Главная » 2012»Май»31 » Рубен Мелконян: О проявлениях самоорганизации армянства Турции
Рубен Мелконян: О проявлениях самоорганизации армянства Турции
20:31
Analitika.at.ua. Среди
армянства Турции, находящегося по разным причинам в весьма сложном положении,
особенно в последние годы, заметны новые развития, обретающие любопытную
направленность. Нелишне отметить, что развернувшая сегодня в Турции
идеологическая и политическая борьба дает национально-религиозным меньшинствам
некоторые ограниченные возможности, и, кроме того, именно среди нацменьшинств
заметно повышение уровня самосознания. Все это приводит к тому, что в различных
сегментах армянства Турции имеют место новые и примечательные проявления
самоорганизации. Примечательно, что проявления самоорганизации заметны как
среди армян-христиан, так и среди исламизированных армян, а также армян, снова
обратившихся в христианство. В последнем случае рассматриваемый нами вопрос
многоаспектен, и можно констатировать, что индивидуальные попытки переоценки
идентичности и национальных истоков сегодня могут получить более
«институциональные» проявления.
Одним из таких проявлений самоорганизации армянства Турции
нужно считать самопроизвольно учреждаемые (порой с молчаливого согласия
турецких властей) земляческие союзы. Известно, что земляческие союзы имеют
довольно большое распространение в Армении и Диаспоре, однако стамбульские
армяне признаются, что такие организации для них относительно новы. Начавшийся
всего несколько лет назад процесс сегодня набирает новые обороты, и можно
сказать, что земляческие союзы начинают играть более серьезную роль в жизни турецких
армян. Так, несколько лет назад были учреждены «Земляческий союз Муса-Дага» и
«Союз армян Малатии», состоящие из армян-христиан или членов так называемой
официальной общины.
В контексте задачи формирования земляческих союзов
значительным прогрессом можно считать учреждение «Союза сасунцев», поскольку в
его составе есть как христиане, так обратившиеся в ислам и вновь принявшие
христианство армяне. Эта организация, пожалуй, была первой общественной
организацией, включившей в себя группы верообращенных армян Турции. Заметим
также, что эта организация и ее председатель Азиз Дагджын сделали несколько
смелых заявлений и шагов по сохранению в Сасуне и на примыкающих территориях
армянского историко-культурного наследия.
Затем был учрежден «Союз армян Дерсима» под
председательством вновь обращенного в христианство дерсимского армянина Миграна
Пркича Гюлтекина. Эта организация вызвала широкий резонанс в диаспоральных,
армянских и турецких СМИ. Дерсимские армяне также считали приоритетными вопросы
сохранения историко-культурного наследия, однако более смелые из них заявляют,
что союз включает проживающих на территории Дерсима насильственно
верообращенных, зачастую обратившихся в алевитство армян. Следует отметить
также, что, в частности, среди дерсимских армян довольно часто встречаются
случаи возвращения или озвучивания своей истинной армянской идентичности, что
широко освещается в турецкой и зарубежной прессе. Заметим также, что состоящие
из армян-христиан земляческие союзы также активно интересуются проблемами
исламизированных армян. Так, недавно «Союз армян Малатии» заявил, что наряду с
множеством других мероприятий, собирается вести многостороннюю работу по
проблеме верообращенных армян.
Недавно ряд армянских земляческих союзов Турции пополнился
еще одним: был учрежден первый земляческий союз амшенцев с весьма выразительным
названием «Հատիկ». Это название вызвало недоумение соответствующих
турецких кругов, и инициаторы союза представили его как турецкую аббревиатуру.
Следует заметить также, что в земляческий союз амшенцев вовлечены люди,
признающие или внешне отрицающие свою армянскую этническую принадлежность. В
группе инициаторов земляческого союза амшенских армян особенно активны
учредитель амшенской музыкальной группы «Вова» Химет Акчичек и юрист Кямил
Мути. В союз вовлечены амшенцы из Стамбула, Амшена, Ардвина, Анкары. Как
заявляют организаторы, цель учреждения союза – сохранение амшенского языка и
культуры во избежание того, чтобы «амшенский язык и культура постепенно исчезли
параллельно урбанизации». Знаментально, что сами амшенские армяне считают
учреждение союза несколько запоздалым, поскольку другие народности
Черноморского региона, например, у грузин-мусульман (гюрджу) и лазов уже давно
есть аналогичные структуры. Как и все остальные земляческие союзы, амшенцы
также преимущественно делают акцент на сохранении языка и культуры, однако они,
тем не менее, не могут избегать вопросов о своей истории и идентичности. Если
этот союз станет площадкой для изучения диалекта и культуры Амшена, то это
обязательно приведет к обсуждению вопроса этнического происхождения амшенов. По
этому поводу один из организаторов союза Кямил Мути замечает: «В первую очередь
нужно сохранить нашу исчезающую культуру и язык, чтобы изучить свою историю».
Не секрет, что амшены Турции, находясь под жестким давлением турецкой
государственной машины и пропаганды, в основном избегают говорить и открыто
признаваться в своем армянском происхождении. Более того, среди них есть даже
люди, заявляющие, что они турки. Однако почти все одинаково относятся к
амшенской культуре и диалекту и стремятся сохранить их. Союз амшенских армян
«Атик», провозглашая приоритетом сохранение амшенского языка и культуры, может
консолидировать все вышеупомянутые группы, и в этом плане учреждение такого
союза действительно нужно считать серьезным прогрессом. Заметим также, что
носители амшенской культуры и диалекта, ознакомившись с отдельными элементами
всеобщей армянской культуры и армянским языком, обязательно столкнутся с
вопросом о своем этническом происхождении, и тогда ответ на этот вопрос будет
для них яснее.
Полагаем, что обреченные на ассимиляцию вследствие турецкой
этнополитики разные народы, создавая подобные структуры, стремясь сохранить
свой язык и культуру, пытаются, порой подсознательно, противостоять турецкому
давлению. Можно предположить, что учрежденные различными группами армянства
Турции земляческие союзы преследует цель посредством озвучивания вопросов
сохранения языка и историко-культурного наследия вновь обрести либо крепче
«уцепиться» за свою армянскую идентичность. Мы уже встречаем доказательство
этому в последних развитиях среди турецких армян. Подобные проявления
самоорганизации армянства Турции обнадеживают и могут стать основой для
сохранения национальных ценностей в «официальной» общине и помочь
ассимилированному сегменту армянства вернуться к своим корням. Рубен Мелконян,
эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк», замдекана факультета
востоковедения ЕГУ, к.ф.н., доцент. noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.