Analitika.at.ua. В настоящее время ирано-российские отношения переживают
период напряженности, что объясняется иранскими политиками и функционерами как
результат стремления политического руководства России сформировать «новые»
отношения с США, ведущими государствами Европы и Европейским союзом в целом.
Только в последние недели Высший совет безопасности Ирана дважды обсуждал
вопросы отношений с Россией, и, скорее всего, пока в Тегеране нет определенного
понимания того, каким образом нужно поступать в дальнейшем в отношениях с
Москвой. Имеются некоторые признаки того, что в Тегеране прошел некоторый этап
истеричности и реактивного поведения, видимо, иранцы пришли к выводу, что
следует решать не сиюминутные проблемы, а разработать долгосрочную программу
выстраивания политики с Россией заново.
Исходя из отдельных фрагментов, можно придти к выводу, что
Иран пересмотрит свое отношение к некоторым регионам России с преимущественно
исламским населением. Если ранее иранцы вели себя достаточно сдержано и
деликатно в отношении Дагестана, Чечни, Татарстана, то, видимо, в последующем
иранцы предпримут более экспансионистскую политику в этих регионах, то есть,
попытаются использовать свое присутствие в них для давления на Россию. В
настоящее время иранцы пытаются развернуть пропаганду в части прав России на
территории Кавказа и Центральной Азии и поставить под сомнение договора,
заключенные в результате русско-персидских войн. В настоящее время посольствам
Ирана в странах Южного Кавказа и Центральной Азии поручено разработать
мероприятия и инициативы, касающиеся претензий Ирана в этих регионах, при
акценте, направленном против интересов России. Пересматривается роль и политика
отдельных политиков России, интересы и деятельность отдельных групп политиков и
лидеров бизнеса в проведении политики в иранском направлении. Если привести
суть и характер претензий Ирана к России в свете предыдущих и нынешних
отношений, то допустимо следующее.
Современная политика России в отношении Ирана сформировалась
в 1996 – 1997 годах, когда была исчерпана позиция правительства Бориса Ельцина
в отношении так называемого договора А.Гор – В.Черномырдин, который предполагал
жесткое ограничение в поставках обычных вооружений и различных высоких
технологий Ирану. Ранее назначенный шефом Внешней разведки России Евгений
Примаков был назначен министром иностранных дел, с чем консервативными и левыми
политическими кругами в Москве связывались изменения в российской внешней
политике. В 1996 году состоялась примечательная поездка Е.Примакова в Тегеран,
что вызвало тогда воодушевление в иранском политическом руководстве. В июне
1997 года президентом Ирана был избран М.Хатами, что вызвало некоторое
беспокойство в Москве, так как новый президент считался либералом и
реформистом, и это вызвало у русских опасения в части возможного сближения
Ирана и Запада. Но эти опасения вскоре были исчерпаны, так как на внешнюю
политику Ирана оказывали влияние не только президент М.Хатами и его сподвижник,
министр иностранных дел К.Харрази, но и более консервативно настроенный Высший
совет национальной безопасности. В тот период, в условиях эйфории по поводу
политики Е.Примакова, некоторые советники и консультанты иранского руководства
утверждали, что политика Е.Примакова заключается не в развертывании отношений с
Ираном, а в определении ограничений, которые были расставлены в российско-иранских
политических и военно-технических связях. Иранские официальные лица не хотели в
это верить некоторое время, так как Россия стала поставлять Ирану различную
гражданскую и военную технику, продолжала сооружатьБушерскую атомную электростанцию, критически
относилась к попыткам США изолировать Иран. Иран, в свою очередь выполнил все
обязательства по проблемам этно-религиозных движений на Северном Кавказе,
«северного альянса» в Афганистане, невмешательства в Южный Кавказ, в части
газовой политики и другим ключевым региональным проблемам. Вместе с тем, Иран
все более ощущал, что политика России направлена не только на ограничение
поставок военно-технического и высокотехнологического характера, но и на
сдерживание усиления региональных позиций Ирана.
Практически, 2000-е годы прошли под знаком взаимного
недоверия между Ираном и Россией. Россия поставляла Ирану некоторые довольно
устаревшие виды обычных вооружений, некоторые материалы двойного назначения,
средства гражданской авиации (отличающиеся моральным и физическим износом), при
этом, поставки нередко срывались, носили нерегулярный характер. Москва обвиняла
иранцев в неспособности строгого соблюдения договорных обязательств и оплат за
поставки. До сих пор Россия не выполняла обещания по поставкам ракет S-300, что
рассматривалось Ираном как «удар ножом в спину» в условиях постоянных угроз США
и, в особенности, Израиля. Россия активно проводила контрразведывательную
деятельность в отношении попыток Ирана получить различную техническую
документацию и некоторых комплектующих изделий для производства военной и иной
продукции. Имели место случаи, когда в Москве и в других городах России
контрразведка нарочито организовывала «утечку информации» для организации
провокаций в отношении агентов промышленного шпионажа Ирана. При этом,
результаты этих реальных и вымышленных контрразведывательных операций
подавались в открытой печати.
Такие отношения между двумя государствами нельзя назвать
дружественными. Одновременно, Россия подрывала позиции Ирана в Северном
Афганистане и в Таджикистане, совершенно не была заинтересована в усилении
позиций Ирана в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии, даже при
всевозможных намеках и репликах иранцев о возможном сотрудничестве с целью
ограничить влияние США. В Москве рассуждают таким образом: «Американцы в
Центральной Азии и на Кавказе - временные командировочные, а иранцы – это
надолго». Планы иранцев по поводу транспортировки газа в Армению были заметно
скорректированы Россией, которая опасается возникновения конкурента в поставках
газа в Европу. Достаточно грубым ответом на стремление Ирана усилить свою роль
в мировой и региональной политике стал практический отказ от принятия Ирана в
ШОС, хотя, наряду с русскими, в этом не были заинтересованы и китайцы.
Во второй половине 2000-х годов Россия пыталась
компенсировать свои неудачи в установлении более тесных партнерских отношений с
державами Запада развитием отношений с крупными и не очень крупными
государствами исламского юга, прежде всего, с Ираном, Турцией, Сирией, Египтом,
а также Пакистаном и Индией. Однако, выяснилось, что развертывание отношений с
данными азиатскими государствами не менее сложное дело, чем отношения с
западными странами. Часть из данных азиатских государств, прежде всего, Индия и
арабские государства находятся под сильным влиянием США, и проделать «брешь» в
сложившихся отношениях нелегко. Другие государства, прежде всего, Турция,
находятся на распутье и в поиске «нового пути» и не менее опасны для России,
чем для американцев или европейцев. Дружба и определенные тесные отношения с
Ираном, по мнению российских политиков, наносит их стране значительный ущерб,
так как ставит под сомнения обязательства России в отношениях с ведущими
западными партнерами, а также раздражает и многие государства Ближнего Востока,
рассматривающие Иран в качестве противника.
После 2007 – 2008 годов Россия, видимо, решила вернуться к
задаче установления более тесных партнерских отношений с Западом - как
безальтернативному пути, чему может помешать ее лояльное отношение к Ирану. В
настоящее время произошли заметные изменения в позиции и логике поведения
ведущих европейских государств в отношении Ирана. Франция и Германия пытаются
выработать и проводить новую, более самостоятельную политику в отношении Ирана,
не зависимую от мнения и позиции США. Великобритания, длительное время
пытающаяся играть роль посредника между Ираном и Западным сообществом, теперь
вынуждена солидаризоваться с европейскими партнерами. Франция и Германия шаг за
шагом дистанцируются от политики США и стремятся приблизить политику США к
своей политике, тем самым занять более важную роль в международной политике.
Иранская проблема стала важным фактором формирования новых позиций ведущих
европейских континентальных государств, и они не собираются в дальнейшем
возвращаться к прежнему положению, когда они были всего лишь «второстепенными»
участниками процесса давления на Иран. В отличие от Великобритании и США,
Франция и, в особенности, Германия, являются масштабными экспортерами
промышленной продукции и инвестиций в Иран и не заинтересованы в блокировании и
изоляции Ирана. Вместе с тем, европейцы усилили давление на Иран, стремясь его
сделать, прежде всего, европейским «клиентом», привязывая его на свою стратегию
и политику. Европейцы понимают, что подлинная экономическая блокада Ирана
невозможна без их участия, и не торопятся с реализацией своих планов по этой
проблеме.
Вместе с тем, Франция и Германия обретут гораздо более
сильные позиции по иранской проблеме, если будут сотрудничать с Россией,
которая является важнейшим партнером Ирана в экономике, технологии и политике.
Создание тройной «связки» Франция – Германия – Россия, при вынужденной
солидарной позиции Великобритании, позволит однозначно переставить фигуры в
игре и поставит США в положение державы, которая утратила монополию в диктовке
требований в отношении Ирана. Франция и Германия также надеются, что, так или
иначе, Китай будет вынужден приблизиться к их позиции по иранской проблеме.
Россия понимает и свою важную роль в этой игре, но и понимает, что отказ от
сотрудничества с европейцами приведет к ее изоляции в мире, к возможному
вынужденному возвращению европейцев к сближению с США и утрате реальной
инициативы в «иранской игре». Для России «иранская игра» - это шанс для
обретения достойного места в европейской политике, демонстрации своей
способности проводить политику в Европе по правилам и приемам, принятым в
европейской политике. Наряду с решением основной стратегической задачи – войти
в европейскую политику достойным образом, на полных правах европейской страны, Россия
стремится регулировать, с помощью «иранской игры», энергетическую политику,
прежде всего, сохранить позиции в глобальном газовом бизнесе. Россия выдвинула
свою концепцию европейской безопасности, которую критикуют США и
Великобритания, и хотела бы продемонстрировать готовность пожертвовать своими
амбициями в Азии во имя солидарности с европейскими партнерами.
Вместе с тем, для России важна и другая сторона медали в
«иранской игре» - усилить свою роль для Ирана как партнера, и она хотела бы
использовать свою роль в Европе и на Западе в целом для демонстрации своей
значимости в мире. Идеальным положением дел для Ирана является максимальное
дистанцирование России и Китая от Западного сообщества, что подает надежды
иранцам на установление более тесных и доверительных отношений с данными двумя
державами. Для Ирана не все потеряно, так как ни Китай, ни Россия не торопятся
принять требования Запада и проводят политику в своих интересах. Иран в
отношении проблемы санкций ведет себя довольно уверено.
Идеальным для России стилем в отношениях с Ираном является
«удержание его на привязи» как «соподчиненного государства». Таковыми были
взгляды и намерения Москвы в отношении Ирана, практически, всегда и до
исламской революции, и после. В соответствии с этой постановкой задачи, Россия
не может допустить ускоренного технологического развития Ирана и весьма
заинтересована в ограничениях, которые выстраивают США и их партнеры в части
сотрудничества с исламской республикой. Но Иран уже не тот, каким был после
тяжелейшей и разрушительной войны с Ираком, и удерживать это динамично
развивающееся государство под контролем Россия не сможет, если не будет
солидарна с ведущими технологическими и экономическими державами Европы. В
альянсе с Европой Россия могла бы проводить в отношении Ирана более маневренную
и эффективную политику, удерживая его в определенных рамках отношений. В
последнее время Иран предпринимает контр-реакцию на столь однозначную политику
России, вспоминая, в том числе, и историческую ретроспективу, указывая на захватническую
политику России в Южном Кавказе в начале 19 века.
Одной из актуальных задач России является увязка «иранской
игры» с планами США по установлению системы ПРО в Европе, направленной на
защиту от иранских баллистических ракет дальнего действия. Данная ситуация
только кажется достаточно прозрачной. В действительности, ситуация весьма
запутана, и Россия так и не сумела заручиться согласием Ирана на совместное
проведение этой ситуационной игры, где контр-партнерами являются США и Израиль.
Одновременно, США также не принимают в должной мере данную игровую ситуацию и
вовсе не собираются разменивать давление России на Иран на решение по поводу
размещение системы ПРО. Игра пока не получилась, и никто не может сказать,
насколько США и Россия способны придти к согласию по этой проблеме, но Иран, в
любом случае ощущает себя в ущербном положении. Помимо попыток увязать
«иранскую игру» с общими проблемами в отношениях с США, Россия привлекает к
этой игре и Израиль, прекрасно понимая, что это в высшей степени раздражает
Иран.
На протяжении многих лет Россия использовала иранскую тему
для решения своих проблем с западными государствами, и довольно часто в Иране
возникали значительные претензии к России. Но, тем не менее, России удавалось
выходить из данных ситуаций в качестве чуть ли не «спасителя» Ирана, что
воспринималось в Тегеране как приемлемое решение, так как международное
положение Ирана оставалось тяжелым, и Россия была нужна иранцам, несмотря на
отсутствие желаемых отношений. Иранцы очень хорошо понимают, что заигрывание
России с европейцами не приведет к присоединению русских к политике
блокирования Ирана, даже в ограниченном формате. Если для Западного сообщества
блокирование и изоляция Ирана - вполне приемлемая позиция для удержания Ирана
под контролем, то для России какая-либо форма блокирования означала бы утрату
важнейших позиций на южном стратегическом направлении. За последние два
десятилетия в Москве поняли, что Иран является единственным возможным
стратегическим партнером для России на огромном пространстве от
Средиземноморского бассейна до Китая. В ряду региональных макродержав Передней
и Южной Азии – Египет, Турция, Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан, Индия - для
России нет государства, заинтересованного в отношениях стратегического
характера с Россией. Даже Индия, которая много лет рассматривалась в качестве
стратегического партнера для России, теперь все более ориентируется на США, в
формате противостояния Китаю. Не исключается, что со временем большая часть из
данного ряда государств станут не только «нейтральными» по отношению к России,
но и ее противниками.
В тандеме Россия – Иран именно Иран находится сейчас в
глухой обороне и выступает в роли лоббиста своих интересов в Москве, а не
напротив. Так же, как и Россия, Иран находится в положении жесткой
геополитической осады, и это может сблизить позиции и сочетать интересы обоих
государств. Рано или поздно данные отношения изменятся и обретут более
доверительный характер. Но в настоящее время элиты обеих стран должны понять,
что выдвижение в обоюдных отношениях столь критической массы отсутствия доверия
и обязательств приводит к накоплению враждебности и иррационального отношения.
Это не в интересах стран ни в ближней, ни стратегической перспективе. С точки
зрения сегодняшнего дня может представиться парадоксальным, но будущее
российско-иранских отношений во многом зависит и будет обусловлено не
конфронтацией, а тесным сотрудничеством Ирана и США, которые располагают
гораздо большим набором взаимных интересов, нежели противоречий. Иран, безусловно
- надежный союзник США в близком будущем, что является темой другой статьи.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.