Главная » 2011 » Июль » 15 » Роман Балаян: Азербайджан говорит о территориях, а не об армянском населении
Роман Балаян: Азербайджан говорит о территориях, а не об армянском населении
17:43
Analitika.at.ua. "Единственное, о чем я часто думаю, что вдруг
наступит тот день, когда я не смогу навестить могилы моих родственников в
Карабахе. Может, даже каждый день думаю о том, как бы перевезти прах дорогих мне
людей - мамы, отчима, брата. Думаю и о том, чтобы всех моих родственников
переселить из Степанакерта в Раздан, или в какой-либо другой маленький город
Армении. Но я не настолько богат, чтобы купить им всем квартиры".
Об этом заявил Народный артист Украины, академик Академии
искусств Украины, кинорежиссер Роман Балаян в интервью корреспонденту ИА REGNUM.
– Роман Гургенович, вы видите и такой сценарий развития в зоне
конфликта?
– В 1988 году мой ученик заскочил в ресторан Дома кино и
весь такой радостный воскликнул: "Роман Гургенович, в Степанакерте
демонстрации!". "Что за демонстрации?", - спросил я его. "О
присоединении Карабаха к Армении", - сказал он. Я же в этот момент
схватился за голову - у меня вдруг перед глазами пронеслись сотни, тысячи
смертей. Дай-то Бог, чтобы я ошибся, чтобы мои мысли о таком трагическом исходе
не оправдались. Однако когда Азербайджан говорит о высоком уровне автономии, он
говорит о территориях, а не о армянском населении. Яркий пример - история
Нахичевани.
– А как же деятельность Минской группы ОБСЕ, встречи президентов
Армении и Азербайджана под эгидой сопредседателей стран - членов этой
структуры, мнение международного сообщества?
– Я вполне понимаю, что вопреки всем этим саммитам -
маммитам, они, все равно, предпочтут сотрудничество с Азербайджаном, и ради
этого могут пойти на многое. Это - их право. Каждое государство должно
преследовать свои интересы. Вообще-то, политика - не мой вопрос. Я знаю только
одно - кто бы и как бы хорошо не относился к Армении, но в политическом аспекте
все страны предпочтут Азербайджан, потому что это богатая страна и у нее есть
чем торговать.
– Что же делать Армении при таком безрадостном раскладе?
– Значит, нам надо искать что-то другое. Это не новость, что
сырья у нас нет, нефти нет. Но у нас же есть интеллект. Надо развиваться в этом
направлении. Это, например, нанотехнологии, высокие технологии. Если бы я решал
вопросы, то направил бы на это большие средства. Диаспора, по-моему,
приветствовала бы такую инициативу, а наши соседи заинтересовались бы нами,
пожелали бы с нами сотрудничать. Так начинала Япония, так живет Израиль.
Кстати, тоже находится в окружении недружественных очень соседей.
– Вы часто встречаетесь с известным сценаристом Рустамом Ибрагимбековым,
активно сотрудничаете с ним. Вы как-то обсуждаете эту тему?
–
Да, мы вместе работаем. Не первый десяток лет. И это нормально. Он критикует
азербайджанцев, я критикую армян. В смысле - правительства. Чем больше таких
людей, как я и Рустам Ибрагимбеков, будет с двух сторон, тем выше вероятность,
что наконец-то найдется какое-то нормальное решение. Понимаете, во мне нет
такого пафосного армянского. Точно так нет во мне и пафосного украинского. Я
ведь почти полвека живу в Украине. В России превращаюсь в украинофила, а в
Украине становлюсь русофилом. Я считаю, что нормальный человек так должен жить.
У меня нет друзей, которые кичились бы своей национальностью. К примеру, есть у
меня в Москве знакомые, которые стыдятся, что они русские, потому что государство
в каком-то вопросе поступило неблаговидно. Вот у меня подобное окружение. А сам
я люблю все русское, вырос на русской культуре, но я гражданин Украины, поэтому
защищаю и ее интересы.
– Роман Гургенович, насколько знаю, Вы хотели снимать "Буйволицу"
Гранта Матевосяна?
– С 1988 года это желание у меня пропало. Потому что я хотел
снимать в Карабахе - и с армянами, и с азербайджанцами. В горах и у них, и у
нас, и так далее. Собственно, так, как это у Гранта написано. Но поскольку
сейчас этого настроения нет ни у нас, ни у них, то вся фантазия на эту тему
пропала. Просто, я - человек мира, а мира нет.
– Быть человеком мира - это значит быть беспартийным, быть вне
политических сил и движений?
–Безусловно. Моя частная и творческая жизнь не зависят ни от
смены правительств, ни от смены строев. Я никогда не был ни с позицией, ни с
оппозицией. В Украине случались попытки привлечь меня в какую-то сторону, но я,
не обижая этих людей, сказал им, что ко всем, кто уходит в политику, отношусь с
предубеждением. Горжусь тем, что я единственный в Киеве режиссер, который про
советский строй ни одной строчки не снял. Но это моя сознательная позиция. Мне
это удалось. Этим, собственно говоря, и объясняется мой уход в классику. Я
полагал, что там-то меня не достанут. Я ушел в классику, чтобы не фальшивить на
современную тему. Чтобы мои герои не говорили, как на митинге или на
партсобрании. Что бы они не кричали "ура!" тому, чему я внутренне
сопротивлялся. Благодаря таким фильмам, как "Каштанка" и
"Поцелуй" - по Чехову, или же "Бирюк" - по Тургеневу, я
сознательно не участвовал в советской жизни. Другие участвовали. Сейчас они и
от партбилетов отказались. Это лицемеры. Я таким не был и, надеюсь, не стану. Я
помню, как директор киностудии в те времена сказал мне, Мише Беликову и Косте
Ершову: "Немедленно в партию!". Но мне удалось очень хитро уболтать
его, мол, я не заслуживаю, а вам это надо, и т.д. А так, был бы с 1984 года
членом КПСС.
– Вы часто бываете в Армении, здесь также приходилось кого-то
убалтывать?
– Нет, но я же не знаю никого из местных чиновников. Я
никогда не пользовался большими связями в Армении, в Карабахе - тем более. Из
моих друзей кто-то в оппозиции, кто-то -наоборот. Ни с той, ни с другой
стороной я предпочитаю эти разговоры не продолжать. Они даже обижаются. А я
считаю, что в Армении любое противостояние определенных лиц другим радует
только наших врагов и недоброжелателей. Не будем же дураками. Наши соседи нас
не любят - вот это надо помнить. И стремиться к тому, чтобы соседи желали
сотрудничества с нами, а не потешались над нашими "разборками".
– Ваше 70-летие кинофестиваль "Золотой абрикос" решил
отметить ретроспективой фильмов. Как Вы отнеслись к этой идее?
–Относительно 70-летия - с удивлением. Что же касается
ретроспективы, то у меня есть 5 фильмов, которые, по-моему, являются наиболее
удачными. Именно их я и привез. Все эти картины были сняты до 1987 года, кроме
фильма "Ночь светла". Разница в том, что до 1887 года меня не
волновало, что говорят о моих работах критики, и только потом меня стало
интересовать их мнение. А вообще-то я не люблю кинематограф - ни в Киеве, ни в
Москве, ни в Ереване. Когда я не снимаю кино, то живу лучше, интереснее. Всем
же давно известно, что я - заслуженный бездельник и известный тамада. Потому
что за столом мне равных нет. Не даю никому слова сказать, если близкая
компания, конечно, и если все ко мне ровно дышат. Это я люблю, да. Нет цензуры,
нет пленки, нет камеры, нет метеорологических условий. Там нет проблем, там я,
несомненно, талантливее. Есть только фантазия, есть только свобода. Как говорил
Адабашьян еще в 1982 году, "мой любой юбилей Балаян превращает в свой
творческий вечер".
– Также известно о Вашей особой миссии на кинофестивале. Я имею в виду,
что на протяжении ряда лет, благодаря именно Роману Балаяну, "Золотой
абрикос" посетили великолепные режиссеры и актеры.
– Да, я раньше привозил гостей, поскольку являюсь
поклонником кинофестиваля. Я искренне радуюсь, что в мою страну приезжают люди,
которые потом становятся нашими друзьями. Моя цель в том, чтобы они уехали с
мыслью, что лучше Армении ничего на свете нет. Я их не пускаю на фестивальные
мероприятия, мы вместе с утра и до вечера пируем, гуляем, пребываем в состоянии
эйфории. Они довольные уезжают, а потом еще повторно приезжают. Здесь есть
иностранцы, которых я на кинофестивале в шестой раз вижу. Радоваться надо, что
столько гуманитариев приезжает. Они же потом нас всему миру будут представлять.
Это же не саммиты - маммиты, не политика.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.