Analitika.at.ua. 20 августа в ходе государственного визита президента
России Дмитрия Медведева в Армению был подписан Протокол о внесении изменений в
Договор между Республикой Армения и Российской Федерацией о российской базе в
Армении. Согласно протоколу, срок действия договора по 102-й российской военной
базе будет продлен до 2044 года. Кроме того, в соответствии с договором, Россия
обязалась снабжать армянскую сторону современным вооружением и военной
техникой.
Подписание изменений к договору вызвало появление не совсем
однозначных оценок в армянском обществе и, как и ожидалось, очень активную
реакцию в обществе азербайджанском. Говоря о реакции на продление соглашения о
базе со стороны азербайджанских политических и околополитических кругов, можно
довольно четко выделить как минимум три точки зрения, которые во многом
формируются в зависимости от того, какое положение по отношению к существующей
власти занимают люди, их дающие.
Действующие азербайджанские политики, а также политологи,
чья точка зрения близка к позиции официального Баку, довольно солидарно
выражают мысль о том, что продление пребывания российской базы в Армении никак
не скажется на политической и военной ситуации в регионе. По их мнению, Москва
пошла на этот шаг в значительной степени из-за увеличившегося веса Азербайджана
в мировой политике и значение этого шага настолько невелико, что существующая
азербайджанская политика даже не нуждается в какой-либо корректировке.
Так, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз
Азимов заявил, что он не видит причин для тревоги в подписанном между Ереваном
и Москвой соглашении о продлении сроков пребывания российской военной базы в
Армении. «Подписание военного протокола между Россией и Арменией – дело двух
стран... Подписание протокола свидетельствует о военных целях России в Армении.
Это показывает, что Россия использует территорию Армении в качестве плацдарма и
относится к этим военным отношениям как к долгосрочным. Это основной итог… Не
вижу тут никаких принципиальных изменений, кроме продления сроков содержания.
Поэтому нет повода для волнения в связи с этим вопросом», – сказал А. Азимов в
беседе с представителями СМИ. В таком же ключе высказался и сопредседатель
Социал-демократической партии Азербайджана Араз Али-заде, заявивший, что
подписание протокола по базе в Гюмри «ровным счетом ничего не меняет. Тем более
что и сами армяне понимают, что Москва не намерена защищать режим в Нагорном
Карабахе, поскольку это часть Азербайджана, чью территориальную целостность она
признает безоговорочно. Россию и Азербайджан связывают дружеские,
добрососедские отношения, которые приобрели еще и стратегический характер. В
конце концов, президент России Дмитрий Медведев акцентировал внимание
журналистов на том, что «российская военная база в Гюмри и продление срока
дислокации этой базы не представляют никакой угрозы для Азербайджана».
Люди, представляющие подобный взгляд на события, стараются
внушить азербайджанскому обществу, что продление сроков пребывания базы и новые
обязательства России по вооружению Армении не случились в результате ошибок
своих властей и, более того, стали возможны лишь вследствие успешного курса
руководства Азербайджана и увеличения его влияния в регионе.
Вместе с тем, немало азербайджанских политиков и политологов,
как правило, оппозиционных, высказываются в противоположном ключе. По их
мнению, новое российско-армянское соглашение представляет очень серьезную
угрозу для сохранения статус-кво в регионе и теоретически способно поставить
крест на притязаниях Баку решить спор вокруг Нагорного Карабаха военным путем.
В этом отношении главным опасением для них является вопрос, будет или не будет
Россия вмешиваться в возможный военный конфликт на этой территории. В качестве
примера можно привести логическую цепочку, выстроенную политическим
обозревателем Рауфом Раджабовым: «Если гарант безопасности Карабаха – Армения,
а гарант безопасности Армении – Россия, то понятно, что гарант безопасности
Карабаха – Россия».
Сторонники этой точки зрения критикуют руководство Азербайджана
за то, что оно довело страну до подобной ситуации, и говорят, что, являясь
членом посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, Россия по факту приняла
сторону одной из конфликтующих сторон – Армении. Они также утверждают, что
подписанное соглашение окажет негативное влияние на обеспечение безопасности и
стабильности в регионе и уже привело к нарушению Флангового соглашения по
обычным вооружениям, подписанного в 1992 году в рамках ОБСЕ между
Азербайджаном, Россией, Арменией и Грузией, которое определяет квоты вооружений
для стран Южного Кавказа. Так, председатель Демократической партии Азербайджана
Сардар Джалалоглу заявил, что «данный договор создает потенциальную угрозу для
стран-соседей – Грузии, Азербайджана, Турции и Ирана. Усиливая военный потенциал
Армении, Россия создает условия для ускоренной милитаризации региона, что, по
сути, невыгодно ни одной из вышеназванных стран».
Политики, придерживающиеся данной позиции, призывают власти
Азербайджана очень серьезно подойти к этому вопросу и в качестве одной из
контрмер убедить Турцию начать воздействовать на Москву с целью принудить ее
пересмотреть принятое решение.
Подобная точка зрения находит немало сторонников в
Азербайджане, доказательством чего является целый ряд статей, появившихся в
печати этой страны после заключения российско-армянского соглашения, а также
то, что после его подписания перед посольством РФ в Баку была предпринята
попытка сожжения государственных флагов Армении и Российской Федерации.
Существует еще одна категория азербайджанских политиков и
политологов, склонных рассуждать о ситуации с позиций того, что заключение
протокола к российско-армянскому договору, последовавший сразу за ним визит
Д.А. Медведева в Баку, где тоже были заключены межгосударственные соглашения, а
также начавшиеся разговоры о возможной продаже Азербайджану комплексов С-300
являются продолжением и логическим развитием политики расширения присутствия
России на Южном Кавказе. К успехам этой политики они, в частности, относят
улучшение отношений с Турцией и откладывавшийся несколько лет запуск Бушерской
АЭС в Иране. По их мнению, Москва отказывается от жесткого выбора между
Арменией и Азербайджаном и стремится балансировать между ними таким образом,
чтобы сильнее «привязать» к себе двух противников и посредством этого вынудить
их решать вопрос взаимного противостояния на приемлемых для России принципах,
которые, в частности, исключают возобновление военных действий в Нагорном
Карабахе.
Вот что пишет азербайджанский политолог Октай Садыхзаде:
«Визит президента РФ в Ереван и ожидаемый его визит в Баку я оцениваю как
усилия российского руководства взять под полный контроль Азербайджан и Армению.
Обеспечение армий двух стран российским вооружением, договор, подписанный в
Ереване о продлении срока действия российской базы до 2044 года с обеспечением
ее современными видами оружия, говорят о том, что Россия желает закрыть перед
нами дорогу к военному урегулированию. Это месседж, адресованный Баку, со
словами «войны я не допущу, и поэтому договаривайтесь сами».
Как мы видим, разброс мнений по поводу заключенного
российско-армянского соглашения довольно велик. Насколько оправданны эти оценки
ситуации? Кто из азербайджанских политиков и экспертов прав?
Наверное, все высказанные точки зрения при определенных
условиях имеют право на существование и в разной степени отражают какую-то
логику. Вместе с тем, для более полного анализа ситуации необходимо сказать,
что новые договоренности в оборонной сфере появились вследствие того тупика, в
который зашел процесс нагорно-карабахского урегулирования, и в огромной степени
стали результатом политики бряцания оружием, проводимой бакинскими властями в
течение довольно долгого времени.
Исходя из обычной логики, у Москвы не было причин продлевать
соглашение по базе в Гюмри – срок предыдущего договора еще не истек, да и
Москва, так или иначе, все равно является гарантом безопасности Армении в
рамках договора ОДКБ. Главной причиной продления сроков существования
российской военной базы, на мой взгляд, является некое дополнительное взятие
Россией на себя обязательств в условиях обострения военной риторики вокруг
решения вопросов Нагорного Карабаха и постоянных угроз ее союзнику.
Этот шаг нужно рассматривать как некое публичное заявление о
том, что Москва очень серьезно подходит к обеспечению безопасности своего
стратегического союзника – Армении и готова зайти в этом вопросе очень далеко.
Будет ли Россия воевать в Нагорном Карабахе? Как бы этого ни
хотелось многим армянам, болеющим душой за судьбу Карабаха, такая возможность
все же представляется крайне маловероятной. Практически нереальной. Россия
признает территориальную целостность Азербайджана, но вместе с тем признает
невозможность решения карабахского вопроса военным путем и всеми силами
старается не допустить подобного развития событий. Из этого нужно исходить и на
это в том числе направлены последние российские инициативы в непростом
треугольнике Москва-Ереван-Баку.
Другое дело, что взятие на себя новых военных обязательств
со стороны Москвы призвано и охладить некоторые горячие головы из числа
сторонников пантюркистского блока как в Азербайджане и Турции, так и в самой
России, которые прямо предполагают, что решение вопроса Нагорного Карабаха
военным путем в том числе включает в себя военные действия на территории
Армении. Мы помним, что известный российский исламский деятель, председатель
Исламского комитета России Гейдар Джемаль весной этого года открыто писал, что
«в Ереване должны понять, что в этот раз Азербайджан может начать военные
действия не в Карабахе, а наносить точечные удары по стратегическим военным
объектам в самой Армении, и в результате карабахские армяне, оставшись без
поддержки Еревана, быстро образумятся и пойдут на переговоры с Баку».
Вот такие сложные отношения вырисовываются на земле Южного
Кавказа. Вообще же необходимо сказать, что в Москве понимают, что решение
вопроса Нагорного Карабаха и сопутствующие ему процессы носят в высшей степени
комплексный характер. Какое-то одно событие, идущее в рамках этого процесса, не
может дать всей полноты картины, и здесь очень важно видеть все явление в
целом, понимать подлинные интересы сторон, их задачи и цели. Только тогда можно
будет говорить о том, что видение ситуации из Еревана, Москвы или Баку будет
соответствовать действительности. Андрей Епифанцев, «Ноев Ковчег»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.