Главная » 2010»Май»16 » Россия отныне не в состоянии в одиночку обеспечивать безопасность Армении
Россия отныне не в состоянии в одиночку обеспечивать безопасность Армении
16:25
Analitika.at.ua. Интервью эксперта Вашингтонского Центра стратегических и
международных исследований Оганеса Никогосяна армяно-американскому
политическому ежедневнику "Жаманак" ("Время")
Последние тенденции в евразийском регионе, в том числе, победа Виктора
Януковича на Украине и подписание соглашения о продлении сроков дислокации
Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года, переворот в Киргизии, по
утверждению ряда экспертов, организованный Россией, наращивание до уровня
стратегических отношений между Россией и Турцией - все это позволяет
утверждать, что Вашингтон практически смирился с двуполярным, а не
многополярным мироустройством. Причем на данном этапе постсоветское
пространство полностью передано под "патронаж" России. Что скажете по
этому поводу?
Во-первых, благодарю за интервью. Знаю, что сейчас очень
важно учитывать те изменения, которым подверглась внешняя политика США в
Средиземноморском, Кавказском и Среднеазиатском регионах в период правления
администрации Обамы.
Очевидно, что произошла, и в настоящее время продолжается,
четкая переоценка политики, внешних вызовов и общих подходов Джороджа Буша -
младшего. В данном случае, мнения и подходы в Вашингтоне относительно внешней
политики Обамы очень разнятся. Многие критики, например, говорят, что президент
Обама вообще не имеет сформулированной, четко разработанной внешнеполитической
стратегии, и отводит гораздо большее значение внутренним задачам. Данная группа
экспертов указывает, что, скажем, реформирование системы здравоохранения
занимает более важное место в повестке этого президента, чем, например, Иран
или Россия. Такая оценка сегодня доминирует среди критиков.
По моему мнению, нынешняя администрация сейчас находится на
этапе разработки нового курса, новой региональной политики, и усилия,
направленные на налаживание качественно новых отношений с Россией, яркое тому
свидетельство. В отличие от прошлой администрации, Обама стремится наладить
новые отношения с Россией и идти путем сотрудничества, а не конфронтации,
поскольку есть понимание, что без действенного и позитивного вклада Москвы
невозможно разрешить, как минимум, две проблемы - иранскую и афганскую (в
вопросе Ирака сотрудничество с Турцией считается достаточным). Важность
политики "перезагрузки" отношений с Россией состоит именно в этом.
Перечисленные вами события многими оцениваются как
"сдача позиций" или "поражение". В качестве контраргумента
приведу один пример. Очень большой вклад в победу Януковича на Украине в
качестве советников внесли ряд важных американских деятелей, с одним из которых
я недавно имел интересную дискуссию. Это доказывает, что действующая
администрация предпочитает работу с имеющимися "ресурсами" и лицами
разнообразным "цветным революциям", и не считает, например, победу
пророссийских сил на Украине вызовом для своей безопасности.
Президент Обама движется в своей "сетке
приоритетов", в которой важнейшее значение отводится принятию санкций в
отношении Ирана со стороны Совета Безопасности ООН (о важности Ирака и
Афганистана говорить излишне). Это та цена, ради которой США стремятся свести к
минимуму разногласия с Россией, фактически, но, надеюсь, на короткое время,
покинув Среднюю Азию и Южный Кавказ.
Как вы оцениваете отношения между Россией и Турцией, учитывая, что их
перспективность будет определяться соглашениями о строительстве в Турции ряда
российских атомных станций и газопроводов?
Несмотря на то, что Россия - стратегический союзник Армении,
я уверен, ее сближение с Турцией абсолютно не исходит из интересов Еревана. С
другой стороны, это сближение сугубо ситуационное, и между этими двумя странами
гораздо больше разногласий, чем общих интересов.
Конечно, вы можете вспомнить, что во время августовской
войны 2008 года Турция и Россия объединили усилия, чтобы не допустить присутствия
США на Черном море, апеллируя к Конвенции Монтре от 1933 года. Воодушевленные
этим "сотрудничеством", русские предприняли попытку еще более
сблизиться с Анкарой за "счет армян", предприняв в ноябре того же
года подписание Майендорфской декларации, целью которой было, по-видимому,
создание работающей параллельно с Минской группой ОБСЕ плоскости для
карабахского урегулирования, впервые в истории фактически предложив туркам
втянуться в карабахский переговорный процесс. Но за короткий период русские поняли
ошибочность своих расчетов, и этот процесс провалился.
Конечно, в этой ситуации их интересы совпали, но скрытых
разногласий гораздо больше. Например, если не ошибаюсь, в прошлом году
состоялась встреча руководителей ФСБ и MIT (Турецкая национальная разведка),
когда по всей России (но по большей части на Северном Кавказе) в ходе операции,
продлившейся неделю, были арестованы в общей сложности 640 турецких тайных
агентов, которые осуществляли различные антироссийские действия на территории
РФ. Единственной возможной плоскостью для российско-турецкого сотрудничества
является энергетическая сфера, но и она, впрочем, окажется под вопросом на фоне
смены власти на Украине.
История свидетельствует, что каждый исторический этап сближения России
и Турции оборачивается для Армении потерей территорий. Как вы считаете, какую
цену на сей раз заплатит Армения для формирования, укрепления и развития
российско-турецкого союза? Какой будет осязаемая сторона этой платы?
Как я уже сказал, создание такого союза абсолютно противоречит
интересам Армении. Но в то же время, есть множество препятствий на пути
появления указанного союза. Наиболее важным из них, пожалуй, является членство
Турции в НАТО, что делает практически нереальным формирование
турецко-российского альянса. Как вы уже могли заметить, в настоящее время
наблюдается некоторый перерыв и пассивность в американской политике - как в
отношении Турции, так и всего региона. Военные и политические проектировщики в
ожидании результатов парламентских выборов в Турции.
Тем не менее, из национальных интересов Армении исходит
более глубокое вовлечение США в регион - в качестве третьей силы, поскольку,
учитывая процессы, связанные с Турцией, Россия отныне не в состоянии в одиночку
обеспечивать безопасность Армении. Считаю и надеюсь, что именно осознанием
этого вызова был обусловлен визит президента Армении Сержа Саргсяна в Вашингтон
12-13 апреля, после 9-летнего перерыва. В последний раз визит на уровне
президента был осуществлен в 2001 году, в период правления Роберта Кочаряна,
который, к сожалению, не придавал большой важности развитию политических
отношений Армении с США. Уверен, что этот не заявленный, но фактический перерыв
американской региональной политики, должен быть использован Арменией для
проведения "работы" с США. В качестве первого шага весьма и весьма
важно создать в Вашингтоне армянский (а не американский центр) для наполнения
американской политической повестки "Арменией".
Еще несколько недель назад говорилось, что одним из ключевых вопросов
визита президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию станет урегулирование
карабахской проблемы. Прежде всего, как вы оцениваете тот факт, что Россия
обсуждает карабахский вопрос не со странами-сопредседателями Минской группы
ОБСЕ, и какой исход могут иметь российско-турецкие переговоры по карабахской
проблеме?
В результате ошибочных расчетов, Россия после августовской
войны 2008 года пригласила Турцию принять участие в переговорах по
урегулированию нагорно-карабахской проблемы (вне формата Минской группы ОБСЕ),
но вскоре поняла свою ошибку, и Майендорфская инициатива провалилась раньше,
чем была подписана. Уверен, что президенты Саргсян и Алиев подписали ее только
для спасения имиджа президента Медведева. Уверен, что проблема Нагорного
Карабаха, даже в случае обсуждения, будет оставаться в турецкой политической
повестке, а не российской. И потом, в "замороженном" процессе с
Арменией, Турция, в реальности, и я говорю это уверенно, учитывая
многочисленные встречи с турецкими деятелями, не заинтересована вопросом
Нагорного Карабаха, четко осознавая, что в этом процессе ей места нет
(вспомните, что вопрос Нагорного Карабаха очевидным образом возник в повестке
армяно-турецких переговоров после Цюриха). Турция до последнего момента
ожидала, что США и Европа дадут четкие заверения, что "Армянский
вопрос" (имеется ввиду проблема признания Геноцида армян - прим. REGNUM),
висящий как "дамоклов меч" над ее головой, будет окончательно выведен
из международной повестки по завершении этого процесса (нормализации
армяно-турецких отношений - прим. REGNUM). И лишь не получив таких заверений,
Анкара прекратила процесс. (Суть не состоит и не состояла в вопросах
Азербайджана или Нагорного Карабаха. Во всяком случае, не настолько, насколько
утверждается многими аналитиками).
Потепление российско-турецких отношений на фоне охлаждения отношений
между Турцией и Израилем, а также турецко-сирийское и турецко-иранское
сближение... Как вы оцениваете эти тенденции? Насколько они взаимосвязаны?
Однозначно взаимосвязаны. Очевидно, правительство Эрдогана в
настоящий период находится в поисках собственного лица. Прежние, традиционные,
кемалистские ценности поставлены под вопрос. Идет мощная борьба против светской
власти, олицетворяемой военной элитой. Более того, как партия, имеющая глубокие
религиозные корни, которую, в частности, на фоне нынешнего
финансово-экономического кризиса, Европа, в лице Саркози и Меркель, не готова и
не будет готова принять в Европейский Союз, турецкие власти пытаются открыть
альтернативу - на Восток.
Однако, очевидно, что Турция не в состоянии найти себе место
в арабском мире, этому всегда будут противиться, в частности Египет, Иордания,
Саудовская Аравия, которые считают Турцию предателем исламских ценностей, а
отношения с Ираном имеют физические лимиты, которые зависят от США. И потом, Иран
традиционно считает угрозой любую активность Турции. Не случайно, что последняя
захлестывающая через край турецкая активность, например, в карабахском вопросе,
заставила Иран выступить в противовес с собственной инициативой - организации
переговорного формата с участием ИРИ. Короче говоря, Турция - как и любая
нормальная, здравомыслящая страна, пытается балансировать свои отношения с
внешним миром, создать альтернативные пути. Но при любом сценарии, все равно, в
долгосрочной перспективе членство в НАТО продолжит оставаться важнейшим
фактором для Турции, играя роль сдерживающего элемента для любой ее инициативы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.