Главная » 2011 » Октябрь » 13 » Рубен Сафрастян: Израиль будет использовать армянский фактор против Турции
Рубен Сафрастян: Израиль будет использовать армянский фактор против Турции
01:17
Analitika.at.ua. Интервью "ГА" с директором Института
востоковедения НАН РА Рубеном Сафрастяном.
- Г-н Сафрастян, в этом году мы отмечаем 20-летие Республики Армения.
Как вам видится этот период в контексте развития армяно-турецких отношений,
если учесть факт изначального признания Турцией независимости Армении?
- Первое, что хотелось бы отметить: с момента возникновения
независимой армянской республики Турция применила по отношению к Армении
политику, крайне редко встречающуюся в современных международных отношениях -
признала независимость, но отказалась установить с РА дипломатические
отношения. Это уникальный случай. В мировой практике бывало, когда одна страна
разрывала дипломатические отношения с другой с целью оказания на нее давления –
так поступили, например, США в отношении Кубы. Либо новое государство вовсе не
признавалось и с ним не устанавливались дипломатические отношения. Но чтобы
государство признавали без установления дипотношений – это, повторюсь, случай
уникальный…
- По сути дела, речь идет о политике давления?
- Безусловно. Именно такую политику давления изначально
применила Турция с целью добиться от Армении определенных уступок. Формально не
объявляя границу закрытой, Турция в реальности установила режим, фактически
являющийся манифестацией в одностороннем порядке закрытой границы. В случае с
Арменией это имеет геополитическое значение, поскольку у нашей страны нет
выхода к морю и затруднен выход во внешний мир. Так что Турция, отказываясь
установить с Арменией дипломатические отношения и фактически держа границу на
замке, тем самым на протяжении 20 лет оказывает политику давления на Армению.
Подобные формы открытого прессинга в практике международных
отношений очень редки – они составляют менее 10% всей совокупности двусторонних
межгосударственных отношений. Де-факто подобные отношения устанавливаются в
преддверии военных действий. На протяжении 20 лет Турция продолжает оказывать
политику давления на Армению, пытаясь заставить нас отказаться от своих
принципов и позиции в таких ключевых вопросах, как признание Геноцида армян,
карабахская проблема и армяно-турецкая граница. Что касается Армении, то,
изначально руководствуясь концепцией добрососедских отношений со всеми
государствами-соседями, мы сразу же после обретения суверенитета объявили, что
стремимся к отношениям с Турцией без предварительных условий…
- Конечно, история сослагательного наклонения не признает, но могла ли
Армения избрать другую парадигму отношений с Турцией? В частности, отказаться
от установления дипломатических отношений до тех пор, пока Турция не признает
совершенный ею Геноцид?
- Это вполне возможный вариант, который, кстати, был бы
понятен многим государствам. Турция – наследница Османской империи - не
признает совершенный в отношении армян Геноцид, тем самым фактически
идентифицируя себя с Османской империей. Между тем избранный Арменией курс на
установление с Турцией пусть не добрососедских, но по крайней мере нормальных
отношений продолжался до конца 90-х годов. В 1998-м, а потом уже более
определенно в 2000 году проявилась новая политика Армении в отношении Турции,
когда президент Армении Роберт Кочарян, выступив с трибуны Генеральной
Ассамблеи ООН, предъявил этой стране прямое обвинение в непризнании Геноцида
армян. То есть с конца 90-х годов прошлого столетия Армения попыталась изменить
парадигму отношений с Турцией, сделав проблему признания Анкарой Геноцида одним
из пунктов своей внешней политики и стремясь к тому, чтобы Геноцид армян был
признан и другими государствами.
- Это следует рассматривать как попытку противостоять политике
давления?
- Да, именно так. Суть в том, что вопрос признания Геноцида,
пожалуй, единственный во внешней политике Армении, имеющий геополитическое
значение в общемировом масштабе. Карабахский вопрос, по моему мнению, такого
значения не имеет, поскольку в первом случае речь идет о Турции – державе,
играющей важную роль в регионе и имеющей далеко идущие амбиции, которые далеко
не по вкусу многим государствам.
- И эти государства в свою очередь будут использовать вопрос признания
Геноцида для оказания давления на Турцию...
- Что вполне понятно. Между тем важнейшее значение в плане
эволюции армяно-турецких отношений имела августовская война 2008 года между
Россией и Грузией, фактически изменившая статус-кво в регионе Южного Кавказа в
пользу России. Эта война показала, что у России есть не только возможности, но
и политическая воля, в результате Турция оказалась перед реальной возможностью
быть вытесненной из региона. Именно после этого Анкара пошла на переговоры с
Арменией – она просто испугалась, что может вообще потерять свое влияние в
регионе. Собственно говоря, целью переговоров было заставить Армению отказаться
от использования фактора Геноцида в своей внешней политике, пойти на уступки, взамен
чего Турция готовилась открыть границу. Не потому, что на нее оказывалось
давление извне, и уж, конечно, не потому, что она вдруг полюбила Армению, а
исключительно с целью иметь возможность через Армению хоть как-то сохранить
свое влияние на Южном Кавказе. Этим объясняется начало реального периода
переговоров Турции с Арменией и подписание армяно-турецких протоколов.
- Вы ничего не сказали о "газовом" факторе…
- "Газовый" фактор, конечно, важен, но это только
одна из составляющих куда более многогранной геостратегической ситуации,
сложившейся между Турцией и Россией. Я считаю, что российско-турецкие отношения
с конца 90-х – начала 2000-х вступили в период геостратегического перемирия. То
есть эти державы остаются соперниками на Южном Кавказе, каждый стремится
установить свое влияние, но, исходя из ряда причин, они пришли к выводу о
необходимости установить определенный статус-кво – "перемирие":
остаются в окопах, но не стреляют. "Газовый" фактор, конечно,
способствовал установлению подобного "перемирия", ибо Турция на 60%
зависит от российского газа. В то же время обратите внимание: недавно Анкара
потребовала от России снизить цены на газ.
- Давайте вернемся к армяно-турецким протоколам…
- После августовской войны Турция выступила с инициативой
платформы – это было попыткой получить определенные дивиденды от России, своего
рода предложением разделить Южный Кавказ между Москвой и Анкарой мирным путем.
Конечно, Россия на это не пошла, стремясь к максимальному влиянию на Южном
Кавказе. Следующим шагом Турции было начало переговоров с Арменией, для которой
в свою очередь "футбольная дипломатия" тоже явилась дипломатическим
маневром с целью укрепления своих дипломатических позиций – в частности, в
свете переговоров по карабахскому вопросу. Армения пошла на подписание
протоколов, думаю, с осознанием того факта, что они не полностью отражают наши
интересы и на них затрачивается определенный политический капитал президента
страны. Между тем протоколы показали, что, с одной стороны, Турция, идя на
переговоры и выставив предусловия, вовсе не готова отказаться от политики
давления. С другой стороны, турки поняли, что Армения на уступки не пойдет. Не
думаю, что протоколы будут реанимированы – это выглядит нереалистичным.
- Таким образом, если попытаться обобщить 20-летний период
армяно-турецких отношений, то можно сказать, что Турция по-прежнему стремится
оказывать давление на Армению с целью добиться односторонних уступок. И нет
признаков того, что от этого модуса Турция откажется в будущем...
- Да, это так. Определенно у турецкой политической элиты нет
иного подхода к отношениям с Арменией, кроме политики давления. В
геополитическом плане надо отметить тот факт, что в последнее время Турция
активно вовлечена в процессы, происходящие на Ближнем Востоке. В Сирии дело
вообще идет к тому, что Турция может совершить прямую интервенцию под предлогом
установления буферной зоны на территории этой страны. То, что Анкара оказывает
явную поддержку антиправительственным силам в Сирии, ясно. Но бесспорен факт:
Турция оказывает поддержку именно радикальным исламским организациям, ведущим
борьбу против светского режима – в частности, "Братьям мусульманам".
Понимая, что позиции Египта на Ближнем Востоке слабеют, Турция стремится
заполнить этот вакуум собой.
- Словом, из всех текущих геополитических трансформаций турки хотят
урвать для себя по максимуму…
- Они так и делают. Между тем Турция еще не доросла до того,
чтобы проводить активную политику в разных направлениях. Поэтому, думается, ее
политика в нашем регионе будет более консервативной в обозримом будущем. В
карабахском вопросе Турция будет стремиться к посредничеству - впрочем,
безуспешно. Что касается отношений с Израилем, то очевидно, что Анкара пытается
использовать союзнический для себя арабский фактор как средство усиления своих
геополитических позиций по отношению к Израилю.
- И пока ей это удается…
- Да, удается. Со своей стороны Израиль будет использовать
армянский фактор против Турции – мы уже являемся свидетелями первых шагов. И
активизирует отношения с Арменией. Не секрет, конечно, что Израиль оказывал,
оказывает и будет оказывать поддержку Азербайджану в военной области. Но в
период трансформаций глобального характера следует ожидать определенной
поддержки Израилем Армении.
В этом вопросе нам, на мой взгляд, надо проявлять большую
осторожность, учитывая фактор Ирана. Что же касается далеко идущих прогнозов,
то до тех пор, пока Турция не признала и не осудила Геноцид армян, возможность
попытки со стороны Анкары еще раз решить Армянский вопрос, на сей раз методом прямой
военной интервенции, безусловно, остается… Зара ГЕВОРКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.