Главная » 2010»Май»1 » С армянской скорбью в итальянском сердце
С армянской скорбью в итальянском сердце
00:14
Analitika.at.ua. "На днях по Армянскому
телевидению вновь был показан фильм знаменитых итальянских кинорежиссеров -
братьев Тавиани "Ферма жаворонков", в котором представлены правдивые
картины событий 1915г. Сегодня мы выносим на суд зрителей работы еще одного
известного итальянца, посвященные теме Геноцида армян. Это свидетельствует о
духовной связи между двумя нашими народами, об искреннем сочувствии итальянцев,
глубоко переживающих трагедию армянского народа".
Этими словами министра культура РА Асмик Погосян в
Национальной картинной галерее Армении открылась выставка картин известного
итальянского художника и скульптора Ансельмо Франческони. В экспозицию включено
30 полотен, передающих ужасы погромов, учиненных младотурками над мирным
армянским населением Западной Армении. Картины Ансельмо этого цикла впервые
представлены в Армении отдельной выставкой: в начале 1990-х гг. его работы
участвовали в экспозиции, приуроченной к 24 апреля. Нынешнюю выставку удалось
организовать благодаря усилиям вдовы художника, известного в Италии
искусствоведа и галериста Маргариты Товмасян, а также Министерства культуры РА,
Национальной картинной галереи и Посольства Италии в Армении.
Ансельмо Франческони родился в Равенне в крестьянской семье.
Вдохновленный окружающей средой, он с ранних лет проникся духом творчества.
Отец был против его увлечений искусством, тем не менее Ансельмо окончил местную
художественную школу, затем, в 1945г., Академию изящных искусств в Болонье. В
том же году он отправился в Милан, где еще два года проучился в Академии
изящных искусств Брера, получив специализацию живописца и скульптора. Первый
период творчества он посвятил скульптуре, проявив в ней не только природное
дарование, но и большую силу характера. В 1951г. Франческони обосновался в
Париже, продолжая работать и выставляться в Милане, Лондоне, Лозанне, Женеве и
других городах Европы, а также в Нью-Йорке. Будучи одним из многообещающих
художников своего поколения, он со временем выражает свои задумки и чувства не
только в объемных скульптурных формах, но и в колористике живописных полотен.
Знакомство Франческони с историей армянского народа
состоялось благодаря его супруге Маргарите Товмасян. Спустя полвека после
кровавой резни армянского народа художник приступает к созданию цикла
живописных работ, посвященных теме Геноцида. По словам М.Товмасян, друзья и
близкие называли Ансельмо "полномочным представителем счастья на
Земле" - таким жизнерадостным и открытым миру и людям был художник.
Однако, приняв заказ на создание цикла на тему Геноцида армян, он настолько
проникся ужасом случившегося, что ей пришлось отговаривать супруга писать эти
картины. Тем не менее художник начал работу в Тегеране, где в 1965г. большая их
часть и была представлена на международной выставке в память о трагедии 1915г.
Названный "Резня", этот цикл работ заставил содрогнуться не только
посетителей выставки, но и многих известных художников.
Далекий от реализма и модных тенденций в искусстве,
оторванный от любой схемы и стиля, Франческони с помощью символов передает свое
отношение к трагедии армянского народа, выражая линией, формой, цветом и
композицией свои переживания. Используя белый цвет как символ пустоты, синий –
печали, красный – кровопролития и жестокости, он создает максимальный
чувственный накал, передавая в линейной конфигурации всю свою экспрессию.
Работы Ансельмо полны движения, порой хаотичного, но всегда динамичного.
Скомканные на первый взгляд фигуры устремлены одновременно к небу и земле и,
кажется, стремятся разорвать горизонт. Однако варварская рука Рыцаря,
олицетворяющего зло и насилие, не дает возможности вырваться из оков.
Картины "Массовое переселение", "Резня
мужчин", "Резня женщин", "Резня детей",
"Заговор", "Дер-Зор" (1,2) и другие продуманы автором в
совершенной логике, в них выражено не только страдание армянского народа, но и
возмущение художника исторической несправедливостью. В них Ансельмо
демонстрирует мастерство живописца и исключительную психологическую
проницательность. В то же время они объемны и пластичны, как многие его
знаменитые скульптуры. И не важно, каков размер полотна, использованный
Ансельмо для передачи эмоций (многие из картин цикла "Резня"
достигают 5 метров):
глядя на любую из картин, невольно проникаешься состраданием к невинным
жертвам, становясь очевидцем совершенного насилия. Эта страница истории
армянского народа долго не оставляла в покое Ансельмо Франческони – около 20
лет "полномочный представитель счастья на Земле" находился под
впечатлением своих же работ, полных скорби и протеста.
"Ансельмо Франческони – один из первых творцов,
заговоривших о Геноциде армян в искусстве в те годы, когда мало кто
высказывался на эту тему, - отметила министр культуры Армении Асмик Погосян. –
Сегодня, когда весь мир обратил взор на это ужасное в истории ХХ века
преступление, мы особо благодарим семью художника за организацию этой выставки,
а также за искреннее желание подарить картины цикла "Резня"
армянскому народу. Уверена, что эта коллекция займет достойное место в нашем
культурном наследии".
"Экспозиция работ Франческони для нас, итальянцев,
имеет особое значение, - заявил посол Италии в Армении г-н Бруно Скапини, - она
доказывает, что итальянский народ близок сердцем и душой армянскому народу.
Вместе с тем выставка содержит особое послание, имеющее, на мой взгляд,
огромное воспитательное значение. Она призывает человечество к добру, миру,
дружбе и гуманности, отрицая всякое насилие во всех его проявлениях".
Добавим, что картины Ансельмо Франческони доставлены в
Армению благодаря страховой компании "Инго Армения": страховка с
общим покрытием более 600 тыс. евро предоставлена компанией бесплатно.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.