Analitika.at.ua. Присутствие русских в Лори имеет глубокие исторические
корни. С утерей лорийских царств в средние века (их было несколько в разные
периоды, пока к XVI веку эта территория не стала яблоком раздора между Персией
и Османской империей), в начале XIX века Лори и Восточный Гугарк вошли в
Картли-Кахетское (или Восточно-Грузинское) царство. Затем это царство перестало
существовать, став провинцией Российской империи, и в Восточной Армении также
начался процесс присоединения к России. Лори вместе с провинцией Памбак стал
частью Грузинской провинции, получив название Лори-Памбакской дистанции.
Еще до присоединения Армении к России в центральной части
Лори было основано поселение Джалалоглы (сегодня Степанаван). Основателями
этого поселения были купеческие семьи Григорянов, Аракелянов, Джилавянов,
Меликсетянов, Саркисянов, Дадиванянов и т. д., а также армянский князь -
выходец из Арцаха Джалал, сын Джалала, известный как Джалал-оглы. В начале XIX
века Джалалоглы переселился со своей семьей на север Армении. Могила князя
находится на армянском кладбище Степанавана. Официальной датой основания
поселения считается 1810 год. Вплоть до революции через урочище (местность)
Джалалоглы проходили караванные пути из Персии и Турции в Тифлис и Россию.
Поэтому в Джалалоглы было построено много «иджеванатунов» (постоялых дворов,
буквально «гостеприимные дома»).
После присоединения Восточной Армении к Российской империи в
1828 году, в Джалалоглы была построена крепость, в которой разместился русский
гарнизон. Здесь был герой Отечественной войны, генерал-майор Денис Давыдов. В
русской церкви, когда-то находящейся на месте современного Дома культуры,
венчался сын декабриста Раевского, а на русском кладбище теперешнего
Степанавана до сих пор находятся могилы русских казаков.
Ближе к середине XIX века царское правительство начинает
высылать в Закавказье русских иноверцев. Поскольку в Лори были благоприятные
климатические условия, высланные русские поселяются и здесь. Поселенцам
предоставлялись большие земельные участки близ главных магистралей. Основываются
селения Воронцовка (по имени наместника царя на Кавказе), Ново-Михайловка,
Привольное, Покровка, Александровка, Николаевка и др. Со временем они стали
процветающими селами, поскольку земли здесь были очень плодородные. К этому
времени Лори стало частью Тифлисской губернии.
Вообще к 1880-м годам на территории Армении находилось уже
23 русских селения, в которых проживало 11 283 человек, в том числе 6
православных населенных пунктов (2736 человек, или 24,4%) и 17 «сектантских»
(8547 человек, или 75,6 %). Но самым крупным селением являлась Воронцовка -
религиозный центр молокан всего Закавказья, население которого составляло около
2300 человек. Молокане были определяющим компонентом русского этноса в
Восточной Армении благодаря численному преобладанию и прочному экономическому
положению, сильной роли религии.
С приходом советской власти «царские» названия русских сел в
Лори поменяли на большевистские - Куйбышево, Максим Горький, Кирово и пр. Как
бы то ни было, вплоть до землетрясения в Степанаване и близлежащих селах число
русских было определенно более заметным, чем в других регионах Армении. В самом
Степанаване был даже целый квартал, где проживали исключительно русские
(назывался он «русской слободкой»). Хотя надо признать, что молодежь из местных
русских уезжала после окончания школы в Россию и, как правило, не возвращалась
обратно в Армению еще в советские времена. А сегодня из русских здесь остались
в основном старики или те, кто состоит в смешанном браке. Русских в самом
Степанаване осталось очень мало: чисто русских порядка 100 человек,
«полукровок» - около 200‑220. В селах
- и того меньше.
Власти независимой Армении, в свою очередь, большевистские
названия поменяли на новые (правда, не на исторические), при этом почему-то
оставив за Степанаваном имя большевика Степана Шаумяна (который и
степанаванцем-то не был, а просто «мутил здесь воду» большевистскими идеями).
Видимо, руководствовались нежеланием вернуть старое, тюркское название
Степанавана - Джалалоглы. Но и это не оправдание, поскольку была другая,
исторически более аргументированная альтернатива тюркскому названию - Лори-берд
(название средневекового города-крепости, развалины которого находятся в
Степанаване). Но старожилы Степанавана до сих пор употребляют старые названия
русских сел, а также определение «русская слободка»: новые названия как-то не
прижились…
Всего русских в Армении, по переписи 1989 года, было около
53 тыс., или 2,5%. По переписи же 2001 года их осталось около 15 тысяч.
Массовая эмиграция начала 1990‑х привела к
значительному старению русского населения страны и ухудшению его
демографических показателей. В настоящее время русские в Армении - это самая
малочисленная диаспора русских в странах СНГ.
В Степанаване действует местный филиал Центра «Россия». С
недавних пор этим Центром руководит Любовь Бондаренко, педагог по образованию.
Она из местных русских: родилась в с. Привольное, замужем за армянина, живет в
Степанаване. Из-за недостаточного (для преподавания предмета) знания армянского
языка г-жа Бондаренко не работает по специальности. Русские школы давно
закрыты, так что преподавать физику на русском просто некому.
Из разговора с Любовью я узнала о проблемах русской общины
региона. Бондаренко досталось незавидное «наследство». По сути она начинала с
нуля: не было даже помещения для организационных работ. Только совсем недавно
местная мэрия предоставила офис, а благотворительная американская организация
World Vision помогла с мебелью, предоставляет детскую одежду, которую Центр
раздает нуждающимся семьям. Члены общины (русские и «полукровки») потихоньку
стали давать членские взносы. Не ахти что, но хотя бы мелкие расходы
покрывают...
Проблем у диаспоры много, но наиболее острой проблемой
является отсутствие действующей православной церкви. Еще относительно недавно
(до землетрясения 1988 года) действовала церковь Николая Чудотворца в селе
Амракиц, которая была построена в 1846 году украинскими казаками для
православных верующих села Николаевка (Амракиц). Приход окормлял протоиерей
Григорий Щукин (Грузинская православная церковь), после кончины которого
богослужения в храме более не совершаются. Церковь сильно пострадала во время
Спитакского землетрясения. В данный момент находится в аварийном состоянии и
восстановлению не подлежит. По мнению специалистов, сейчас более целесообразно
снести эту церковь и возвести новую. В 2009 г. с согласия администрации
сельсовета из храма были переданы иконы и священнические облачения в храм св.
мученицы Царицы Александры и часовне св. Архистратига Михаила г. Гюмри.
Любовь Бондаренко пыталась как-то решить проблему с
восстановлением церкви Николая Чудотворца: обращалась в посольство РФ в
Армении, к Патриарху Всея Руси Кириллу… Но пока что тщетно.
А в селе Привольном церковь в целом восстановлена. Для
полного же восстановления необходима не очень большая сумма денег, которую
пытаются выискать Бондаренко и представительство World Vision в Степанаване.
Так что русской общине приходится пока что ограничиваться сугубо мирскими
делами, иногда и радостями «языческого» происхождения. Например, на радость
бабушкам, впрочем, как и молодым членам общины, в Степанаване в этом году
впервые торжественно, весело и по всем канонам была отпразднована русская
масленица. Радости, говорят в народе, не было предела…
Важной «фишкой» русской общины Степанавана является
проведение праздника Пушкина 6 июня. Проводится олимпиада по русскому языку,
сюда съезжаются представители всех русских общин Армении, сотрудники
консульства, посольства РФ. А лауреатом конкурса русского языка, который
проводится в Москве для стран СНГ, стала учительница Степанаванской школы № 2
Лаура Арутюнян, которая удостоилась Пушкинской премии.
Одним словом, «русский потенциал» лорийского региона явно
заметен, что не удивительно, поскольку это имеет под собой глубокие
исторические корни. Странно другое - то, что русской общине помогает не
российская, а американская благотворительная организация. World Vision в лице
своего представительства в Степанаване по сегодняшний день предоставила местной
русской общине помощь на сумму примерно 10 млн драмов…
Любовь Бондаренко скорей не жаловалась, а констатировала
равнодушие и чиновников российского посольства к разного рода обращениям
общины. Например, отказали в содействии проведения праздника в честь 65-летия
Победы, раньше хоть какую-то денежную помощь давали (скажем, на похороны 5000
драмов), и ту не дают… Праздничный стол для ветеранов, конечно же, кое-как
накрыли из скудных взносов членов общины, похороны тоже проводят - как
говорится, на столе никто не останется… Вага АМИРХАНЯН, Sobesednik.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.