Главная » 2010»Июль»4 » Российский эксперт: Кельбаджар уж точно никто сдавать не будет
Российский эксперт: Кельбаджар уж точно никто сдавать не будет
00:19
Analitika.at.ua. Интервью заведующего отделом проблем межнациональных
отношений Института политического и военного анализа РФ Сергея Маркедонова
информагентству АрмИнфо.
Сергей Мирославович, присутствует ли фактор выборности в отношениях
между Арменией и Россией, в контексте отношений России с другими странами, в
частности, с Турцией?
С моей точки зрения любая внешняя политика никогда не
выстраивается и не сводится к жесткому выбору. К примеру, Армения может
одновременно состоять в прекрасных отношениях с Россией, США и даже Ираном,
никто ведь не говорит, что это недопустимо, учитывая, что для Армении эти отношения
необходимость.
Армения не является гарантом безопасности России…
Да, но Армения является союзником России, а в Штатах никто
не закатывает истерик по поводу вашего достаточно плодотворного во всех смыслах
сотрудничества с Ираном. То есть, в любом случае партнерство или союзничество
не предполагает автоматически нулевую сумму с другим игроком. Соответственно
российско-турецкие взаимоотношения, как мне думается, не предполагают каких-то
сделок за счет других, в частности Армении, тем более, что для этого я не вижу
никаких предпосылок. Партнерство России с Турцией формировалось не один год.
Что же касается его активизации, которую мы видим с визитом Медведева, который
уже называют историческим, то он является продолжением линии Путина в ходе
визита которого в 2009 году была подписана масса соглашений. Контакты же с
Турцией в этом направлении начинались в 2000 году, и сегодня Россия является
главным партнером Турции, несколько потеснив Германию с этого места. Турция
России нужна, поскольку эта страна имеет выход в Черное море, что является
важнейшим фактором. Эта страна имеет тесные контакты на Кавказе, а для России
этот регион в смысле обеспечения безопасности является ключевым. США также
являются военно-политическим партнером Турции, тем не менее, разговоров о том,
что Вашингтон как-то сдает Армению, мне лично слышать не приходилось. Кроме
того, у России есть многолетний опыт сотрудничества с Азербайджаном, который не
приводит к переориентации России на Азербайджан. Соответственно, никаких
предпосылок для «сдачи» Россией Армении нет.
Тем не менее, Эрдоган периодически поднимает вопрос Нагорного Карабаха
в ходе российско-турецких переговоров по экономическим вопросам…
Поднимает, и будет поднимать, так как с армяно-турецким
сближением одновременно произошло и сближение этих двух проблемных вопросов:
карабахского, и армяно-турецких отношений. Думаю, что это должно было произойти
по объективным и неизбежным причинам. Весь вопрос в реальных возможностях
России по урегулированию этой застарелой проблемы. В Армении и Азербайджане
есть представление, что Нагорный Карабах – это проблема, которая регулируемая
из Москвы. Этого нет, как и нет в Москве с 1991 года ЦК КПСС, и искать его в
Москве не надо. В первую очередь сами стороны должны найти какие-то
компромиссные формулы, которых нет. Что может сделать Россия в этих условиях?
Теоретически Россия, как, впрочем, и США, конечно, могут надавить на Армению
или Азербайджан. Но в том и состоит искусство малых стран, что они уходят от
этого давления, не замечают его, игнорируют, исполняют в пол силы. Это делается
и сейчас. Медведев заявил в Анкаре, что конфликт нужно урегулировать. Ну а что
он должен был сказать, что не нужно?
То есть, надавить на Армению, по крайней мере, в вопросе сдачи двух
районов, который усиленно вентилирует азербайджанская сторона, практически
невозможно?
Сброс информации с азербайджанской стороны как минимум
вызывает удивление. Почему речь идет именно о Физули и Кельбаджаре. По моему,
Кельбаджар уж точно никто сдавать не будет, поскольку со стратегической точки
зрения он даже важнее Лачина, являющегося скорее неким символом. В то же время
Кельбаджар – это практически все водные ресурсы Карабаха. Поэтому что сдавать
уж точно не будут, так это Кельбаджар. В любом случае мне представляется, что
те же самые «Мадридские принципы» в разработке которых участвовали Россия и
США, предполагают какие-то уступки, так что в любом случае уступки Армения
будет делать. Весь вопрос в том, какие это будут уступки, в их цене.
Армения не подписывалась под этими принципами…
Как и Азербайджан, который просто принял их к сведению,
потому что там есть упоминание о территориальной целостности. При этом, многие
их пункты противоречат такому строгому пониманию, каким является
территориальная целостность. Поэтому я убежден, что обе стороны должны
осознавать главное – полной победы здесь не будет. Если не будет новой войны,
то не будет и победы, так как в дипломатических ристалищах уступки, причем
двусторонние, обязательно будут. Азербайджан же никогда не вернется в 1988 год,
как бы этого им не хотелось.
Для Армении статус-кво – это уже победа…
В нынешней ситуации, безусловно. Весь вопрос в том есть ли у
Армении достаточно ресурсов, чтобы эту победу сохранять. Учитывая, что пока что
есть и в ближайшем будущем каких-то изменений в сложившемся балансе сил ожидать
не стоит, то ожидать изменения ситуации, по крайней мере, в обозримой
перспективе не стоит.
То есть в случае карабахского конфликта все будет происходить
аналогично палестинскому сценарию?
Естественно. Собственно, а почему здесь он не должен
происходить. У нас почему-то бытует мнение, что постсоветские конфликты
разнятся от палестинской проблемы, но это не так. Все эти проблемы порождение
одного дискурса – это распад имперских государств и формирование на их обломках
новых, независимых государств. Почему в случае Карабаха все должно происходить
не так?
Вы не считаете, что с приостановкой ратификации армяно-турецких
Протоколов процесс обрел, как это ни странно, новые перспективы?
Думаю, что армяно-турецкий процесс, безусловно, имеет
перспективы, потому что в нем, прежде всего, заинтересованы как Армения, так и
Турция, то есть их элиты. Весь вопрос в том, какая цена будет заплачена за эту
нормализацию. На сегодня срыв ратификации – это просто объективная
необходимость в контексте тех возможностей, которые стороны могут из этого
выжать. На сегодня, это все, так как сегодня выше своих возможностей не могут
прыгнуть ни Армения, ни Турция. Протоколы - это пока вершина того, что можно.
Скажем в 90-е гг. и этого не было.
Ожидаете ли Вы изменения ситуации после парламентских выборов в Турции?
Я не думаю, что выборы являются ключевым элементом в этой
игре. Политики меняются, в Армении был Тер-Петросян, который высказывался за
нормализацию, потом пришел Серж Саргсян, который, вроде не любит Тер-Петросяна,
но при этом продолжает его линию. О необходимости этой нормализации в свое
время говорили ататюркисты в лице Демиреля, сейчас об этом говорят сторонники
АКП, имеющие к ататюркистам очень мало отношения. Так что в основном этот вопрос
зависит от геополитических интересов. Армения сегодня находиться в
геополитической изоляции, и ее, естественно, это не устраивает. Открытие
границы с Турцией – это выход в Европу, превращение Армении в транзитную
страну, лишение Грузии эксклюзивного транзитного статуса, то есть это много
чего. Но и Турция, открыв границы, получит то, к чему она давно стремится,
сближение с Европой.
В последнее время говорить о европейских поползновениях Турции
считается дурным тоном, все чаще говорится, что Анкара теперь смотрит на
Восток…
Она не смотрит на Восток. Турция просто нашла некую нишу
посредника, самого западного на Востоке и самого восточного на Западе. Это
очень интересно, так как Турция сегодня является транзитером в геополитике.
Турция эту нишу постоянно нащупывает, это для нее очень интересно, так как это
в разы повышает геополитическую капитализацию этой страны. Турция, являясь
членом НАТО, одновременно может говорить с Ираном и Палестиной. Вместе с тем –
это страна, имеющая прекрасные перспективы по интеграции с Европой. Поэтому
очевидно, что Турция не будет делать однозначного выбора в ту или иную сторону.
Какую оценку Вы дадите Ирану как региональному фактору?
Иран является очень важным фактором в регионе, при этом,
Кавказ для Ирана это немного задний двор. В то время, как аванпостом иранской
политики является Персидский залив, так что Кавказ для ИРИ является более
маргинальным сюжетом. И если что-то Иран на Кавказе волнует – то это
международное присутствие в регионе. «Мадридские принципы» предполагают ввод в
Нагорный Карабах неких международных миротворцев и Ирану важно понять о чем
идет речь. Если ситуация прояснится – то Иран сразу успокоится. То есть, для
Ирана неважно, кто будет в регионе российские или американские миротворцы, для
них лучше, чтобы не было ни тех, ни других. Поэтому Иран традиционно
заинтересован в сохранении статус-кво в регионе, так как является очень
интересной страной, сочетающей религиозную догматику с очень прагматичными
подходами. Сотрудничество с Арменией это прекрасно показывает, так как в этом
случае прагматизм и политическая целесообразность перевесили какие-то
религиозные убеждения.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.