Analitika.at.ua. Вышло в свет ценное исследование о русском населении
Армении, всесторонне охватывающее как хронологические, так и тематические
аспекты. В книге Ивана Яковлевича Семенова "Русские в истории
Армении" (Ереван, 2009, 300 с.) подробно представлены первые контакты
армян с русскими и история их поселения в Армении.
Контакты двух народов имели место еще в XI-XIIвв. Отдельные
русские путешественники появлялись в Армении с XVIIв., однако русские в Армении
обосновались только в XIXв., после вхождения Восточной Армении в состав
Российской империи. Первые русские поселились в Армении через несколько лет
после присоединения Грузии к России. В 1804г. в Гюмри был размещен русский
гарнизон.
30 октября 1830г. было принято правительственное решение о
высылке молокан и духоборов в Закавказье. Часть из них поселили в основном на
торговых путях России и Персии, в направлении Тифлис - Дилижан - Ереван -
Джульфа, а другую часть - на ведущих в Турцию стратегических путях в
направлении Тифлис - Ахалкалак - Карс - Эрзерум. На первом направлении были
основаны села Головино, Семеновка, Еленовка, Сухой Фонтан, а на втором -
Воронцовка, Гяргар, Привольное, Александровка и др. В организации размещения
русского населения в регионе большую помощь оказал наместник на Кавказе
М.С.Воронцов. В его честь и в честь членов его семьи некоторые села были
названы Воронцовка, Еленовка, Михайловка. В первой половине XIXв. в Армении
было основано 16 сел с русским населением. В 1886г. в Армении было 22 русских
поселения. В конце XIXв. численность русских в Армении достигла 13 тысяч, в
1926г. - 23 тысяч, в 1939г. - 52 тысяч, в 1979г. - 70 тысяч.
Русские жили обособленной внутриобщинной жизнью, тем не
менее внесли новизну в сельское хозяйство, в выращивание и обработку ряда
культур, разведение новых пород скота и т.д. Они всегда были в мирных и
спокойных отношениях с местным населением.
Духовные лидеры молокан стремились сохранить патриархальные
нравы, религиозные традиции. Помощь бедным, больным, старикам и одиноким была
для общин обязательной. Они сторонились политики, были сдержанны в вопросах
образования и культуры. Однако существовало и оппозиционное просветительское
течение, так как часть молодежи испытывала недовольство консервативным
характером жизни в общинах.
Отношения между молоканами и духоборами не всегда были
мирными. Численность духоборов в Закавказье достигала 13 тысяч. На их действия
правительство отвечало очень жестко. В результате в конце XIXв. 7500 духоборов
эмигрировали в Канаду.
Как известно, из русских императоров только Николай I
посетил Армению. И.Семенов описывает подробности его визита, которые
примечательны в плане формирования более полного представления о его человеческом
облике. Властитель России прибыл в Армению в дождливые и туманные дни начала
октября 1837г. 4 октября он побывал в Гюмри, принял участие в церемонии
основания церкви Св.Александрии и предложил переименовать город в
Александрополь. На следующий день в Эчмиадзине император ознакомился с
музейными экспонатами, посетил типографию, библиотеку, училище. Когда в
резиденции Католикоса императору сообщили, что не успели подготовить его
портрет, Николай I ответил: "Вместо портрета вот я сам здесь". Отказавшись
от обеда, он под проливным дождем отправился в Ереван. Из-за дождей и грязи
дорога была труднопроходимой. Николай I, оставив карету, сел на своего жеребца
и, совершенно промокший, доехал до города. Во время обеда во Дворце сардара до
него донесся шум с улицы - императору сообщили, что люди пришли
поприветствовать его. Император вышел к народу, выслушал их жалобы на
губернское начальство. Этот случай стал поводом для освобождения губернатора
Бебутова от должности. Николай I посетил окружной суд, где выразил свое
недовольство коррумпированностью судейских чиновников: "... Служите с
усердием и справедливостью, а то совершенно разгоню всех". (стр.66).
За несколько лет до поездки в Закавказье, в 1834г., будучи в
Москве, Николай I счел необходимым посетить Лазаревскую семинарию, где подробно
ознакомился с деятельностью семинарии и выразил свое удовлетворение. Семинарии
в России не имели подготовительных отделений. Указом императора в феврале
1851г. для Лазаревской семинарии было сделано исключение: детям-армянам, лишенным
родительской опеки, а также молодым людям из уездов, не владеющим русским
языком, была предоставлена возможность для поступления в семинарию. По указу
императора в 1853г. преподаватель семинарии Мсер Мсерян был награжден орденом
Анны III степени за "Грамматику армянского языка" и богословские
труды (см. В.Бархударян. "История армянских колоний Москвы и
Петербурга", Ереван, 2010, с.222, 226). Нетрудно заметить, насколько были
далеки от действительности не только российская, но и советская армянская историография,
характеризовавшие подобного государственного деятеля как противника прогресса,
крайне консервативного и жестокого деятеля, которого называли не иначе как
Николай Палкин.
Установление советской власти внесло существенные изменения
в жизнь русского населения Армении. Параллельно с сохранением религиозных общин
молодежь все активнее вовлекалась в общественную жизнь, оказывалась в числе
организаторов промышленности, сельского хозяйства, на ответственных партийных,
государственных должностях, среди деятелей науки и культуры. В сфере науки
достаточно упомянуть геолога А.Демехина и его дочь, в театре -
В.Добровольского, известных спортсменов И.Новикова, Ф.Мельник, З.Золотникова.
Немногочисленное русское население республики в ходе Великой Отечественной
войны дало 6 Героев Советского Союза.
Автор книги И.Я.Семенов родился в Дилижане, вырос в местной
русской среде. После Ереванского политехнического института окончил аспирантуру
Института экономики НАН РА, получил ученую степень кандидата. Занимал ряд ответственных
должностей, в том числе пост председателя Государственного комитета по труду и
социальным вопросам Армении. Автор более 40 научных работ, в том числе
монографии "История молокан и духоборов Закавказья". Научную работу
совмещал с преподавательской деятельностью, получил звание профессора.
Ценность представляемой работы обусловлена не только широкой
ознакомленностью автора с темой, но также изучением и умелым использованием
имеющейся литературы и архивных материалов. Желательно, чтобы эта книга была
опубликована и на армянском языке.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.