Analitika.at.ua. 12 мая, исполняется 16 лет перемирию, заключенному
сторонами Карабахского конфликта - Нагорно-Карабахской Республикой,
Азербайджаном и Арменией при посредничестве России. Перемирие, которое, однако,
так и не превратилось в мир.
Азербайджан продолжает войну, развязанную в 1991г. против
НКР и Армении. И дело не только в практически ежедневных обстрелах позиций
армянских сторон на линии соприкосновения и постоянно звучащих из Баку угрозах
применения силы для окончательного разрешения конфликта по азербайджанскому
сценарию. Война ведется на всех фронтах - дипломатическом, экономическом,
культурном. Война без границ и без правил. Война, которая является частью
глобального конфликта, продолжающегося со времени распада СССР между
сверхдержавами и затрагивающего весь мир.
По словам президента России Дмитрия Медведева, конфликт,
сопоставимый по масштабам со Второй мировой войной, возможен, и Россия должна
быть к этому готова, сохраняя стратегические возможности. Такой конфликт, к
сожалению, возможен, и это связано с тем, что существуют очень разные страны с
очень разными интересами. На планете огромное количество оружия, есть люди,
которые до сих пор рассматривают войну в качестве средства решения своих
политических проблем. Есть, наконец, случайности. Однако необходимо искать
компромиссы и договариваться в рамках международного сообщества, отметил он.
Случайности вообще, а в политике, в частности, - вещь крайне
редкая. Все закономерно. Другое дело, что не всегда и не всем удается эту
закономерность отследить и понять. Однако можно, если понимать интересы сторон,
в этот конфликт или в эти конфликты вовлеченных. Посему не соглашусь с турецким
журналистом, написавшим, что в 1990-х годах трудно было представить возможность
стратегического сотрудничества между Турцией и Россией. Были люди, которые
такую возможность, как минимум, не исключали. И сегодня их предположения,
кажется, становятся реальностью. Реальностью, которая может стать судьбоносной
для Армении, которой в этой ситуации жизненно важно правильно сориентироваться.
Вчера начался визит президента России в Турцию. В преддверии
визита Дмитрий Медведев заявил, что Россия и Турция становятся стратегическими
партнерами: "Прежде всего, можно с уверенностью утверждать, что
российско-турецкие связи выходят на уровень полномасштабного стратегического
партнерства. Об этом свидетельствует подписанная президентами в Москве в
феврале 2009 года Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений
между Россией и Турцией”. Медведев обращает внимание, что во время его визита
будет сформирован принципиально новый механизм межгосударственных консультаций
- Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ) - под их с премьер-министром
Турции председательством. Задача создаваемой структуры - разрабатывать
стратегию и основные направления развития российско-турецких отношений,
координировать реализацию важных проектов, стимулировать контакты между
бизнесменами двух стран. А также - способствовать согласованию
внешнеполитических шагов в целях поддержания международного мира, стабильности
и безопасности. Большие надежды мы возлагаем и на Форум общественности наших
стран, который призван стать своего рода гуманитарной опорой ССВУ. "Турция
является одним из наших значимых партнеров в региональных и мировых делах. Нас
объединяет понимание насущной необходимости противодействия международному
терроризму и другим вызовам и угрозам современного мира, осознание
безальтернативности углубления межрелигиозного и межцивилизационного диалога”,
- сказал Медведев.
Объем товарооборота между двумя странами вышел на уровень
свыше $30 млрд., и решено довести за пять лет эту цифру до $100 млрд. Россия
обеспечивает около 70% потребностей Турции в энергоресурсах. Стороны
договорились также о сотрудничестве в сфере атомной энергетики (предполагается,
что Россия построит в Турции одну или несколько АЭС). Есть взаимная
заинтересованность в том, чтобы территория Турции стала одним из основных
транзитных путей для российских энергоносителей. Бурно развивающееся
торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество между РФ и Турцией
диктует необходимость повышения уровня взаимоотношений также и в политической
сфере, отмечает профессор Ереванского госуниверситета, бывший посол Армении в
Сирии Давид Ованнисян в статье "Россия - Турция: в поисках модели
расширяющегося партнерства” (fondsk.ru). Речь, по его словам, в первую очередь,
идет о серьезных проблемах в турецко-американских и турецко-израильских
отношениях. Одновременно дипломатические маневры Анкары, нацеленные на поиск
новых возможностей для повышения своей геополитической значимости в
черноморско-каспийском регионе.
Особое место в переговорах Д.Медведева в Анкаре займут
проблемы региональной безопасности и стабильности для Южного Кавказа. Роль
этого региона, выступающего важнейшей транзитной территорией, соединяющей или
разъединяющей эту основную для Евразии коммуникационную систему трех морей,
через которую, так или иначе, проходят или должны пройти нефтепроводы,
газопроводы, транспортные магистрали, после развязывания конфликтных узлов на
Балканах, серьезно возросла.
Предметом обсуждения российского и турецкого лидеров станет
такая инициатива, как "Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе”,
выдвинутая Турцией в ходе визита в Россию премьер-министра этой страны Реджепа
Эрдогана 13 августа 2008г. По мнению турецкого премьера, она "предполагает
создание международной организации, которая сфокусирует свои усилия на создании
общей безопасности в Кавказском регионе, на сотрудничестве в поставках
энергоносителей”. Организация должна включить в себя пять стран региона -
Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию и Армению. Как считает Эрдоган, такой союз,
основанный на принципах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ), смог бы предотвращать любые конфликтные ситуации в регионе. Эта
инициатива четко указывает на главную цель Анкары - превратить Турцию в
региональную державу одновременно на Балканах, Кавказе, Центральной Азии и
Ближнем Востоке и таким образом вернуть некогда принадлежавший ей статус
великой державы. Как отмечал недавно глава МИД Турции Ахмед Давутоглу, основная
цель турецкой внешней политики в текущем столетии - это расцвет оттоманских
Балкан как центра мировой политики. Можно предположить, что во время визита
президента России Д.А.Медведева в Анкару будет заинтересованно обсуждаться
самый широкий спектр вопросов региональной безопасности. Хотя интересы России и
Турции на ряде направлений международной политики, как и их подходы к проблемам
национальной безопасности, во многом различны, есть целый ряд задач, которые
эти государства-партнеры, несомненно, будут решать вместе, считает Д.Ованнисян.
Примечательно, что в преддверии визита Медведева в Анкару
"Группа мудрецов” Евросоюза, созданная в период председательства Франции в ЕС,
указала на неприемлемость "географических критериев”, предложенных президентом
Саркози в вопросе членства Турции в ЕС, отмечая, что "Евросоюз должен сдержать
свои обещания, данные официальным странам-кандидатам, в том числе и Турции, и
содействовать переговорному процессу”. Как отмечает политический обозреватель
РИА Новости Андрей Федяшин, Брюссель в последние годы, глядя на Москву и
Анкару, испытывает "раздвоение личности”: одна личность критикует обеих за "неполное
европейское соответствие”, впускать Турцию в Европу не хочет, крепить связи с
Москвой не торопится, а другая личность слишком боится "отпустить” Турцию и
Россию в объятия друг друга. Ясно ведь, что совместно два самых крупных
евроазиатских соседа ЕС могут составить Большой Европе опасную экономическую и
региональную политическую конкуренцию.
Еще более пристально за российско-турецкими телодвижениями
следят в Баку. Там надеются, что Анкара не упустит момента, чтобы
провентилировать вопросы, касающиеся карабахского урегулирования, уповая на то,
что заинтересованной в удержании Азербайджана в русле своей геополитики Москве
захочется вынудить Ереван к уступкам.
И это - одна из причин появления очередной волны
милитаристских заявлений со стороны руководства Азербайджана, а также демарша
Ильхама Алиева, отказавшегося участвовать в неформальном саммите СНГ 8 мая в
Москве под предлогом участия в нем главы Армении. В Турции также неоднократно
заявляли о своих надеждах на то, что визит Медведева приведет к "определенному
прогрессу в вопросе Карабаха”.
Правда, эксперт Армянского центра национальных и
стратегических исследований Манвел Саркисян считает, что одной встречи
недостаточно для того, чтобы найти решение карабахскому конфликту и предложить
его сторонам. У сторон слишком противоположные взгляды и видение урегулирования
конфликта”, - заметил он ArmeniaToday. Саркисян практически исключил
возможность давления Москвы на Ереван по вопросу НК. Вопрос, который мешает
сторонам конфликта продвигаться вперед, - это статус Нагорного Карабаха, по
которому Азербайджан никак не намерен уступать. Оказать давление на Ереван -
означает попытаться заставить его отказаться от цели обеспечения статуса
Нагорного Карабаха, а это - полная капитуляция. "Я не думаю, что Россия пойдет
на это”, - отметил Саркисян, добавив, что турецкой стороне нечего будет
предложить взамен. По его мнению, Россия попытается выжать из Турции максимум,
ничего не отдавая взамен. Москва и Анкара довольно помпезно начали строить
взаимоотношения, однако это сближение необходимо рассматривать в общем
контексте мировой политики и международных интересов. Кроме того, не стоит
забывать, что эти две страны являются, по сути, конкурентами, и, естественно,
российско-турецкие переговоры будут сопровождаться жестами сторон, равно как и
попытками вставлять палки друг другу в колеса.
Так ли это, мы увидим не завтра. Российско-турецкий дрейф
навстречу друг другу, возможно, будет тянуться несколько лет, которые Армения,
хочется надеяться, использует с пользой для себя.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.