Analitika.at.ua. Памятники армянского зодчества исламской конфессиональной
принадлежности в Арцахе долгое время оставались вне поля зрения ученых. Самвел
КАРАПЕТЯН, известный историк и непревзойденный полевой знаток армянских
древностей, находящихся за пределами нынешней территории Армении, восполнил
этот пробел, издав "Исламские памятники армянской архитектуры Арцаха"
- небольшое иллюстрированное издание, вышедшее в свет в конце 2010 года.
ВЕСНОЙ 1994 ГОДА, КОГДА БЫЛО ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ
ОГНЯ, Азербайджан принялся распространять по всему миру дезинформацию о
"20% оккупированной территории, миллионе беженцев и повсеместном тотальном
разрушении памятников многовековой азербайджанской культуры как в РА, так и в
Арцахе. Вопреки этим беспочвенным, провокационным заявлениям, немногочисленные
памятники исламской конфессиональной принадлежности, о мнимом разрушении
которых так много говорится в соседней стране, не только сохранены в Арцахе, но
и находятся на государственном попечении.
Альбом Самвела Карапетяна - еще одно тому подтверждение.
Построенные на армянской земле руками армянских мастеров в рамках параметров и
канонов армянской архитектуры, эти памятники (как и в случае "с
сельджукским наследием" в Западной Армении) продолжают традиции
средневекового армянского зодчества. Эту очевидную, даже на непрофессиональный
взгляд идентичность структурно-орнаментальных черт армяно-христианских и
исламских сооружений наглядно демонстрирует иллюстративный материал альбома,
напечатанного при непосредственной поддержке Министерства культуры Армении и
Управления по делам туризма при правительстве НКР.
- В течение тысячелетий коренные жители Армянского нагорья,
- рассказывает Самвел Карапетян, - обогащали свою родину многочисленными и
разнообразными архитектурными памятниками. Наиболее значимые были созданы в
периоды, когда нация жила и созидала под сенью национальной государственности.
Иноземцы, время от времени захватывавшие Армению, препятствовали нормальному
развитию национальной культуры, но в то же время широко использовали, особенно
в сфере архитектуры, опыт и знания покоренного ими коренного населения.
Крепости, дворцы, мечети, усыпальницы, мосты, караван-сараи и иные помещения,
построенные известными армянскими зодчими, отличает заметное влияние традиций
армянской архитектуры. Особый интерес представляют сохранившиеся в разных
регионах Армении и, в частности, в Арцахе усыпальницы племенных вождей кочевых
туркменских племен Кара-Коюнлу (XIV - XV вв), напоминающие по форме купола
средневековых армянских церквей. Повторяют широко распространенные в Арцахе в
XII – XVIII веках архитектурные формы колонных залов и построенные в годы
персидского владычества культовые и светские строения. Примером тому
караван-сарай "Гаргабазар" XVII века в селе Иджеванатун Гадрутского
района НКР. Во второй половине XIX века племена кавказских татар (в XX веке они
стали именовать себя азербайджанцами), принуждаемые царским правительством,
перешли на оседлый образ жизни. Созданные в этот период сооружения (бани, жилые
дома) также воспроизводят строительные традиции арцахского армянства.
ПЛАНИРОВКУ АРЦАХСКИХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПОВТОРЯЮТ ДАЖЕ МЕЧЕТИ.
Именно поэтому все сохранившиеся в Армении и Арцахе памятники подобного типа,
возведенные в рамках традиций тысячелетней армянской архитектуры, также как
культовые сооружения армян-халкидонитов и армян-католиков, являются
неотъемлемой частью армянского культурного наследия.
Что именно так его и воспринимают жители Арцаха, убеждает
случай, свидетелем которого я была лично. Летом 2003 года, когда проходили
торжественные крестины жителей села Хачинтап в Кашатагском районе НКР, я
увидела странную усыпальницу. По пропорциям и целому ряду орнаментальных форм
она показалась мне исконно армянской, однако, подойдя поближе, я поняла, что
это исламский памятник. Один из гостей поинтересовался у селян, почему это
сооружение не только "стоит на ногах", но и пользуется вниманием
сельской администрации, которая огородила его и соблюдает вокруг чистоту и
порядок. Ответ сельского старосты удивил глубоким осмыслением сути проблемы. Он
сказал, что все памятники культурного наследия прошлого вне зависимости от их
этнической и культово-конфессиональной принадлежности являются достоянием
армянской земли и что построенные руками армянских мастеров усыпальницы иноземным
завоевателям должно оберегать и охранять. Нора КАНАНОВА, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.