Главная » 2010»Август»4 » Россия в Закавказье: С-300 в Азербайджане против военной базы в Армении
Россия в Закавказье: С-300 в Азербайджане против военной базы в Армении
14:40
Analitika.at.ua. Армяно-азербайджанское информационное поле - уникальный
продукт многолетнего противостояния. Несколько десятков информационных сайтов с
двух сторон, специально заточенных под скрупулезный мониторинг и оперативный
ответ оппонентам, делают его синхронизированным, если не единым, организмом.
Любой информационный повод, в той или иной степени имеющий отношение к Армении
и Азербайджану, мгновенно подхватывается "национальными агентствами",
по-своему трактуется и анализируется, а затем закрепляется в виде предыстории
для каждой новости. "Предыстории" в армянских и азербайджанских
источниках, конечно, противоречат друг другу, и чтобы понять истинную картину
событий необходимо, как правило, обращаться к третьему источнику - западной или
российской прессе. С течением времени армянские и азербайджанские СМИ, ведя
жестокую борьбу между собой, рискуют перестать восприниматься в качестве
носителей аналитически значимой информации о своих странах и их конфликте. Они
локализуются внутри своего поля, сливаются друг с другом и могут интересовать
внешнего пользователя информации только в плане трансляции только первичной,
событийной информации.
В последних числах июля 2010 года в армяно-азербайджанское
информационное поле поступило два очень мощных внешних информационных сигнала.
Московская газета "Ведомости", акционерами которой являются
влиятельные западные издательские дома, в статье "Не в Иран, так в
Баку" 29 июля сообщила со ссылкой на анонимные источники о существовании
контракта между министерством обороны Азербайджана и российским государственным
предприятием "Рособоронэкспорт" на поставку в страну двух дивизионов
зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит". Согласно
источнику, контракт на сумму не менее $300 млн был заключен в 2009 году и будет
выполнен в ближайшие год-два.
Уже на следующий день российское информационное агентство
"Интерфакс" транслировало не менее громкую новость о том, что Россия
и Армения "подпишут протокол, которым вносятся изменения в договор о
российской военной базе на территории Армении". При этом агентство
ссылается на "постановление правительства о представлении президенту РФ
предложения о подписании данного протокола", размещенное в банке данных
нормативных актов кабинета министров. Источник также конкретизирует те
изменения, которые нашли место в проекте протокола. Они касаются функций и
сроков дислокации базы. В частности, предлагается закрепить за российской
военной базой функцию обеспечения безопасности Армении, а также установить
новые сроки дислокации - 49 лет с последующей автоматической пролонгацией на
пять лет.
Реакция армяно-азербайджанского информационного поля на эти
информационные поводы была очень слабой, а в некоторых случаях и неадекватной.
Связано это было и с тем, что сообщения эти до сих пор не удостоились внятного
комментария со стороны официальных лиц этих стран. Складывается ощущение, что
для политического и военного руководств и Армении, и Азербайджана они были
одинаково неожиданными.
Некоторые эксперты в Армении даже выдвинули совершенно
абсурдную мысль о том, что Россия согласилась на поставку ЗРК азербайджанской
стороне в ответ на то, что та продает ей газ по "низким ценам"
(Александр Искандарян). Если исходить из этой логики, то Москва уже давно
должна была наводнить своим оружием Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Ни
объемы, ни европейская цена, по которой Азербайджан реализует газ
"Газпрому", не могут мотивировать продажу С-300 Азербайджану. Вся
суть конкурентного предложения "Газпрома" и состоит в том, что он
заявил о готовности закупать весь азербайджанский газ по европейской формуле
цены, что делает любой иной выбор Азербайджана (скажем, в пользу Турции)
политическим, лишенным экономического смысла. Поставки C-300 в данном контексте
совершенно избыточная, а поэтому не нужная операция. В Армении прозвучала и
другая мысль. Мол, информация о поставках С-300 Азербайджану - ложная ширма,
призванная сбалансировать эффект от информации о продлении сроков дислокации
военной базы РФ в Армении. Эта версия также представляется ошибочной, поскольку
источник информации об С-300 - газета "Ведомости" - очевидно не может
быть использован в России для "утечек" высшей государственной
важности. У этого издания - другие государственные приоритеты. С другой
стороны, азербайджанский аналитический спектр, усердно отрицающий всякую
возможность участия Азербайджана в действиях против Ирана (хотя натянутые
отношения между двумя странами столь же очевидны, сколь и планомерная
активизация контактов между Баку и Тель-Авивом), не нашел практически никаких
внятных доводов, чтобы объяснить причину, по которой постоянно и жестко
критикуемый в Баку военный союзник Армении - Россия - решил поставить
Азербайджану, не являющемуся военным союзником России, противоракетные системы.
В такой ситуации политический риск испортить отношения с
Ереваном - может превысить азербайджанский коммерческий интерес Москвы.
29 июля мы обратили внимание на факторы, которые позволяют
предположить, что возможные поставки ЗРК С-300 Азербайджану связаны с
изменениями в российской политике в отношении Ирана. Сам заголовок газетной
информации - "Не в Иран, так в Баку" - говорит сам за себя. Публичные
выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада также свидетельствуют о том,
что Тегеран находится в беспрецедентной внешнеполитической ситуации и чувствует
угрозу со стороны России. Ахмадинежад публично обвинил президента РФ в игре на
стороне американцев, а иранское государственное агентство IRNA, материалы
которого следует воспринимать как государственную позицию ИРИ, посоветовали ему
прислушаться к "мудрым советам более заслуженных государственных деятелей
России", список которых, очевидно, открывает премьер-министр Владимир
Путин.
Пересмотр отношений с Ираном, активизация процесса
урегулирования нагорно-карабахского конфликта, поддержка нормализации армяно-турецких
отношений и разблокирования границы между Арменией и Турцией, охрану которой
несут пограничники ФСБ РФ, поставки ЗРК С-300 Азербайджану... Можно ли сегодня,
спустя два года после войны августа 2008 года, говорить, что Россия кардинально
изменила стратегию в Закавказье? Да, несомненно.
Личное посредничество российского президента Дмитрия
Медведева привело к подписанию Баку и Ереваном Майендорфской декларации,
некоторые важные пункты которого, как например отвод снайперов с передовой
линии, так и остались не выполненными. Необходимо чётко понимать, что
Мадридский процесс, в котором Россия выступает в роли активного посредника, на
сегодняшний день нацелен на то, чтобы разбалансировать ситуацию в зоне
нагорно-карабахского конфликта. Этот эффект будет достигнут, как только
армянские войска покинут один из контролируемых ими районов Азербайджана. В
условиях жесткой воинственной риторики азербайджанского руководства уход
армянской армии с контролируемых позиций будет равнозначен поражению Армении в
дипломатической и информационной войне, следствием которой станет выход ряда
территорий из зоны влияния ОДКБ в зону влияния НАТО. В результате
посредничество Медведева в нагорно-карабахском процессе на сегодняшний день
приводит к сужению зоны влияния Армении, а значит - и России в Закавказье.
Разблокирование армяно-турецкой границы и разрушение
российско-иранского союза лишь ускорят этот процесс.
С другой стороны, сделанное в Турции заявление
премьер-министра РФ Владимира Путина о том, что нагорно-карабахский конфликт
должен быть решен Арменией и Азербайджаном, без внешнего вмешательства -
важнейший сигнал о существовании альтернативного тренда. Более того, российский
премьер прямо заявил, что карабахский и армяно-турецкий процессы нельзя
связывать друг с другом, поскольку это лишь усложнит ситуацию в регионе.
На этом фоне - на фоне существования двух внешнеполитических
трендов, исходящих из Москвы, армяно-азербайджанское инфополе внимательно
анализирует два события - визит главы администрации президента РФ Сергея
Нарышкина в Баку с целью подготовки визита президента Медведева в Азербайджан в
сентябре 2010 года, а также возможность отмены анонсированного визита Медведева
в Ереван в августе 2010 года.
Информация о возможности отмены поездки президента РФ в
Армению, где планируется проведение саммита глав-государств ОДКБ, оказалась в
центре внимания армяно-азербайджанского инфополя с подачи армянской
оппозиционной газеты "Айкакан Жаманак", тесно сотрудничающей не
только с посольством США в Армении, но и с определенными антипрезидентскими
кругами в самой России.
Поэтому и появление информации о том, что правительство РФ
во главе с Владимиром Путиным предлагает президенту Медведеву подписать
протокол о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Армении, не представляется
случайным. Еще более "странным" выглядит время и место появления этой
информации с учетом того, что в самой Армении идея пролонгации договора о
дислокации российской военной базы является предметом внутриполитической
дискуссии, а поэтому ее публикация в Москве, со ссылкой на правительство,
неизбежно вызывает достаточно бурную внутреннюю реакцию в стране.
В итоге обоснованными представляются две прямо связанные
между собой версии, с которыми придётся иметь дело армяно-азербайджанскому
инфополю.
Информация о перспективах поставок комплексов С-300,
появившаяся в газете "Ведомости", - часть глобальной информационной
игры Запада, сигнал, свидетельствующей об эскалации ситуации вокруг Ирана и
присоединении РФ к стратегии "удушения" ИРИ, а также о пересмотре
базовых позиций России в Закавказье.
Информация о подготовке продления сроков дислокации военной
базы РФ в Армении - свидетельство запуска в России внешнеполитической
контрлинии, нацеленной на сдерживание Запада и сохранение традиционного
внешнеполитического курса, в частности, в отношениях с Ираном и Арменией.
Акцент на том, что в функции базы РФ входит защита интересов Армении -
очевидный сигнал Азербайджану о невозможности силовой операции.
Программа визитов президента России Дмитрия Медведева в
Закавказье в августе и сентябре, а также пакет документов, который будет
подписан в Ереване между ним и президентом Армении Сержем Саргсяном, подтвердит
или опровергнет вышеизложенные версии. С определенной долей уверенности можно
также сказать, что подписание Медведевым и Саргсяном предложенного
правительством РФ протокола по базам может в определенной степени повлиять на
дальнейшую судьбу контракта по С-300 между Москвой и Баку. Выбор не в малой степени
за Арменией.
Проблема же Ирана и места России в её урегулировании вскоре
и надолго будет определять не только глобальный политический климат, но и
внутриполитические коллизии в России и США.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.