Главная » 2010»Июль»16 » Россия и некоторые аспекты текущего развития ситуации в Черноморском регионе
Россия и некоторые аспекты текущего развития ситуации в Черноморском регионе
13:09
Analitika.at.ua. Развитие внешнеполитических процессов в Черноморском
регионе указывает на сохранение конфронтационного характера отношений между
основными силами региона. Известные попытки нечерноморских стран, в первую
очередь США, закрепиться в регионе путем создания и углубления
военно-политических связей с черноморскими странами, строительства здесь
собственной военной инфраструктуры принимают все более рельефно выраженный
характер. Это особенно ощутимо и имеет все перспективы для дальнейшего
углубления на фоне разворачивающихся процессов в отношениях между тремя
крупнейшими черноморскими странами – Россией, Турцией и Украиной.
Если до последних выборов в Украине Вашингтон в целом
довольно успешно контролировал баланс сил в регионе, обеспечивая свой главный
приоритет по поддержанию данного баланса – недопущения полной кооперации между
Россией и Турцией в Черном море, то после прихода к власти В. Януковича следует
ожидать от США новых действий по сохранению этого баланса. Успехи России на
украинском направлении, которые имеют уже конкретное выражение и самым
непосредственным образом затрагивают вопрос военно-политического баланса сил в
Черном море, могут вызвать в Вашингтоне опасения по поводу еще большего
стремления Турции на сближение с Россией в вопросах черноморской и связанных с
ней других тематик. В связи с этим заметно усиление антироссийской риторики у
Румынии, которую, по всей видимости, следует считать компенсационным ресурсом
Вашингтона после ухода с поста президента Украины В.Ющенко. Однако только одна
Румыния не сможет обеспечить США удобные позиции в отношениях с Россией,
поэтому следует ожидать усиления американского влияния на политику другого
евро-атлантического партнера США в регионе – Болгарию.
Очевидно, что, помимо Румынии и Болгарии, у США нет удобных
партнеров в Черноморском регионе, которые бы предоставили им, помимо уже
имеющихся тесных отношений, еще более удобные позиции для решения главного
вопроса – установления сильного влияния США в Черном море. Роль Болгарии в
решении этого и связанного с ним более конкретного вопроса – препятствования
усилению позиций России в регионе по всему спектру вопросов, включая и
энергетические проекты, для США представляется ценной по следующим причинам: 1)
Румыния имеет традиционно натянутые отношения с Россией и Украиной (в
частности, вопрос Приднестровья, территориальные споры с украинской стороной),
и ее роль в качестве сдерживающего Россию фактора должна быть усилена ролью
Болгарии, с которой у России связаны особые надежды как в разрезе исторического
прошлого, так и в современных условиях. 2) Румыния имеет тесные связи с
Турцией, и в отношениях этих двух стран на нынешнем этапе не просматривается
потенциальных точек конфликта между ними (перспективных для США). На этом фоне
Болгария имеет такие перспективы, и, возможно, в будущем Вашингтону удастся поддерживать
в треугольнике Россия – Болгария - Турция некие элементы конфликтного
характера, используя которые, можно было бы влиять на внутриполитические
процессы в этих странах. 3) Болгария находится в более трудном, чем Румыния,
положении энергетической зависимости от России, и данный факт может быть
использован Вашингтоном для дистанцирования Софии от Москвы за счет усиления
позиций Турции в Болгарии и наоборот. На нынешнем этапе наиболее реальной
перспективой усиления своих позиций в Румынии и Болгарии для США является
вопрос размещения в этих странах элементов системы ПРО.
Можно предположить, что администрация Б.Обамы сделала выбор
в пользу более рационального и решающего сопутствующие задачи сценария
размещения системы ПРО в Европе, которая была бы в максимальной степени
приближена к Черноморскому региону (в сравнении с планами предыдущей
администрации Белого дома о размещении элементов системы ПРО в Чехии и Польше).
"Компенсационные" усилия США по отношению к Румынии и Болгарии после
президентских выборов в Украине протекают на фоне достижения с Россией нового
Соглашения по СНВ, и от этого они видятся еще более рациональными и решающими
разносторонние цели. Для США в этих условиях важно придать данным усилиям
коллективный характер евро-атлантического партнерства и таким образом
дистанцироваться от понимания этих усилий как имеющих сугубо двусторонний
характер.
В середине февраля текущего года стало известно, что София и
Вашингтон ведут неофициальные переговоры о размещении на территории Болгарии
элементов американской системы ПРО. Об этом 12 февраля 2010г. заявил посол США
в Болгарии Дж. Ворлик. Последний подчеркнул, что этот вопрос находится в
начальной стадии обсуждения. Подобные планы США по приданию своим усилиям
широкой евро-атлантической основы партнерства уже нашли проявления в заявлениях
официальных лиц Болгарии. Так, премьер-министр этой страны Б. Борисов в
середине февраля этого года заявил, что решение о присоединении его страны к
американской программе создания противоракетной обороны зависит не только от
него: этот вопрос должен быть одобрен парламентом страны и согласован с
Европейской комиссией, поскольку Болгария является членом ЕС. Болгарские
источники указывают, что планируемое размещение элементов системы ПРО в
Болгарии не будет позиционироваться как система США, а будет создаваться под
эгидой НАТО.
Февральские заявления официальных болгарских лиц получили
продолжение уже в апреле этого года. 13 апреля официальный представитель МИД
Болгарии В. Чернева заявила на пресс-конференции, что Болгария готова
разместить американскую систему ПРО на своей территории. При этом представитель
Болгарии подчеркнула "географическую аргументацию", связав этот
вопрос с тем, что в связи со своим географическим положением Болгария
чувствительно относится к вопросу наличия у Ирана ракет, поэтому у страны нет
оснований оставаться в стороне от американской системы ПРО.
Отношениям с Болгарией Россия придает особую значимость, и
за динамикой данных отношений весьма внимательно следят в российских экспертных
кругах. Когда Болгария вступала в НАТО, в российских экспертных кругах делались
предположения об ожидаемом дистанцировании Софии и Москвы друг от друга, что в
целом нашло свое подтверждение в текущих событиях. В конце апреля 2004 года в
Москве прошел круглый стол на тему "Взгляд на болгаро-российские отношения
после расширения ЕС и НАТО". Со стороны известных российских экспертов на
этом круглом столе были даны следующие оценки: "вступление Болгарии в ЕС и
НАТО приводит к очень серьезным изменениям и в человеческих, и в политических
измерениях" (директор Института стран СНГ К.Затулин); "оказавшись в
окружении западных стран, которые пишут на латинице, для которых православная
культура не является близкой и понятной, Болгария столкнется с риском потери
самоидентификации" (завкафедрой европейской интеграции МГИМО (У) МИД
России О.Буторина).
Болгаро-российские отношения продолжают пребывать в
состоянии неопределенности. На нынешнем этапе данная неопределенность
обусловлена отсутствием прогресса в конкретных проектах между двумя странами, с
которыми на предшествующих этапах связывались большие надежды. Помимо проекта
нефтепровода Бургас -Александруполис к таким проектам, безусловно, относится
строительство Россией в Болгарии АЭС в Белене. В отношении этого проекта на
Болгарию оказывается давление со стороны структур ЕС. Так, известно, что 3
марта этого года Болгарию посетил еврокомиссар по вопросам энергетики
Г.Оттингер, который, по данным европейских информационных источников, заявил в
Софии, что "ЕС очень чувствителен по поводу проекта строительства АЭС в
Белене".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.