Analitika.at.ua. На днях в торжественной обстановке был дан старт второй
очереди нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО-2) –
2000-километровой трубы от узлового пункта Сковородино в Амурской области до
нефтяного порта Козьмино в Приморском крае. Крупнейшая в мире трубопроводная
компания ОАО "АК "Транснефть" обзавелась еще одним важным
выходом на мировой рынок.
Первая очередь ВСТО – от Тайшета до Сковородино – была
введена в строй ровно три года назад. Она была предназначена для поставки нефти
в Китай и, по сути, представляла собой несколько измененный проект нефтепровода
"Ангарск-Дацин", который пытался построить "ЮКОС" более
десяти лет назад. Тогда у него ничего не вышло: планы концерна не
соответствовали "генеральной линии". Проект ВСТО отличался тем, что
изначально не предполагал замыкания нефтяной трубы на единственного потребителя
– Китай. Конечно, когда стройка только начиналась, были опасения, что
ответвление в Китай от Сковородино станет в итоге основной веткой и другие
расти не будут. Во-первых, дорого (ВСТО-2 в итоге обошелся в 28 млрд руб.),
во-вторых, непонятно зачем: ведь Китай представляет собой самый перспективный в
мире рынок нефти. Туда можно было бы "влить" всю нефть, которую
способен перекачивать ВСТО, – до 80 млн т в год. И Пекин намекал, что он именно
этого и хочет.
Однако такая логика не устраивала российскую сторону: нужен
был доступ к альтернативным покупателям нефти, чтобы не оказаться в зависимости
от одного, очень мощного и влиятельного потребителя. К тому же известно,
насколько жестко торгуются китайцы: на фоне возможных нефтяных конфликтов с КНР
"газовые войны" с Украиной показались бы детскими шалостями. Поэтому
дополнительные затраты были вполне оправданны со стратегической точки зрения. И
вот, ВСТО "дотек" до Тихого океана.
Впрочем, труба сдана в эксплуатацию только сейчас, а сам
маршрут ВСТО-2 действует уже три года – столько же, сколько и ответвление в
Китай. Дело в том, что нефтяной терминал в Козьмино был введен в строй еще в
2009 г., но нефть к нему до сих пор поставлялась по железной дороге. Это было
своего рода анонсом перед выходом большой российской нефти на тихоокеанский рынок.
В уходящем году через Козьмино было экспортировано почти 16 млн т черного
золота. Крупнейшим покупателем стала Япония (более 30% поставок); нефть шла
также в США, Филиппины, Южную Корею, Индонезию, Сингапур, Тайвань и Малайзию.
Теперь объемы будут расти. Уже в 2013 г. по ВСТО-2, как
рассчитывают в "Транснефти", будет экспортировано около 21 млн тонн. Дальше
– больше: пропускная способность трубы составляет 30 млн т, а через некоторое
время будет увеличена до 50 млн тонн. Не все будет идти на экспорт: часть нефти
предназначается для внутренних потребителей (в частности, НПЗ в Приморье).
Сама нефть, которая поставляется по ВСТО, представляет собой
новый, весьма качественный сорт – малосернистую смесь с месторождений Восточной
и Центральной Сибири. Она уже получила название ESPO ("ВСТО").
Большие запасы и стабильное качество этого сорта, как полагают в
"Транснефти", позволят ему стать одним из основных индикаторов
расчета цен на мировом энергетическом рынке. Утверждается даже, что сорт
"ВСТО" превосходит по качественным параметрам не только другие
российские сорта, но и нефть из стран Персидского залива.
Новое трубное достижение России приветствовали игроки
тихоокеанского нефтяного рынка. В то же время два ее ключевых энергетических
партнера – Евросоюз и Китай – не на шутку встревожены. По совершенно понятным
причинам: часть нефти, которая могла быть поставлена им, теперь пойдет мимо.
Евросоюз давно беспокоится по этому поводу – еще с тех пор,
как началось строительство ВСТО-1. Тогда в Восточной Сибири нефть практически
не добывалась, и в новую трубу Россия вынуждена была заливать сырье из
западносибирских месторождений, а их ЕС давно считает своей сырьевой базой. Теперь
ситуация с нефтедобычей в Сибири несколько улучшилась, но ЕС все равно
беспокоится: ведь объемы российского нефтяного экспорта на восток существенно
возрастут. В этой связи Еврокомиссия даже вызвала "на ковер"
представителей "Транснефти": дескать, пусть представят свои расчеты,
чтобы Европа убедилась, что ее не лишают российской нефти. В "Транснефти"
Брюсселю тут же дали понять, что отчитываться перед ним не собираются. Но, если
надо – могут устроить презентацию своей инвестиционной программы. Другого
ответа и не следовало ожидать – это было наверняка понятно и Еврокомиссии. Просто
у европейцев сдали нервы.
Тем временем свое беспокойство выразил и Пекин. Правда, в
форме не ультиматума, а делового предложения. Как сообщил президент
"Транснефти" Николай Токарев, "Китай хочет получать 50 млн тонн
российской нефти в год любым способом", включая запланированные поставки
10 млн т ежегодно на будущий нефтеперерабатывающий завод, который планируется
построить в Китае совместно с "Роснефтью". В настоящее время
"Транснефть" поставляет в Китай 15 млн т нефти в год в соответствии с
20-летним контрактом. Но аппетиты Поднебесной растут, и ей, конечно, обидно,
что большая нефть из России потекла мимо. Впрочем, всегда остается возможность
добывать ее в честной конкурентной борьбе – на выходе, то есть в порту
Козьмино. Кстати, в этом году Китай "перехватил" там 4 млн тонн. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.