Понедельник, 25.11.2024, 18:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 12 » Русские в Армении
Русские в Армении
10:43

Analitika.at.ua. Вышло в свет ценное исследование о русском населении Армении, всесторонне охватывающее как хронологические, так и тематические аспекты. В книге Ивана Яковлевича Семенова "Русские в истории Армении" (Ереван, 2009, 300 с.) подробно представлены первые контакты армян с русскими и история их поселения в Армении.

 

Контакты двух народов имели место еще в XI-XIIвв. Отдельные русские путешественники появлялись в Армении с XVIIв., однако русские в Армении обосновались только в XIXв., после вхождения Восточной Армении в состав Российской империи. Первые русские поселились в Армении через несколько лет после присоединения Грузии к России. В 1804г. в Гюмри был размещен русский гарнизон.

 

30 октября 1830г. было принято правительственное решение о высылке молокан и духоборов в Закавказье. Часть из них поселили в основном на торговых путях России и Персии, в направлении Тифлис - Дилижан - Ереван - Джульфа, а другую часть - на ведущих в Турцию стратегических путях в направлении Тифлис - Ахалкалак - Карс - Эрзерум. На первом направлении были основаны села Головино, Семеновка, Еленовка, Сухой Фонтан, а на втором - Воронцовка, Гяргар, Привольное, Александровка и др. В организации размещения русского населения в регионе большую помощь оказал наместник на Кавказе М.С.Воронцов. В его честь и в честь членов его семьи некоторые села были названы Воронцовка, Еленовка, Михайловка. В первой половине XIXв. в Армении было основано 16 сел с русским населением. В 1886г. в Армении было 22 русских поселения. В конце XIXв. численность русских в Армении достигла 13 тысяч, в 1926г. - 23 тысяч, в 1939г. - 52 тысяч, в 1979г. - 70 тысяч.

 

Русские жили обособленной внутриобщинной жизнью, тем не менее внесли новизну в сельское хозяйство, в выращивание и обработку ряда культур, разведение новых пород скота и т.д. Они всегда были в мирных и спокойных отношениях с местным населением.

 

Духовные лидеры молокан стремились сохранить патриархальные нравы, религиозные традиции. Помощь бедным, больным, старикам и одиноким была для общин обязательной. Они сторонились политики, были сдержанны в вопросах образования и культуры. Однако существовало и оппозиционное просветительское течение, так как часть молодежи испытывала недовольство консервативным характером жизни в общинах.

 

Отношения между молоканами и духоборами не всегда были мирными. Численность духоборов в Закавказье достигала 13 тысяч. На их действия правительство отвечало очень жестко. В результате в конце XIXв. 7500 духоборов эмигрировали в Канаду.

 

Как известно, из русских императоров только Николай I посетил Армению. И.Семенов описывает подробности его визита, которые примечательны в плане формирования более полного представления о его человеческом облике. Властитель России прибыл в Армению в дождливые и туманные дни начала октября 1837г. 4 октября он побывал в Гюмри, принял участие в церемонии основания церкви Св.Александрии и предложил переименовать город в Александрополь. На следующий день в Эчмиадзине император ознакомился с музейными экспонатами, посетил типографию, библиотеку, училище. Когда в резиденции Католикоса императору сообщили, что не успели подготовить его портрет, Николай I ответил: "Вместо портрета вот я сам здесь". Отказавшись от обеда, он под проливным дождем отправился в Ереван. Из-за дождей и грязи дорога была труднопроходимой. Николай I, оставив карету, сел на своего жеребца и, совершенно промокший, доехал до города. Во время обеда во Дворце сардара до него донесся шум с улицы - императору сообщили, что люди пришли поприветствовать его. Император вышел к народу, выслушал их жалобы на губернское начальство. Этот случай стал поводом для освобождения губернатора Бебутова от должности. Николай I посетил окружной суд, где выразил свое недовольство коррумпированностью судейских чиновников: "... Служите с усердием и справедливостью, а то совершенно разгоню всех". (стр.66).

 

За несколько лет до поездки в Закавказье, в 1834г., будучи в Москве, Николай I счел необходимым посетить Лазаревскую семинарию, где подробно ознакомился с деятельностью семинарии и выразил свое удовлетворение. Семинарии в России не имели подготовительных отделений. Указом императора в феврале 1851г. для Лазаревской семинарии было сделано исключение: детям-армянам, лишенным родительской опеки, а также молодым людям из уездов, не владеющим русским языком, была предоставлена возможность для поступления в семинарию. По указу императора в 1853г. преподаватель семинарии Мсер Мсерян был награжден орденом Анны III степени за "Грамматику армянского языка" и богословские труды (см. В.Бархударян. "История армянских колоний Москвы и Петербурга", Ереван, 2010, с.222, 226). Нетрудно заметить, насколько были далеки от действительности не только российская, но и советская армянская историография, характеризовавшие подобного государственного деятеля как противника прогресса, крайне консервативного и жестокого деятеля, которого называли не иначе как Николай Палкин.

 

Установление советской власти внесло существенные изменения в жизнь русского населения Армении. Параллельно с сохранением религиозных общин молодежь все активнее вовлекалась в общественную жизнь, оказывалась в числе организаторов промышленности, сельского хозяйства, на ответственных партийных, государственных должностях, среди деятелей науки и культуры. В сфере науки достаточно упомянуть геолога А.Демехина и его дочь, в театре - В.Добровольского, известных спортсменов И.Новикова, Ф.Мельник, З.Золотникова. Немногочисленное русское население республики в ходе Великой Отечественной войны дало 6 Героев Советского Союза.

 

Автор книги И.Я.Семенов родился в Дилижане, вырос в местной русской среде. После Ереванского политехнического института окончил аспирантуру Института экономики НАН РА, получил ученую степень кандидата. Занимал ряд ответственных должностей, в том числе пост председателя Государственного комитета по труду и социальным вопросам Армении. Автор более 40 научных работ, в том числе монографии "История молокан и духоборов Закавказья". Научную работу совмещал с преподавательской деятельностью, получил звание профессора.

 

Ценность представляемой работы обусловлена не только широкой ознакомленностью автора с темой, но также изучением и умелым использованием имеющейся литературы и архивных материалов. Желательно, чтобы эта книга была опубликована и на армянском языке.

 

В.Б.БАРХУДАРЯН, академик

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 978
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru