Главная » 2011»Октябрь»1 » Российский маршрут поставок энергоносителей на европейский рынок
Российский маршрут поставок энергоносителей на европейский рынок
01:17
Analitika.at.ua. Заметное оживление процессов вокруг создания на
Европейском континенте системы ПРО сопровождается не меньшей активизацией в
вопросе реализации крупных проектов поставки энергоресурсов европейским
потребителям. Европа обрастает новыми средствами защиты от потенциальных угроз
в будущем и новыми маршрутами доступа энергоресурсов на свой рынок. В обоих
процессах активно представлены США, внешнеполитические приоритеты и ресурсы
влияния которых в Европе и ближайших к ней регионах строятся в тесной привязке
к планам по Европейской ПРО и вдоль лоббируемых энергомаршрутов.
Проекты «ЕвроПРО» и «Набукко» являются наиболее значимыми
заявками крупнейших акторов из евроатлантического клуба на сохранение ведущих
внешнеполитических позиций в Европе и в прилегающей к ней периферии.
Сопоставимый с «Набукко» по масштабу и заявки на создание
своего канала влияния российский проект «Южный поток» – это единственная на
сегодня альтернатива, через которую Москва стремится к выстраиванию
внешнеполитического паритета с евроатлантистами. Военно-политического проекта
наподобие «ЕвроПРО» Россия предложить европейским партнёрам не в состоянии в
силу целого ряда объективных причин, исключающих доступ Москвы на
военно-политические площадки евроатлантистов. Робкое предположение возможности
тесного сотрудничества Москвы со странами НАТО в проекте «ЕвроПРО», по всей
вероятности, так и останется предположением, подчёркивающим жирную
разделительную линию между Россией и Североатлантическим Альянсом, заход за
которую Москве строго воспрещён. Остаётся сконцентрировать все свои силы на
энергетическом направлении реализации геоэкономических проектов и ценой даже
неясной до конца экономической рентабельности от столь затратного проекта,
которым безусловно будет «Южный поток», вклиниться в перспективную нишу
проецирования своего внешнеполитического влияния через «газовую трубу».
Весь вопрос в том, что никто из крупных евроатлантистов и
прежде всего США не расположены к допущению России через южное направление,
через всё более приковывающее геополитическое внимание Чёрное море на
европейский энергетический рынок, даже в таком перспективно усечённом виде, о
котором недавно говорил Комиссар ЕС по вопросам энергетики Г. Эттингер –
«Русским выгоднее иметь долю на газовом рынке Европы в 30% от объёма 600 млрд
кубометров, нежели 40% от 400 млрд».
Главным противленцем «Южного потока» можно считать
Вашингтон, для которого прокладка южной российской газовой трубы в придачу к
уже частично реализованному северному маршруту напрямую в Германию будет
непозволительной роскошью на фоне набирающего оборота сближения с ключевыми
причерноморскими странами, главными антиподами России на пути «из Черноморья в
Европу». Вовсе не случайно, что американцы начали возводить архитектуру ЕвроПРО
с первоначальным вовлечением (в соответствии с первым этапом адаптивного плана
Европейской ПРО) Румынии и Турции. Первые элементы ЕвроПРО будут размещены
именно в этих странах, которые весьма тесно взаимодействуют не только в
черноморской, но и по другим двусторонним повесткам отношений, а также в
последнее время проявили недюжинные усилия по сближению с США в чувствительных
для России военно-политических сферах взаимодействия в рамках НАТО.
С разницей в несколько часов, 13 и 14 сентября Румыния и
Турция соответственно заключили с США новые военно-политические соглашения. 13
сентября в Вашингтоне госсекретарь США Х. Клинтон и министр иностранных дел
Румынии Т. Баконски подписали соглашение по размещению элементов ЕвроПРО на
румынской территории. В тот же день США и Румыния приняли совместную декларацию
о стратегическом партнёрстве в ХХI веке. Заключение данных соглашений дало
основание высшему румынскому руководству заявить о поднятии уровня безопасности
Румынии до самой высокой отметки в истории этой страны. 14 сентября США и
Турция подписали в Анкаре меморандум о размещении на турецкой территории
радиолокационной системы ЕвроПРО.
Озабоченность российской стороны как на уровне официальной
позиции Москвы, так и в экспертном проявлении связана с тем, что подписанием
данных соглашений заметно сужается сфера потенциального сотрудничества России и
НАТО по вопросу ЕвроПРО, а также становится более выраженным «фон отсутствия
прогресса в российско-натовском и российско-американском диалоге по тематике
ПРО», как отмечается в комментарии МИД России «К сообщению о подписании
соглашения между США и Румынией о размещении в Румынии американской
противоракетной базы» от 13 сентября.
Приближение оперативной натовской составляющей впритык к
Чёрному морю, к которому примыкает главный симпатизатор Североатлантического
Альянса на Южном Кавказе в лице Грузии, весьма настораживающая для России
тенденция, в особенности на фоне консолидированного противодействия со стороны
евроатлантистов в её планах по реализации проекта «Южный поток». В ситуации,
когда у России натянутые как нервы отношения с Украиной, испорченные на годы
вперёд отношения с Грузией и неясность в отношениях с Румынией и Турцией,
прокладка трубы по дну Чёрного моря может встретить настойчивое противодействие
со стороны партнёров России по Причерноморью. Если Россия (как выяснилось, и
Иран тоже) могут апеллировать к экологическим рискам и неблагоприятной
тектонике применительно к прокладке Транскаспийского газопровода по дну самого
большого в мире озера, то почему схожая аргументация не может быть задействована
со стороны тех же Румынии и Турции применительно к не менее страдающему от
экологических вызовов и скрытых сейсмических угроз дну Чёрного моря?
Можно предположить, что главным тестом на «живучесть»
российского проекта «Южный поток», под который уже были озвучены заявления
официальных лиц о том, что проект будет реализован в любом случае, станет
дальнейшая динамика в российско-турецких отношениях. Акционерное соглашение по
«Южному потоку» подписано, с Болгарией договорённости достигнуты, Москве
осталось получить самое сложное – согласие Турции на прокладку трубы через её
исключительную экономическую зону последней Чёрном море. Российские эксперты
подчёркивают, что в ситуации борьбы «за Турцию» между США и Россией сам
«объект» борьбы находится в наиболее предпочтительном положении и может
использовать свои преимущества в сделочных схемах как с Вашингтоном, так и с
Москвой. От американцев турки будут просить современных видов вооружений и
военной техники, а также содействие на международных финансовых площадках для
кредитной подкачки растущей турецкой экономике. У американцев турки также могут
просить карт-бланши или близкие к ним благоприятные режимы в выстраивании
отношений с новыми и перспективными режимами на Ближнем Востоке и в Северной
Африке. Потенциальные запросы турок от россиян ограничены в виду ограниченности
самого характера двусторонних отношений, концентрирующих львиную долю своего
потенциала в энергетической сфере эскпортно-импортных схем. Турок интересует
низкая цена на российский газ, что-либо более конкретно интесующее турок в
гипотетической ситуации «открытия торгов» вокруг их согласия на прокладку трубы
«Южного потока» трудно предположить.
Турецкая сторона обещала определиться к ноябрю текущего
года. Предыдущий месяц к этому сроку может стать очень интенсивным в плане
перекрёстных контактов главных акторов вокруг окончательного определения своих
позиций и намерений контрагентов.
Но Россия не может сидеть и ждать пока её непоследовательные
партнёры соизволят определиться со своими решениями. Нужно действовать и весьма
напористо. Шаг в сторону приостановления переговоров по проекту строительства
нефтепровода «Самсун-Джейхан» с участием российских компаний, который, кстати,
последовал через несколько часов после обнародования турецкой стороной решения
о согласии на размещении на своей территории радара передового базирования по
проекту «ЕвроПРО», должен быть продолжен серией других шагов, указывающих на
решительность России в реализации проекта, под который подведены самые
решительные заявления. В этой ситуации находкой для Москвы может стать
предложение Киева по переориентации трубы «Южного потока» с морского на
сухопутный вектор её прокладки через украинскую территорию. Михаил Агаджанян,
bs-kavkaz.org
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.