодня их количество можно
пересчитать по пальцам одной руки. Что случилось с прихожанами этих церквей,
учащимися этих школ? Что случилось с этим народом? Как Турция, в которой, по
оценкам чиновников, «99% мусульман, в основном, турок», была создана? В Сивасе,
Харпуте (Харберт на армянском), в Эрзруме в эпоху сельджуков более половины
купцов были армяне, почему сегодня не существует ни одного магазина? Что
произошло в Ани, известном сотнями памятников, с Ани, самым красивым из
красивых городов? Сияющим городом Ван, который в начале прошлого века был
известен как «Жемчужина Востока», и почему они на сегодняшний день в руинах? Как
города Ангора, Константинополис и Смирна были преобразованы в турецкие города
Анкара, Стамбул и Измир? Я просто хотел узнать, что случилось.
Мысль написать что-либо по армянскому вопросу пришла ко мне
в 1982 году. Это были дни путча 12 сентября (1982). В том же году я был в
военной тюрьме в Стамбуле (Alemdag). В то время армянские организации по всему
миру привлекли внимание к армянскому вопросу различными актами нападений на
турецкие представительства. В связи с этим руководство Турции все более
нагнетало антиармянский шовинизм во всех слоях общества. Во всех средствах
массовой информации тиражировались оскорбления против армян, печатались такие
заголовки, как «Собаки», «Предатели!», «Жалкие!». Разрабатывались
многочисленные и разнообразные сценарии по унижению и дискриминации армян. Горстка
армян, которая пыталась этому сопротивляться, не могла дальше оставаться в
Стамбуле, и начала эмигрировать. С тех пор как я начал читать книги, статьи,
все источники, где я находил что-либо о турецких армянах, некоторые начали
думать, что я, вероятнее всего, армянского происхождения. Иначе, почему бы эта
тема заинтересовала меня? Кроме того, в те годы, каждое 24 апреля, у нас была
традиция переписываться с нашими товарищами: о геноциде и общенациональном
армянском движении. Иногда мы прикрепляли плакаты к нашим решеткам, иногда мы
проводили семинары. Каждый раз наша работа расширялась...
В 1984 году, во время моего судебного разбирательства в
военном суде (Rizgar) Диярбакыра, в моем деле я добавил все, что мог запомнить
из содержания этого первого выступления. Эта часть моей аргументации была
впоследствии опубликована в виде отдельной статьи в газете Kürdistan Press. (Примечание:
Диярбекирская тюрьма «славилась» пытками и нечеловеческими условиями. После
переворота 1980 года команда палачей этой тюрьмы экспериментировала методы
пыток здесь, прежде чем использовать их в другом месте. В настоящее время
закрыта). Работа была завершена в Эскишехир, в тюрьме Айдын, в 1990 году.
Вполне естественно, что мой интерес к истинной истории
Турции не ограничивался лишь Армянским вопросом. Я искал ответы на такие
вопросы, как отношения с народами, имеющими аналогичную судьбу и общую
территорию, которые разделяют общую историю как с армянским, так и с курдским
народами: греки, ассирийцы и понтийцы. Меня интересовало положение этих общин и
религиозных групп, а также причины разгула национализма в Турции. В 1991 году,
через друзей, живущих в Швеции, я послал результаты своей работы за рубеж. Сегодня
я могу уверенно сказать: необходимо изучать поликультурную, многонациональную,
поликонфессиональную, территорию Армении, Курдистана, Кавказа, Понта, Малой
Азии, Месопотамии – весь исторический «ансамбль» региона, с его взаимосвязанными
историческими и национальными отношениями. Я думаю, не зная армянской истории,
не зная истории армянского и ассирийского народов, мы не сможем понять историю
курдов. Не зная греков, не сможем понять историю Малой Азии, и, наконец, не
понимая, не зная всего этого, мы не можем понять историю турецкого владычества.
Невозможно объективно увидеть и оценить весь исторический процесс, пренебрегая
и игнорируя другие народы, или же рассматривать их просто как «врага».
М обязаны осветить все «черные дыры» истории, в которых
кроются причины многих социальных и политических проблем наших дней, а это
означает, в первую очередь, что мы сталкиваемся с необходимостью понять Геноцид
армянского народа 1915 года. Эта работа началась в тюрьмах Диярбекира в 1988
году и продолжалась даже в тюрьме в 1998 году в Анкаре (Ulucanlar ) и, наконец,
была завершена в условиях политэмиграции в Берлине в 2004 году. Ее судьба
является типичной для всей турецкой идеологической продукции.
Первая часть моей работы – «Анализ общей истории». В этой
части я попытался дать объективный анализ исторических взаимоотношений народов
многонациональной, поликонфессиональной, поликультурной территории Малой Азии и
Месопотамии. Основной целью моей работы было желание показать ретроспективу,
оглянуться назад, показать общие корни и взаимоотношения старейших коренных
народов, которые жили на этих обширных территориях.
Вторая часть. Анализируя в своих работах процесс Геноцида,
депортации, я часто наблюдал такой подход, где «виновным» или «ответственным»
являлся тот, кто по сути должен был сам быть обвинителем, а именно: армянский
народ обвинялся в сопротивлении турецким властям. При этом игнорировались
чаяния армянского национального движения. Во всяком случае, официальная
турецкая история осуждает армян и возлагает полную ответственность за все, что
случилось, на них самих. С моей точки зрения, демократические требования
армянского национального движения созданы на легитимной основе. Они так же
законны, как законны требования греков, балканских народов, арабов, курдов и
людей, живущих в других частях мира. Как мы можем осуждать демократические и
законные требования армянского народа и прийти к обсуждению концепции геноцида?
Часть III «Геноцид 1915» - целиком посвящена концепции
геноцида, ее осуществления и ее последствиям. Акт депортации и ее реализация,
политическая ответственность геноцида возлагается на:
- Правящую политическую партию в 1915 году «Единение и
прогресс»;
- Специализированную организацию, сформированную из убийц и
преступников всех видов, освобожденных из тюрьмы для этой цели – Teskilat-Mahsusa;
- Хамидие курдских войск, созданный султан Абдул-Гамидом,
которым правительство дало полномочия, чтобы убивать, воровать и грабить армян
– Hamidiye Alaylari;
- Немецкое военное присутствие в Турции.
В этой части моя работа была дополнена описанием ограбления
и истребления и других жертв геноцида: описана ситуация с греками, ассирийцами,
езидами, понтийцами, «спасенных» женщин и детей. В этом разделе я также привожу
различные точки зрения и документы. «Да, на этом уровне мы должны произнести
истинное определение имя: Геноцид, - продолжил Марашли. Не «печальные события»,
«взаимная борьба» или «большая опасность»! Нет! Геноцид!»
Речь идет о системном процессе этнической чистки,
преследующем цели преобразования многонациональной, поликонфессиональной,
поликультурной страны в «национальное государство», где тюркизм будет
единственной, доминирующей идеологией.
Мы говорим о механизме государства, построившего свои
учреждения и аппарат с целью совершения убийства, исторического преступления
против человечности. Мы не говорим о разовой интуитивной операции: напротив, мы
говорим о последовательно примененных политических действиях на протяжении
длительного периода. Это как если бы назвать преднамеренное убийство несчастным
случаем. В этой части, я подробно остановился на трех примерах. Одним из таких
примеров является «отношение Said-i Nursî et du Teşkilat-ı Mahsusa». Я сделал
это намеренно, чтобы подчеркнуть роль мусульман, которые виновны в уничтожении
восточного христианства путем геноцида. Делая это, я напоминаю мусульманским
мыслителям и политикам, что во всех случаях они не вправе оставаться вне
дискуссии, потому что они имеют такую же ответственность, какую и турецкие
националисты. Вторым примером является «прообраз Муса Хаджи Бея» (Le prototype de
Hacı Musa Bey). Основываясь на этом случае, я хотел бы по-разному рассмотреть
вопрос отрицания Геноцида турецкими политиками, которые ищут предлоги, чтобы
оправдать факты. Я хотел бы обсудить отношение мужчин, лидеров курдов, в этих
происшествиях, их политическую переписку с центральным правительством,
отношение традиционных лидеров или курдских политиков к факту геноцида. Третьим
ярким примером является Sabiha Gökçen. На основании этого примера я хотел бы
подчеркнуть, что местное и международное женское движение не придают должного
значения трагедии тех женщин и детей, жертв геноцида.
Тем не менее, в этой
главе я хотел показать необходимость обсуждения культурного и этнического
смешения в результате насильственной ассимиляции и депортации. Это слияние
является яростным отрицанием всех националистических движений.
Добавлю, что Марашли во время конференции обратил внимание
присутствующих на то, что турки и курды очень часто прикрываются тем что
«спасали» армян. Между тем, они «спасали» лишь женщин и детей, которых затем
использовали как рабов и для удовлетворения похотей разных криминальных
элементов, а многих исламизировали, лишив их этнической идентичности и
национальных корней!
«Вопрос о роли курдской общины, правящего класса,
интеллигенции и крестьянства в Геноциде, о том, как курдское национальное
движение, его учреждения, рассматривают вопрос о геноциде 1915 года, и какова
их позиция, это было моим главным исследованием. Я должен признаться, что это
было не так легко... Я говорю о моральном движении, к которому я принадлежу, и
я чувствую себя ответственным за это общество и это движение. Не только силы Hamidiyé
Alaylari, но и аширеты Asirets (курдские племена, способствовавшие Геноциду
армян), и даже кумиры курдского национального движения заявили о своей полной
поддержке преступным действиям партии «Единение и прогресс» в 1915 году, а
затем и кемалистов. Курдское национал-демократическое движение должно
освободиться от груза, который висит на нем. Я убежден в этом».
В IV части, озаглавленной «Кемалистская власть и оккупация
Западной Армении», обсуждаются события в Западной Армении и Курдистана в конце
первой мировой войны до 1920 года, и о мирных переговорах в Севре и Лозанне.
Пятая часть – это рассказ о том, что случилось с тех пор. В
разделе «Политика ликвидации и расширение республики», есть субтитры,
касающиеся высылки Nasturis de Hakkari, изгнания греков из Малой Азии через «Mübadele»
(обмен населением между Грецией и Турцией, проведенный по системе: приход
одного мусульманина в Турцию в обмен на выезд из Турции трех греческих
христиан), аннексия многонациональной федерации Антиохии (Hatay).
В этой же части рассказывается о подавлении курдского
движения в городах Диярбакыр и Дерсим провинции Агры, и политики
принудительного переселения населения из этих областей, насильственной
ассимиляции, экономической ликвидации немусульманских народов, специальные
налоги «Varlik Vergisi», погром евреев во Фракии, инцидент «Struma»,
аналогичный «Хрустальной ночи» в Турции», события 6-7 сентября, оккупации
северной части Кипра и проблемы меньшинств в наши дни.
Шестая и последняя часть содержит «Политические дискуссии и
искоренение этнического геноцида». В этом разделе я критикую различные взгляды
на концепцию геноцида, и пытаюсь обосновать свое видение проблемы. Главной
частью этого раздела являются такие темы, как национальное государство, право
на самоопределение народов, многонациональной и поликультурной жизни, наций и
этнических идентичностей, иммигрантов, метисов. В процессе работы мне оказали
помощь многие мои друзья – я обязан каждому из них. А моя жена и мой друг, моя
дорогая Нурани – я особенно ей благодарен: при каждом неожиданном препятствии
она брала эту книгу под свое крыло, оказывала помощь в случае необходимости. Если
я прихожусь отцом этой книги, то она – ее мать.
В заключение хочу сказать, что эта книга пытается помочь
понять, что случилось в нашей истории? Что мы делаем для того, осознать наше
настоящее на основе понимания прошлого, и, таким образом строить наше будущее
на основе взаимного уважения и справедливости.
Я смотрела на этого Человека с большой буквы и чувствовала,
что он с трудом справляется с комом в горле. В конце концов этот мужественный
человек не сдержался, и прослезился… И я подумала: «Не все еще потеряно, есть
на свете люди, для которых правда превыше всего. Люди, задавшиеся целью хоть
немного облегчить боль тех людей, чьи предки были уничтожены в страшные годы
Геноцида армян».
Ирина МАНУКЯН, собкор Voskanapat.info в Страсбурге, специально
для Arunion.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.