Главная » 2011 » Январь » 15 » Российский эксперт: Пример Судана во многом уникален, но является показательным уроком
Российский эксперт: Пример Судана во многом уникален, но является показательным уроком
12:23
Analitika.at.ua. Почему пример Судана может или не может стать прецедентом
в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта? И насколько ситуации схожи? В
беседе с корреспондентом Panorama.am президент
Научного общества кавказоведов, доктор исторических наук Александр Крылов подошел
к теме, которая уже несколько дней активно обсуждается в армянских СМИ,
основываясь на ряде исторических фактов.
«Пример Судана во многом уникален, но является показательным
уроком для тех государств, которые имеют сходные проблемы. Сейчас в Южном
Судане проходит референдум об отделении и создании собственного независимого
государства. Я напомню, что на аналогичном референдуме в соседней Эритрее в
1993 г. за независимость проголосовало 99,8% участников. Как и тогда,
возможность, что южане проголосуют за сохранение единого государства, никем
серьезно не рассматривается’»,- заявил А.Крылов.
По словам политолога, согласие официального Хартума на
отделение Юга было вынужденным, и об этом никто и не умалчивает. Суданское
правительство оказалось не в состоянии остановить распространение анархии и
военных действий не только на Юге, но и на новых территориях. В 2003 г. они распространились
на западную провинцию Дарфур, в которой за несколько лет погибло более 400
тысяч человек, численность беженцев составила около 3 млн. На юге межплеменная
рознь поставила под угрозу этническое, да и физическое выживание местных
народов. Так что в этих условиях продолжение военного противоборства между
Севером и Югом становилось самоубийственным и для правительства, и для
южносуданских повстанцев. «Осознание этой печальной истины суданскими властями
и заявленная ими готовность согласиться с любыми результатами референдума
открыла возможность появления в скором будущем нового государства в Африке –
независимого Южного Судана»’,- отметил он.
Однако не стоит даже думать, что отделение Южного Судана не
приведет к автоматическому решению острых проблем на Севере и Юге. Более того,
высока вероятность новой конфронтации, на этот раз между соседними
государствами, как это случилось в соседней Эфиопии, власти которой согласились
на проведение референдума, а затем на независимость бывшей северной провинции
Эритреи в 1993 г. После этого Эритрея попыталась решать собственные проблемы за
счет оказавшейся отрезанной от моря Эфиопии, что и привело к росту
напряженности, ну а в 1998 г. стороны вернулись к привычному военно-силовому
способу решения проблем. Не стоит даже напоминать, что пограничный конфликт
между Эфиопией и Эритреей продолжался более двух лет, его жертвами стали
десятки тысяч человек, около 1 млн. 200 тыс. стали беженцами. С тех пор граница
между двумя странами продолжает оставаться закрытой, а сохраняющаяся
напряженность в отношениях между государствами превратилась в одно из основных
препятствий на пути их социально-экономического развития.
А.Крылов указал на тот факт, что сохранению напряженности на
Африканском Роге способствует и внешний фактор:
«В частности, американские попытки изолировать и ослабить
Судан (объявленный частью «мирового зла») путем формирования в регионе
антисуданского политического блока внесли немалый вклад в рост напряженности в
отношениях между странами региона. В крайне опасный для региона фактор
превращается и суданская нефть, борьбу за контроль над которой уже ведут не
только Север и Юг, но и США, Китай и другие внешние игроки’»,- отметил
собеседник Panorama.am.
В настоящее время для Судана важны не столько заранее предсказуемые
результаты проводимого на Юге референдума, сколько будущие перспективы развития
Севера и отделившегося Юга, так как, по мнению политолога, судьба Севера будет
зависеть от того, удастся ли суданским властям в условиях жесткого давления со
стороны США и их союзников остановить процесс дезинтеграции и всеобщего
распада. Тем более, что похожая задача (прекращение межплеменной вражды и
налаживание эффективного управления страной) будет стоять перед властями
независимого Южного Судана.
Он также выразил уверенность, что как и в случае с Эритреей,
проблем с признанием нового государства Африки после его признания Хартумом,
скорее всего, не будет. Так что ООН ожидает очередное пополнение, а
политическая карта мира уже в ближайшем будущем может претерпеть изменения.
Однако:
«Эти изменения не будут последними и дело тут не в
участившихся «косовских» и т.п. «прецедентах». В политике нет таких прецедентов
или благородных и самых справедливых идей, которые заставят главных
политических игроков забыть о своих государственных интересах. Так что, и после
появления нового государства Южный Судан возможность признания тех или иных
государств будут определять не прецеденты, а соотношение многочисленных и
разнообразных внутренних и внешних факторов»,- заметил А. Крылов, отвечая на
вопрос, что может ждать от суданского референдума Нагорный Карабах.
«Главную роль в том, что политическая карта мира будет
изменяться, сыграют не прецеденты, а то, что в природе нет ничего вечного. Это
в полной мере относится к современным государствам. Они могут укрупняться как
Германия или распадаться мирным путем, как это произошло с Чехословакией. Куда
чаще распад происходит в результате кровопролитных длительных войн, что, к
сожалению, на нашей планете бывает куда чаще. Будем надеяться, что нынешний
референдум в Судане приведет к окончанию одной из таких войн и станет стабилизирующим
фактором в масштабах всего Африканского Рога».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.