Analitika.at.ua. В последние годы появилось немало книг, рассказывающих об
истории сел, городов, краев, о людях, прославивших не только место своего
рождения, но и всю Армению. Написанные разными авторами и на разном уровне, они
тем не менее содержат ценный пласт информации, полезный для историков. А когда
за дело берутся профессионалы, книга уже сама по себе обогащает историческую
науку. К таким несомненным удачам принадлежит работа доктора исторических наук,
профессора Гранта Барсеговича АБРАМЯНА "Керт" (c древнейших времен до
наших дней), вышедшая в издательстве "Зангак-97" (объем - 11 печ. листов).
КЕРТ - СЕЛО В МАРТУНИНСКОМ РАЙОНЕ НКР, В 25 КМ ЗАПАДНЕЕ
РАЙЦЕНТРА. Есть основания утверждать, что село существовало еще в V веке под
названием Ве(h)керт и входило в перечень сел, принадлежащих монастырю Амарас.
Затем стараниями кавказских татар село было переименовано в "Кузун
кенд", но этнический состав Керта на протяжении веков не менялся. В не
большом, но и не маленьком селе жили всегда армяне. По первой переписи
(1832-1833гг.) после вхождения Карабаха в состав Российской империи в Керте
жили 95 мужчин и 80 женщин (все фамилии армянские), в 1890-е годы - 344
человека, в 1990-е - 608.
Прежде чем представить летопись села, Грант Абрамян со
ссылкой на различные исторические источники (в т.ч. иностранные) рассказывает в
сжатой форме об истории Арцаха, являющегося частью Армении и тысячелетиями
сохраняющего свой полунезависимый статус. Известно, что в Аварайрской битве
(451г.) арцахцы воевали под знаменами Вардана Мамиконяна. История
последовательно рассказывает об эпохе князя Дживаншира (VII век), арабских
завоевателях, не раз терпевших поражения от князей Арцаха и Утика. Потом были
татаро-монголы, турки-сельджуки, но армяне, несмотря на вековые испытания,
оставались преобладающим в Арцахе большинством, и все попытки азербайджанских
фальсификаторов представить армян пришлыми, появившимися здесь только в XIX
веке, просто гнусная ложь, не выдерживающая никакой исторической критики.
В очерке Абрамяна развенчиваются измышления вконец
обнаглевших азербайджанцев, "рисующих" в своем больном воображении
новую "историю" древности и средневековья с непременным присутствием
там кавказских татар албанского розлива. Так называемое мировое сообщество
деликатно помалкивает и настоятельно советует нам вести переговоры с
невменяемыми соседями, "подарившими" нам, оказывается, "Иреванское
ханство". Понимают ли вообще посредники, в каком они свете выглядят, не
реагируя на агрессивную риторику и доказывая тем самым, что в лечении нуждаются
не только поплывшие от нефтепаров мозги соседей, но и оторванное от реальности
политическое скудоумие тех, кто полагает, что знает то "волшебное
слово", с помощью которого то же село Керт можно вернуть в объятия
"демократического" без границ Азербайджана. Не надо стараться - не
выйдет. Цену этих объятий карабахцы хорошо помнят.
КНИГА АБРАМЯНА СОДЕРЖИТ МНОГО АРХИВНЫХ СВЕДЕНИЙ,
охватывающих как досоветский период, так и жизнь кертцев в 1920-1990гг.
Межнациональные столкновения, голод, коллективизация, война с фашистами. 180
мужчин села (35%) были призваны в армию, 113 из них погибли. Какой уж тут
демографический рост при такой статистике?! Однако село жило, развивалось.
Абрамян рассказывает о школе, об учителях, о председателях колхоза,
представителях различных профессий, вышедших из села в "большой мир".
Перечислены односельчане, погибшие в Карабахскую войну. В специальном разделе
помещены стихотворения, написанные земляками, и смешные истории, случившиеся в
разные годы.
В завершение проделавший значительную работу Г.Абрамян
обращается ко всем кертцам, часть которых проживает в России, Украине и других
странах, с просьбой о возможном дополнении книги имеющимися у них сведениями о
прошлом и настоящем. Есть у профессора и задумка насчет организации в селе
музея. Его экспонаты позволят проследить многовековую историю армянского
поселения, некогда называвшегося Ве(h)керт. Профессор считает, что стоило бы
вернуться к первоначальному названию. Трудно сказать, произойдет ли это. Но то,
что Керт никогда более не станет "Кузун кендом", кое-кому стоило бы
зарубить на носу и не травить более свой народ шизофреническими бреднями о
пожалованном соседям "Иреванском ханстве". Александр ТОВМАСЯН,
golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.