Analitika.at.ua. Праздник Рождества – важнейший религиозный праздник
западного христианства, формирующий годовую циклическую систему вместес другими христианскими праздниками – Пасхой
и Пятидесятницей. Все эти праздники отмечаются и в восточном (православном)
христианстве. Отличие состоит лишь в том, что в православии важнейшим
праздником является Пасха – праздник Воскресения Христова.
В этом плане православная церковь оказывается ближе к первым
христианам – те сначала вообще не знали праздников, готовясь к концу света, а
потом установили в своей среде праздник, называвшийся в Риме Christus Kyrios, –
праздник Господа Иисуса Христа, ставший впоследствии Пасхой. Тогда же у Пасхи
помимо годового цикла появился и недельный: воскресный день – это как бы
маленькая Пасха, еще одно напоминание о чуде Воскресения.
Праздник Рождества возник позже Пасхи – где-то в середине IV
века нашей эры. Впервые он упоминается в знаменитом «Хронографе», составленном
в 354 году нашей эры для венецианца по имени Валентин и сохранившемся до наших
дней.
«Хронограф» представляет собой богато иллюстрированный
календарь, напоминающий своему хозяину о том, какие праздники отмечаются в тот
или иной день. В «Хронографе» 25 декабря упоминается и как праздник natalis
solis invicti (буквально -- «день рождения непобедимого солнца»), и как день
Natus Christus in Bethleem – Рождества Христова в Вифлееме.
Почему праздник Рождества стал на Западе (то есть сначала в
Риме, а потом и во всем католическом мире) основным? Историки называют много
причин, которые, очевидно, дополняли друг друга.
Во-первых, именно в этот день в древнем Риме отмечался день
зимнего солнцестояния. Поскольку начиная с конца декабря день начинает
удлиняться, римляне рассматривали 25 декабря как праздник «непобедимого
солнца». А христиане, как известно, всегда стремились сделать свои новые
праздники совпадающими с языческими, чтобы постепенно вытеснить саму память о
«крамольных» торжествах, заменив их торжествами богоугодными.
Во-вторых, в четвертом веке для христиан была очень
актуальна борьба с так называемой арианской ересью. Ариане верили, что Христос
является не Богом, а всего лишь человеком, которого Бог сделал своим «пасынком»,
чтобы осчастливить человечество. Поскольку догмат «богочеловечества» Христа
является для христианства основным, необходимо было закрепить этот догмат в
общественном сознании. Ведь если Христос – не сын Бога, то его жертва не может
служить искуплением для всего человечества, между тем как именно мысль о
спасении через жертву делает Евангелие «благой вестью».
Вот и было решено: ввиду того, что апостолы и евангелисты не
оставили никаких свидетельств о точном дне рождения Христа, выбрать таким днем
25 декабря. От борьбы с древним культом солнца, праздновавшимся в тот же день,
остались старые молитвы, в которых верующие называют Христа «светом миру» и
«солнцем нашим».
Впоследствии время празднования Рождества у западных
христиан и части православных стало различаться из-за перехода западных церквей
на грегорианский календарь. Но истоки этого праздника – едины, и об этом стоит
помнить в первую очередь.
Ставшие для нас привычными элементы празднования Рождества
на Западе – елки, французский pere Noel (в буквальном переводе –
«рождественский папа») и особенно потребительский подарочный бум – явления на
самом деле недавние и церковью не очень одобряемые. Елки появились во Франции,
Великобритании, а потом и в России под немецким влиянием (в Германии в древности
существовал культ деревьев). Всемирный Санта-Клаус – тоже относительно новое
явление, имеющее много местных реинкарнаций (например, во франко-немецкой
области Эльзас его роль исполняет Christ Kindel – «ребенок Христос»).
Значительно старше традиция рождественских «вертепов» –
театральных представлений с использованием кукол, повествующих о Рождестве
Христовом. Первый «вертеп», о котором сохранилось документальное свидетельство,
был открыт в Праге в 1562 году. Проповедник Игнатий де Лойола приветствовал это
начинание, отметив, что любой рассказ о евангельских событиях в понятной для
неграмотного народа форме является богоугодным делом. С тех пор вертепы прочно
вошли в ритуал празднования, а некоторые вертепы представляют собой настоящие
предметы искусства.
Самой же старинной западной рождественской традицией, ныне
почти никем не соблюдаемой, является двухнедельный пост и духовная подготовка к
Рождеству в специальный период, известный в большинстве стран Запада как Адвент
(«Пришествие»). Увы, скромный образ жизни и воздержание вошли в противоречие с
насаждаемым средствами массовой информации ежегодным потребительским бумом.
Дмитрий Бабич, РИА Новости
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.