Главная » 2011»Сентябрь»1 » Рубен Сафрастян: Минская группа ОБСЕ не отдаст инициативу Турции
Рубен Сафрастян: Минская группа ОБСЕ не отдаст инициативу Турции
01:14
Analitika.at.ua. 22 августа парламент Турции изъял из повестки 898
законопроектов, включая армяно-турецкие протоколы, подписанные в октябре 2009г.
в Цюрихе. В принципе турецкие депутаты действовали в соответствии с внутренним
уставом: если в течение 4 лет работы парламента те или иные документы не были
приняты, они признаются недействительными. Парламент Турции 23-го созыва в
августе прекращает полномочия, согласно Конституции страны, а не утвержденные
им документы, в их числе и Цюрихские протоколы, объявлены утратившими силу. СМИ
отмечают также, что новый турецкий парламент не считает вопрос открытия
армяно-турецкой границы приоритетным, указывая вместе с тем на возможность
возвращения протоколов в повестку - для этого достаточно, чтобы вопрос вновь
был представлен в парламент хотя бы одним депутатом.
Армянскими экспертами сообщение об изъятии цюрихских
протоколов из повестки турецкого парламента было воспринято однозначно: как
свидетельство нежелания Анкары нормализовать отношения с Ереваном. Как, в
частности, отметил директор Института востоковедения Национальной Академии наук
РА Рубен Сафрастян, власти Турции тем самым подчеркнули, что они продолжат
политику, проводимую этой страной на протяжении последних 20 лет, блокируя
Армению. В беседе с Арменпресс он подчеркнул, что не видит каких-либо
предпосылок для возможных сдвигов в армяно-турецких отношениях. Из повестки
Национального Собрания Армении также следует немедленно убрать вопрос
ратификации двустороннних протоколов, Армения также должна отозвать свои
подписи под армяно-турецкими протоколами, убежден эксперт. В связи с этим "РА”
обратилась к Рубену Сафрастяну с просьбой прояснить ряд вопросов.
- Вы сказали журналистам, что Армения давно должна была отозвать свою
подпись из протоколов. Не поздно ли в контексте игры, которую начала Турция на
Ближнем Востоке, и заинтересованности Запада, в частности, США в нормализации
армяно-турецких отношений?
- Я думаю, что сейчас для Запада, в первую очередь, для США
первоочередное значение приобретает позиция Турции на Ближнем и Среднем
Востоке. Там намечаются крупные геополитические изменения, в которых Турция
будет играть довольно активную роль. И США заинтересованы в том, чтобы Турция
играла эту роль в общем фарватере политики Вашингтона. Поэтому я не думаю, что
для США армяно-турецкие отношения именно на этом этапе имеют большое значение.
То же самое для Турции. Играя эту роль, Турция, конечно,
стремится к определенным своим целя, которые надо рассматривать в рамках
политики неооттоманизма.
- Т.е. США заинтересованы в том, чтобы на Ближнем Востоке Турция играла
лидирующую роль и была их стратегическим союзником?
- Если взять пример Сирии, то, насколько можно судить по
поступающей информации, там наблюдается сотрудничество Запада, в первую
очередь, США и Турции. Там основным игроком выступает Турция, за спиной которой
стоят США. Так что, в любом случае, думаю, турецкая дипломатия попытается
использовать факт заинтересованности США в Турции на Ближнем и Среднем Востоке,
конечно, для своих собственных целей.
- А насколько реализуемо это устремление Анкары с учетом того, что
Сирия и Иран ее сильно тормозят?
- Да, но в Сирии, есть такая информация, Турция довольно
активно участвует в поддержке деятельности различного толка
антиправительственных организаций, в первую очередь, радикальных мусульманских.
Так что, сейчас Турция фактически играет на то, чтобы режим Асада как можно
больше ослабел, а в перспективе даже рассматривает возможность освобождения от
этого режима и прихода к власти в Сирии тех сил, которые бы сотрудничали с
турками и с которыми у Анкары хорошие отношения. Думаю, именно в Сирии Турция
играет весьма и весьма активную роль.
- А реален ли приход к власти в Сирии именно этих сил? Возможен ли
ливийский вариант в Сирии?
- Пока вроде бы нет. Но особенностью ливийского варианта
было то, что Россия и Китай, в первую очередь, Россия, фактически дали зеленый
свет Западу и НАТО, позволили им взять на себя миссию вмешательства в
гражданскую войну на стороне одной из сторон, что фактически приводит
противостоящие Каддафи силы к власти. В Сирии, на мой взгляд, это невозможно,
потому что Россия, думаю, извлекла урок из своей ошибки, я считаю это ошибкой,
когда при голосовании в СБ ООН она воздержалась, и не даст зеленый свет Западу.
Это раз. Во-вторых, Сирия - это не Ливия. В Сирии Россия заинтересована намного
больше, учитывая фактор Тартуса, где находится база российского флота, фактор
близости Сирии, значение Сирии в общей геополитике и т.д. В-третьих, я думаю,
все-таки принятие Западом решения о прямом вмешательстве в события в Сирии
будет требовать намного большей концентрации и интеллектуальных, и материальных
сил, потому что Сирия, повторяю, - это не Ливия. Так что, пока маловероятно,
что в Сирии Запад будет действовать в такой форме, как это было в Ливии. И
именно в этом контексте возрастает роль Турции. Потому что Турция, используя
свои связи с различными группировками, действующими в Сирии, как раз подпольно,
тайно подтачивает власть Асада.
- Многие политологи считают, что свержение Каддафи не приведет к
стабилизации ситуации, и пророчат хаос в Ливии и даже его распространение на
весь Ближний Восток. Согласны ли Вы с этим и как эта ситуация может отразиться
на нашем регионе, в контексте в том числе азербайджано-карабахского конфликта?
- В Ливии возникнет не то, что хаос, а реальная угроза
распада страны. Фактически Ливия состоит из трех частей: запад - Триполитания,
восток - Киренаика и юг. Так что, вполне возможно, что, как это исторически
сложилось, две основные области - Триполитания и Киренаика перестанут быть
частью единого государства, произойдет распад Ливии, потому что Ливии как
государства не было, это искусственное образование. При том, что большинство
перерабатывающих заводов, большинство нефтепроводов расположены в районе
Бенгази, т.е. в Киренаике, хотя есть и в районе Триполи, которая является
столицей Триполитании. Так что, я думаю, события в Ливии еще долго будут
находиться в центре внимания мировой общественности. И что там будет и как,
очень трудно прогнозировать. Единственное, что можно сказать, что Запад
попытается взять эти процессы в свои руки, а это потребует еще большего
вмешательства.
Что касается всего Ближнего Востока, я бы не сказал, что
будет хаос, но будут серьезные геополитические изменения в целом, которые можно
охарактеризовать как смену политических элит во многих арабских государствах.
Мы являемся свидетелями начала этих процессов, которые продлятся, думаю, год
или два, даже, может, больше, и создастся новый Ближний Восток, новый арабский
Восток. Но хаоса, думаю, все-таки удастся избежать, в первую очередь, конечно,
потому, что в хаосе никто не заинтересован - ни сами эти страны, ни элитные
группы, ни крупные внешние мировые игроки. Потому что Ближний Восток, арабский
Восток, - один из основных резервуаров нефти. Так что, эти процессы, думаю,
будут проходить в более или менее управляемом русле.
Что касается возможной смены правящих элит, то, думаю, к
власти придут более происламские силы в арабских странах, в некоторых из них во
всяком случае. Тем не менее, я все-таки считаю, что эти происламские силы будут
более мягкого типа, не такими радикальными, как, скажем, Аль-Каида. И в этом
случае, конечно, Турция с ее происламским правительством может стать моделью
для этих новых элитных групп, которые рвутся к власти в арабских странах.
Что касается нашего региона, то я не считаю, что Южный
Кавказ, т.е. регион, который входил в состав бывшего СССР, подвержен таким
радикальным, глубоким изменениям геополитического характера, которые начинаются
на Ближнем Востоке. Все-таки у нас другой регион. У нас действуют другие
законы. И думаю, логика процесса карабахского урегулирования в ближайшие годы
не изменится под воздействием этих геополитических изменений на Южном Востоке.
- А как процессы на Ближнем Востоке скажутся на Иране? Тегеран,
очевидно, не заинтересован в усилении позиций Турции ни в том регионе, ни в
нашем, где Анкара также пытается активничать, в частности, в вопросе Карабаха…
- Что касается Карабаха, не думаю, что Минская группа ОБСЕ
отдаст инициативу Турции, даже если в перспективе роль Турции на Ближнем
Востоке немножко возрастет. Что касается Ирана, это, конечно, важнейший вопрос,
потому что Иран играет огромную роль у нас в регионе, и сохранение статус-кво
как в самом Иране, так и вокруг него исходит непосредственно из наших
интересов. Так что, мы должны надеяться, что Ирану удастся в этот период бурных
изменений сохранить свою стабильность. Я все-таки считаю, что в этот период
арабского пробуждения США и Запад в целом не очень заинтересованы в обострении,
дестабилизации ситуации в Иране. Думаю, они все же основные свои усилия будут
направлять на управляемость процессов на арабском Востоке. И это хороший шанс
для Ирана в этот период быстрых геополитических изменений сохранить
стабильность в геополитическом смысле. Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.