Analitika.at.ua. «Лентяй - человек, который может создать публичное
одиночество», - считает режиссер Роман Балаян и судя по всему последовательно
претворяет в жизнь эту мысль, словно демонстрируя, что леность, прикрытая
флегмой, - его главная черта, рассчитанная на общество, хотя где-то внутри него
скрывается по меньшей мере «Везувий», способный, к примеру, перевернуть стол в
порыве гнева. Вообще-то ему больше импонирует слово «леность», под которым он в
свои всего лишь 70 подразумевает созерцательное отношение к миру,
философичность. Думаю, ко всему вышесказанному стоит добавить щепотку
противоречивости его натуры, в которой мы и попытаемся разобраться в нашей
неформальной беседе.
- Ненавижу давать интервью, бубню всегда одно и то же. А
газетчики вечно хотят чего-то нового.
- Вы же умный мужчина, придумайте что-нибудь новое - ведь придумываете
вы фильмы!
- Меня "умным мужчиной” не возьмешь! А в фильмах, кстати, я
еще молчаливее.
- Зато в документальном фильме «Парящие ангелы. Роман Балаян» режиссера
Самвела Бабаяна говорящие про вас более чем красноречивы. Сергей Соловьев,
например, сформировал целый трактат о вашем возрасте, выведя посредством
«высшей калькуляции», что вам 12 лет. А на сколько лет вы себя ощущаете?!
- Да, Сережка всегда умел говорить лучше всех нас! Он не
просто говорит - новеллу строит человек! По уму мне мало лет (смеется). Ну, а
если я не выспался или грущу - превращаюсь в старика. Вместе с тем, если мне
интересна компания, то могу не спать по нескольку дней, при этом без умолку что-то
рассказывать. Режиссер Александр Адабашьян недаром шутил, что Балаян любой
творческий вечер превращает в свой!
- А еще про таких, как вы, говорят, что их держали в формалине!
- Ну да?! А мой третий подбородок, который на каждой
фотографии выдает мои 70?!! У меня все мясо в подбородок ушло! Нет, в формалине
меня не держали, я даже зарядку по утрам не делаю после 16 лет, с того момента,
как сломал ногу. До этого я был легкоатлетом…
В этот момент зазвонил телефон Романа Гургеновича. «Да,
здравствуйте. Я сейчас не могу. Во-первых, я не выспался. Во-вторых, я в
Ереване. Вот прилечу завтра в Москву, тогда и побеседуем. Нет, дома я не умею
давать интервью, не могу говорить, когда слушают…» - договорил он. А я в
процессе этого разговора, памятуя вышесказанные им же слова о недосыпании и
грусти, все думала: не повезло мне, однако… Однако не станем забегать вперед…
- Вы комплексуете перед родными?
- Просто иногда журналисты такие вопросы задают! А я как
женатый человек не обсуждаю вопросы типа «были ли у вас любовницы?» Я вам не
эстрадный артист.
- И жена у вас, соответственно, в отличие от многих эстрадных артистов,
одна-единственная и любимая на всю жизнь?!
- Да, одна-единственная. Это интервью в Интернете будет
напечатано? Если да, то надо быть поосторожнее. Хотя мы еще никого вроде не
обидели (смеется).
- Давайте от греха подальше побеседуем о творчестве. Над чем работаете?
- Над собой!!!
- А в промежутках - над «Параджановым»?
- В прошлом году директор украинской киностудии «Интерфильм»
Олена Фетисова предложила мне стать режиссером фильма о Сергее Параджанове. Я
отказался, согласившись взять на себя «обязанности тайного режиссера» в этом
проекте. Через год мне надоело это состояние и я принял официальный статус
креативного продюсера картины, которая называется «Параджанов. Ценитель
прекрасного». Начали думать об актерах, и первым, кого она назвала, был Сергей
Газаров. Он, конечно, хороший актер, но не Параджанов – у него глаза не те.
Тогда я вспомнил своего соотечественника из Франции, актера и режиссера Сержа
Аведикяна, и предложил его на роль Маэстро. Я не ожидал от Сержа столь
серьезного подхода к делу, потому что он всегда производил на меня такое же
легкомысленное впечатление, как и я на других: когда меня видят незнакомцы,
думают, что я бизнесмен, бабник или дурак (смеется). Думаю, проект возымеет
успех. Серж Аведикян выступает в нем и как сорежиссер. Фильм будет снят при
участии Украины, Грузии, Армении, Франции и Голландии.
- Слышала, в ваших творческих планах было перебежать дорогу Люку
Бессону?!
- Последний год я работал над сценарием, написанным еще в
1990 году, под названием «Ангел-хранитель». Когда Геворг Нерсесян, генеральный
директор компании «Парадиз», предложил мне снять по нему фильм, вдруг
оказалось, что нечто похожее есть и у Люка Бессона в фильме «Ангел-А». Хотя мой
сценарий был написан раньше бессоновской картины, мне пришлось его переписать,
но у меня впечатление, что я вряд ли займусь этим проектом. А вообще,
творческих планов у меня никогда не было. Не было такого, чтобы, закончив
что-то, тут же думал о другом. Лишь однажды, после якобы успешного завершения
"Полетов во сне и наяву”, через три месяца, я снял фильм "Поцелуй” по Чехову.
Уже для себя.
- А «Полеты» были призваны поднять популярность?
- Нет, общественный долг выполнял. То был гражданский отзыв
на время, в котором мы жили.
- После «Полетов» от вас ожидали чего-то гораздо более сильного. Как вы
думаете, вы оправдали надежды?
- И не старался. Такая картина, как «Полеты» (я имею в виду
ее направление), должна быть единственной в жизни.
- Вы весьма противоречивы. То пытаетесь выполнить общественный долг, то
игнорируете общественное мнение… Кстати, античные творцы вскрывали себе вены,
если понимали, что лучшая их работа уже создана…
- Не дождетесь! Просто с 1979 года я не живу кинематографом.
Цель жизни - жить, как хочется. Встречаться с друзьями, ничего не делать, и
чтобы за это платили деньги!
- Как и обещали, повторяетесь. Уже не раз вы говорили, прибегая к
словам Раневской, что если бы не деньги, то вообще не делали бы кино. Сейчас в
вашем владении студия «Иллюзион-филмз» в Киеве, снимающая коммерческие проекты
и приносящая, вероятно, неплохие дивиденды. Надо полагать, вы на вершине
счастья, что можете бездельничать без зазрения совести?!
- Мы уже год, как простаиваем. Те, кто раньше снимали у нас
сериалы, поумнели и теперь сами создали свои студии. Но я и так небедный
человек. У меня пенсия высокая и стипендия академическая, на кутежи мне
хватает, когда куда-то еду. Могу удовлетворить аппетиты всех окружающих. А так,
вечера провожу дома с женой. Дочь отдельно живет. Сын разошелся, в загородном
доме живет. Что касается денег, их могу иметь больше, но не хочу. Мне хватает.
Но если б 10 миллионов евро свалились на голову, не отказался бы. Из них по 2
млн дал бы детям и внуку – Роману Балаяну-младшему, миллион на депозит,
остальное – родным, друзьям, вдовам друзей. Но деньги - не есть вершина
счастья. Счастье в том, что оно невозможно. Сейчас нигде в мире о счастье не
говорят. Это определение придумано русской ментальностью. Не думаю, что
когда-либо бывал счастлив, но доволен судьбой бывал не раз.
- После «Полетов», например.
- Да нет, что вы все про кино!
- В таком случае, когда встретили свою будущую жену.
- Нет, у меня замечательная жена, но не поэтому. А после
того, как мне удалось всю жизнь прожить по-своему. Не снял ни одного советского
фильма. Даже в «Полетах» не было ни парторгов, ни коллективного осуждения, но
каждый воспринимал суть фильма по-своему. И начальник, и подчиненный. Это и
значит, что я по-своему жил.
- Это значит, что вы - талант! Помимо всего прочего, вам удалось
провести даже худсовет Советов!
- Если нет удачи, талант так и останется просто талантом, и
всю жизнь его будут жалеть, что он так и не реализовался. Мне везло, продюсеры
сами меня находили. А то буду я еще бегать, искать финансы!.. Но я говорю о
личной жизни, а вы меня направляете в киножизнь.
- А убеждаете, что не любите интервью! Вы, в отличие от многих
эстрадных артистов, с удовольствием говорите о личной жизни…
- Да, я говорю о личной жизни и о том, что построил ее так,
как хочу. Если бы я строил, как надо, ко мне сейчас невозможно было бы подойти
и, к примеру, интервью этого могло и не быть.
- Были бы вы тогда патологическим деспотом, и даже артисты от вас
шарахались бы!
- А так все бездельники стараются у меня работать, потому
что знают, что я все прощаю!
- Чтобы оправдать собственное безделье?
- Верно. Хотя это, вероятно, и неверный подход. Может, и
впрямь надо быть деспотом, как некоторые, и шесть лет снимать один и тот же
фильм, в течение которого некоторые артисты могут и помереть. Тогда, возможно,
и замысел реализуется более чем на 30%, в отличие от моих фильмов. Но я так не
могу. Я уважаю общество подчиненных. Если к друзьям на встречу еще могу
опоздать, то к подчиненному – ни в коем случае. Это дурной тон. Я деспот разве
что в компаниях! Ходить в гости не люблю. Предпочитаю сам приглашать друзей,
быть хозяином положения.
- Думается, что под вашей напускной леностью и флегмой скрывается
экстравагантный холерик.
- Холерик, но не экстравагантный. Я, конечно, могу ни с того
ни с сего залезть на дерево, прыгнуть со второго этажа ради выпендрежа. Кстати,
делал это часто и постоянно калечил себе ноги. Но все это не для того, чтобы
выделиться, а ради кайфа.
- Вы по определению противоречивый человек. «Ради выпендрежа, но не для
того, чтобы выделиться» - это, конечно, здорово! А слабо выкинуть нечто
подобное на людной улице? К примеру, признаться в любви женщине…
- Не-ет. Я на улице не знакомлюсь. Не дай Бог, женщина
участит шаг. Да я умру от унижения! Я могу, конечно, сделать так, чтобы этого
не произошло - комплименты, комплименты, комплименты, доходящие до абсурда
(язык-то у меня на месте), но предпочитаю знакомиться в привычном обществе.
- Вы часто бравируете ленью. А между тем один из философов сказал, что
понятия лени не существует. Есть отсутствие стимула.
- Мало что философы говорят! Это они к тому, что если ты
спишь, но тебе надо бежать, ты встанешь и пойдешь. Но это не про меня. Я умею
создать лень, и меня никто никогда не заставит быстро ходить или кого-то
догонять. Я не люблю чужие ритмы. Когда жена долго собирается в театр, начинаю
нервничать, понимая, что потом придется торопиться.
- А во сне и наяву приходилось летать?
- Я могу что-то рассказывать с бешеным смехом. Это для меня
и есть полет наяву. До 1973 года я часто летал во сне, но потом упал в какой-то
мизансцене какого-то фильма и ударился головой об дерево. С тех пор не летаю. А
обычно снится, что летаю над пшеничным полем. Моя мечта - в день четыре часа
побыть птицей, два часа - собакой, ночь - кошкой, гепардом. Но никогда не думал
стать слоном, крокодилом или носорогом. В обмен на то, чтобы стать птицей, но,
когда необходимо, превращающейся в человека, а то ведь загрызут, я бы отдал
несколько лет жизни. Я бы и фильм снял об этом, но в компьютерной графике
ничего не понимаю.
- Перед премьерным показом на одном из кинофестивалей «Золотой абрикос»
вашей картины «Ночь светла», где тоже не обошлось без полетов во сне и наяву,
вы сказали, что фильм недостаточно ценен в художественном плане. Это показная
скромность или перестраховка?
- Недостаточно ценен для меня… Никогда всерьез не
воспринимал критику, хотя и читал. А «Ночь светла» - это тоже гражданский ответ
равнодушным и занятым собой людям… Я уже много лет протягиваю всем без разбора
руку помощи. Старушки-нищие с улицы, наверное, видят во мне дурачка.
- Может, вам следовало родиться во времена Дон Кихота?
- Я бы предпочел античность. Был бы полководцем, но не
Македонским, это уж слишком, а, к примеру, Спартаком. Кстати, я был бы и
гениальным бандитом, и гениальным следователем, что, впрочем, почти одно и то
же. Я достаточно хорошо разбираюсь в психологии.
- Какие эпитеты льстят вашему слуху - талантливый, выдающийся,
известный или популярный режиссер Роман Балаян?
- Мне достаточно известного. Это уже не важно, режиссер
талантлив или нет, и звучит скромнее. Хотя на самом деле, может, и не настолько
известен. А популярный у нас Меньшов! Впрочем… лучше, конечно, когда и
известный, и популярный!
- Теперь понятно, почему вас так задели слова армянской журналистки,
назвавшей вас «более или менее популярным режиссером», о чем вы часто
рассказываете в своих интервью!
- Нет, не задела. Рассмешила! Клянусь! А потом она еще и
спросила, что я делаю для Армении, а я ответил, что хорошо себя веду за ее
пределами и этим самым поднимаю реноме армян!
- В тему об Армении. В одном из интервью вы сказали, что мечтаете снять
в Армении фильм о детстве. Но финансируя его, Армении придется недодать эти
деньги другим армянским режиссерам. Никак не пойму, вы утопист или гуманист?
- Я всего лишь сказал, ответив на вопрос, почему не живу и
не снимаю в Армении, что смог бы добиться частичного финансирования со стороны
Армении. Но не хочу этого делать во вред остальным не менее интересным армянским
режиссерам и наживать в их лице врагов, потому как могу найти деньги и извне. А
вообще, мало ли что я говорю под настроение. Мне надо побыть в Армении как
минимум месяц, чтобы что-то родилось. Снял бы по Гранту Матевосяну, которого я
обожаю. Но тут уже почти все снято.
- Вы впрыскивали своим детям «инъекции» против кинорежиссуры?
- Я сделал все, чтобы дети не имели к этому никакого
отношения. На студии они были раз в жизни. Сын больше 10 лет жил во Франции,
имеет свой бизнес. Сейчас помогает мне немного в финансовых вопросах. Только и
всего. Вообще, я считаю, что режиссер - дамская профессия. Ведь женщины больше
способны на диктаторство…
Так, женской темой началось и завершилось наше интервью, на
которое, к счастью, не повлияло хронически кутежное недосыпание в Ереване
известного режиссера Романа Балаяна. Яна АВЧИЯН, sobesednikarmenii.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.