Четверг, 25.04.2024, 15:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 1 » Рубен Сафрастян: Минская группа ОБСЕ не отдаст инициативу Турции
Рубен Сафрастян: Минская группа ОБСЕ не отдаст инициативу Турции
01:14

Analitika.at.ua. 22 августа парламент Турции изъял из повестки 898 законопроектов, включая армяно-турецкие протоколы, подписанные в октябре 2009г. в Цюрихе. В принципе турецкие депутаты действовали в соответствии с внутренним уставом: если в течение 4 лет работы парламента те или иные документы не были приняты, они признаются недействительными. Парламент Турции 23-го созыва в августе прекращает полномочия, согласно Конституции страны, а не утвержденные им документы, в их числе и Цюрихские протоколы, объявлены утратившими силу. СМИ отмечают также, что новый турецкий парламент не считает вопрос открытия армяно-турецкой границы приоритетным, указывая вместе с тем на возможность возвращения протоколов в повестку - для этого достаточно, чтобы вопрос вновь был представлен в парламент хотя бы одним депутатом.

 

Армянскими экспертами сообщение об изъятии цюрихских протоколов из повестки турецкого парламента было воспринято однозначно: как свидетельство нежелания Анкары нормализовать отношения с Ереваном. Как, в частности, отметил директор Института востоковедения Национальной Академии наук РА Рубен Сафрастян, власти Турции тем самым подчеркнули, что они продолжат политику, проводимую этой страной на протяжении последних 20 лет, блокируя Армению. В беседе с Арменпресс он подчеркнул, что не видит каких-либо предпосылок для возможных сдвигов в армяно-турецких отношениях. Из повестки Национального Собрания Армении также следует немедленно убрать вопрос ратификации двустороннних протоколов, Армения также должна отозвать свои подписи под армяно-турецкими протоколами, убежден эксперт. В связи с этим "РА” обратилась к Рубену Сафрастяну с просьбой прояснить ряд вопросов.

 

- Вы сказали журналистам, что Армения давно должна была отозвать свою подпись из протоколов. Не поздно ли в контексте игры, которую начала Турция на Ближнем Востоке, и заинтересованности Запада, в частности, США в нормализации армяно-турецких отношений?

 

- Я думаю, что сейчас для Запада, в первую очередь, для США первоочередное значение приобретает позиция Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Там намечаются крупные геополитические изменения, в которых Турция будет играть довольно активную роль. И США заинтересованы в том, чтобы Турция играла эту роль в общем фарватере политики Вашингтона. Поэтому я не думаю, что для США армяно-турецкие отношения именно на этом этапе имеют большое значение.

 

То же самое для Турции. Играя эту роль, Турция, конечно, стремится к определенным своим целя, которые надо рассматривать в рамках политики неооттоманизма.

 

- Т.е. США заинтересованы в том, чтобы на Ближнем Востоке Турция играла лидирующую роль и была их стратегическим союзником?

 

- Если взять пример Сирии, то, насколько можно судить по поступающей информации, там наблюдается сотрудничество Запада, в первую очередь, США и Турции. Там основным игроком выступает Турция, за спиной которой стоят США. Так что, в любом случае, думаю, турецкая дипломатия попытается использовать факт заинтересованности США в Турции на Ближнем и Среднем Востоке, конечно, для своих собственных целей.

 

- А насколько реализуемо это устремление Анкары с учетом того, что Сирия и Иран ее сильно тормозят?

 

- Да, но в Сирии, есть такая информация, Турция довольно активно участвует в поддержке деятельности различного толка антиправительственных организаций, в первую очередь, радикальных мусульманских. Так что, сейчас Турция фактически играет на то, чтобы режим Асада как можно больше ослабел, а в перспективе даже рассматривает возможность освобождения от этого режима и прихода к власти в Сирии тех сил, которые бы сотрудничали с турками и с которыми у Анкары хорошие отношения. Думаю, именно в Сирии Турция играет весьма и весьма активную роль.

 

- А реален ли приход к власти в Сирии именно этих сил? Возможен ли ливийский вариант в Сирии?

 

- Пока вроде бы нет. Но особенностью ливийского варианта было то, что Россия и Китай, в первую очередь, Россия, фактически дали зеленый свет Западу и НАТО, позволили им взять на себя миссию вмешательства в гражданскую войну на стороне одной из сторон, что фактически приводит противостоящие Каддафи силы к власти. В Сирии, на мой взгляд, это невозможно, потому что Россия, думаю, извлекла урок из своей ошибки, я считаю это ошибкой, когда при голосовании в СБ ООН она воздержалась, и не даст зеленый свет Западу. Это раз. Во-вторых, Сирия - это не Ливия. В Сирии Россия заинтересована намного больше, учитывая фактор Тартуса, где находится база российского флота, фактор близости Сирии, значение Сирии в общей геополитике и т.д. В-третьих, я думаю, все-таки принятие Западом решения о прямом вмешательстве в события в Сирии будет требовать намного большей концентрации и интеллектуальных, и материальных сил, потому что Сирия, повторяю, - это не Ливия. Так что, пока маловероятно, что в Сирии Запад будет действовать в такой форме, как это было в Ливии. И именно в этом контексте возрастает роль Турции. Потому что Турция, используя свои связи с различными группировками, действующими в Сирии, как раз подпольно, тайно подтачивает власть Асада.

 

- Многие политологи считают, что свержение Каддафи не приведет к стабилизации ситуации, и пророчат хаос в Ливии и даже его распространение на весь Ближний Восток. Согласны ли Вы с этим и как эта ситуация может отразиться на нашем регионе, в контексте в том числе азербайджано-карабахского конфликта?

 

- В Ливии возникнет не то, что хаос, а реальная угроза распада страны. Фактически Ливия состоит из трех частей: запад - Триполитания, восток - Киренаика и юг. Так что, вполне возможно, что, как это исторически сложилось, две основные области - Триполитания и Киренаика перестанут быть частью единого государства, произойдет распад Ливии, потому что Ливии как государства не было, это искусственное образование. При том, что большинство перерабатывающих заводов, большинство нефтепроводов расположены в районе Бенгази, т.е. в Киренаике, хотя есть и в районе Триполи, которая является столицей Триполитании. Так что, я думаю, события в Ливии еще долго будут находиться в центре внимания мировой общественности. И что там будет и как, очень трудно прогнозировать. Единственное, что можно сказать, что Запад попытается взять эти процессы в свои руки, а это потребует еще большего вмешательства.

 

Что касается всего Ближнего Востока, я бы не сказал, что будет хаос, но будут серьезные геополитические изменения в целом, которые можно охарактеризовать как смену политических элит во многих арабских государствах. Мы являемся свидетелями начала этих процессов, которые продлятся, думаю, год или два, даже, может, больше, и создастся новый Ближний Восток, новый арабский Восток. Но хаоса, думаю, все-таки удастся избежать, в первую очередь, конечно, потому, что в хаосе никто не заинтересован - ни сами эти страны, ни элитные группы, ни крупные внешние мировые игроки. Потому что Ближний Восток, арабский Восток, - один из основных резервуаров нефти. Так что, эти процессы, думаю, будут проходить в более или менее управляемом русле.

 

Что касается возможной смены правящих элит, то, думаю, к власти придут более происламские силы в арабских странах, в некоторых из них во всяком случае. Тем не менее, я все-таки считаю, что эти происламские силы будут более мягкого типа, не такими радикальными, как, скажем, Аль-Каида. И в этом случае, конечно, Турция с ее происламским правительством может стать моделью для этих новых элитных групп, которые рвутся к власти в арабских странах.

 

Что касается нашего региона, то я не считаю, что Южный Кавказ, т.е. регион, который входил в состав бывшего СССР, подвержен таким радикальным, глубоким изменениям геополитического характера, которые начинаются на Ближнем Востоке. Все-таки у нас другой регион. У нас действуют другие законы. И думаю, логика процесса карабахского урегулирования в ближайшие годы не изменится под воздействием этих геополитических изменений на Южном Востоке.

 

- А как процессы на Ближнем Востоке скажутся на Иране? Тегеран, очевидно, не заинтересован в усилении позиций Турции ни в том регионе, ни в нашем, где Анкара также пытается активничать, в частности, в вопросе Карабаха…

 

- Что касается Карабаха, не думаю, что Минская группа ОБСЕ отдаст инициативу Турции, даже если в перспективе роль Турции на Ближнем Востоке немножко возрастет. Что касается Ирана, это, конечно, важнейший вопрос, потому что Иран играет огромную роль у нас в регионе, и сохранение статус-кво как в самом Иране, так и вокруг него исходит непосредственно из наших интересов. Так что, мы должны надеяться, что Ирану удастся в этот период бурных изменений сохранить свою стабильность. Я все-таки считаю, что в этот период арабского пробуждения США и Запад в целом не очень заинтересованы в обострении, дестабилизации ситуации в Иране. Думаю, они все же основные свои усилия будут направлять на управляемость процессов на арабском Востоке. И это хороший шанс для Ирана в этот период быстрых геополитических изменений сохранить стабильность в геополитическом смысле. Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 411
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru