Analitika.at.ua. "Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и
Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов
всех уровней,
выражая волю народа, закрепленную фактически проведенным
референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумяновского района в
1988-1991гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и
добрососедству; констатируя провозглашение Азербайджанской Республикой "
восстановление государственной независимости 1918-1920гг."; учитывая, что
проводимая в Азербайджане политика апартеида и дискриминации создала в
республике атмосферу ненависти и нетерпимости к армянскому народу, приведшую к
вооруженным столкновениям, человеческим жертвам, массовой депортации, сожжению
мирных армянских сел; основываясь на действующей Конституции и законах Союза
ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим
национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своем
государственно- правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР;
считая стремление армянского народа к воссоединению естественным и
соответствующим нормам международного права...
… Провозглашает: Нагорно-Карабахскую Республику в границах
нынешней Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского
района. 2 сентября 1991 года".
А 25 сентября по Степанакерту из Шуши уже били из ракетной
установки типа "Алазань". Уже свершился при попустительстве властей
СССР геноцид в Сумгаите (27-29 февраля 1988г.), уже была осуществлена кровавая
операция "Кольцо" ( апрель-август 1991г.), разрушены Геташен и
Мартунашен, насильственно переселены жители около 24 сел Гадрутского, Шушинского,
Шаумяновского районов...
Впереди была операция по освобождению Шуши и трудные версты
войны.
Во время распада СССР Азербайджан получил все вооружение 4-й
армии: 300 танков и свыше 800 артиллерийских орудий, военно-авиационное
оснащение. У армянской стороны было лишь огнестрельное оружие, и мы выиграли
войну. Выиграли, несмотря на то что противник опирался на мощь советского
оружия и иностранных наемников, только число наемников из Афганистана,
принимавших непосредственное участие в боевых действиях на территории Арцаха,
составило около трех тысяч. Некоторые из них были взяты в плен. На стороне
Азербайджана воевали и наемники из стран бывшего Союза. К примеру, летчики
Беляченко и Чистяков бомбили мирные армянские села, вследствие чего были сбиты
и взяты в плен...
70 лет (1921-1991гг.) Азербайджан вел государственную
политику дискриминации и насилия в отношении армян. Эта политика имела
катастрофические последствия для армянского этноса. Все правовые аргументы
говорят в пользу признания правомерности факта самоопределения армянского
народа Нагорного Карабаха путем создания Нагорно-Карабахской Республики. Власти
Азербайджана никогда не соблюдали в своих действиях принцип равноправия и
самоопределения народов, они всегда выступали в качестве организатора и покровителя
систематических грубых, широкомасштабных репрессий, массовых жестоких
насильственных действий в отношении армянского народа Нагорного Карабаха вплоть
до геноцида. У властей Азербайджана нет оснований говорить о том, что
когда-либо в этой стране существовало правительство, представлявшее весь народ,
точнее, все народы Азербайджана, включая армянский народ Нагорного Карабаха.
Утверждения о нарушении территориальной целостности
Азербайджана некорректны и с точки зрения правовой ситуации, установившейся
после принятия Конституционного акта Азербайджанской Республики от 18 октября
1991г., которым республика отреклась от наследия Азербайджанской ССР. В
упомянутом акте закреплены положения, восстанавливающие исходную правовую
ситуацию, при которой вся историческая территория Нагорного Карабаха, а не
только территория НКАО, выкроенная азербайджанским руководством в 1923г., не
была в составе азербайджанского государства, а была зафиксирована в качестве
спорной территории и самостоятельной политико-административной единицы.
Почему до сих пор цивилизованный мир не может найти в себе
мужество признать, что государство, которое спровоцировало на своей территории
геноцид армян в мирных городах (Сумгаит, Баку, Кировабад) за сотни километров
от Карабаха, не вправе говорить со всех трибун о нарушении своих прав и
интересов народом, который оно ( это государство) целенаправленно уничтожало?
Мировое сообщество весьма пассивно взирает на попытки призвать Азербайджан к
международно-правовой ответственности за геноцид. Международно-правовая позиция
армянской стороны в конфликте весьма прочна, но юридическое оформление и
окончательное разрешение ее, увы, неопределенно. Государства геноцидного типа,
коими являются Турция и Азербайджан, не в состоянии обеспечить права проживающих
на их территориях нацменьшинств. 2 сентября 1991 года народ Арцаха провозгласил
создание НКР в полном соответствии с нормами международного права. Сегодня НКР
полноценное государство со всеми необходимыми атрибутами и демократическими
институтами, гораздо более совершенными, нежели демократические институты
Азербайджана и Турции.
Почему до сих пор мировое сообщество не в состоянии
признать, что НКР появилась на свет как единственная возможность народа уберечь
себя от очередной резни, как попытка выжить на своей исторической территории?
Почему цивилизованное сообщество никак не хочет понять
очевидное, а именно: с правовой точки зрения Азербайджан никогда не обладал
международно-правовым титулом на территорию Нагорного Карабаха. Арцах с
древнейших времен входил в состав армянского государства, в XIV веке после
гибели армянского государства и на протяжение последующих веков он был
полуавтономной областью под верховенством Персии, а после - Российской империи
как территория этнически армянская, простиравшаяся от реки Аракс по всему
правобережью Куры до южных рубежей Грузии. В состав Российской империи Арцах
вошел вследствие русско-персидской войны 1804-1813гг. (Гюлистанский договор),
затем он был частью Елизаветпольской губернии. После развала Российской империи
и выпадения Закавказья из государственно-правовой сферы России первый съезд
народных представителей Карабаха 22 июля 1918 года провозгласил Карабах
самостоятельной политико-административной единицей, сформировал Карабахский
армянский национальный совет и правительство… Потом было пресловутое решение
Кавбюро.
Почему до сих пор мы не сумели объяснить мировому
сообществу, что решение Кавбюро ЦК РКП (б) от 5 июля 1921г. о присоединении
Карабаха к Азербайджану с самого начала не имело никаких правовых оснований и
юридической силы, ибо не правомочен партийный орган третьего государства решать
межгосударственный территориальный вопрос, перекраивать границы суверенного
государства, нарушая право армянского народа Нагорного Карабаха на
самоопределение? 19 лет НКР доказывает миру свое право на жизнь и мирное
существование.
В этом году годовщина создания НКР отмечается в условиях
непростой региональной ситуации. С одной стороны, визит Д. Медведева и
продление Договора о сроках пребывания российской военной базы существенно
уменьшило вероятность возобновления военных действий со стороны Азербайджана, с
другой стороны, ни один сценарий урегулирования не будет полноценным, если
карабахская сторона не вернется за стол переговоров в рамках Минской группы
ОБСЕ.
У НКР есть необходимые ресурсы для дальнейшего развития и
совершенствования государственных институтов, но самая главная проблема,
которую следует решить, - проблема демографическая. Предотвратить отток
населения, активизировать экономику, расширить возможности туризма, сделать НКР
привлекательной для внешних инвестиций, добиться того, чтобы молодежь
оставалась в Арцахе - все это возможно при наличии твердой политической воли. У
нас еще есть время объяснить миру, что Арцах не может вернуться под протекторат
геноцидного государства, ибо возвращение это смерти подобно, что вся логика
развития мировых демократических тенденций подсказывает: независимости НКР нет
и не может быть альтернативы. 19 лет- немалый срок…
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.