Analitika.at.ua. Интернет нуждается в усовершенствовании. Чтобы каждая
статья, каждая заметка тут же находили своего адресата. Иначе, что получается:
пишет кто-то для нас, а мы того и не ведаем. Вот, например, армяне долгие
месяцы не ведали, что некий Ишхан Анкоси обратился к ним с предлинным
посланием. И не узнали бы, если бы ваш покорный слуга не наткнулся ненароком на
это обращение.
Вначале я, было, собрался быстренько обежать 10 миллионов
армян и составить коллективный ответ: обращение-то нас всех касалось. Но потом
передумал. По двум причинам: 1. Писал один человек, хоть и глава Краснодарской
краевой курдской национально-культурной автономии «МИДИЯ», и ответит один
человек, глава семьи, в которой не меньше душ, чем в этой самой «МИДИИ». 2. В
обращении Анкоси было так много орфографических, пунктуационных, лексических,
стилистических, исторических и культуроведческих ошибок, что выходить с ним на
люди мне было неловко. Потому и предлагаю господину Анкоси удовлетвориться
ответом одного армянина.
Но, прежде чем начать писать, я все же задам автору два
вопроса. 1. Почему название организации «МИДИЯ» написано заглавными буквами?
Ведь это означает аббревиатуру. А поскольку мне известна всего одна Мидия –
древнее государство, на которое претендуют современные иранцы, талыши, курды,
езиды, даже закавказские турки, то был бы весьма признателен за расшифровку
аббревиатуры «МИДИЯ». И второй вопрос: почему автора обращения зовут армянским
именем Ишхан? Второй вопрос выглядит глупо лишь в отрыве от Ишханова обращения,
в котором автор, с высоты овечьего полета, начисто отрицает диффузию в
культуре. Глупым быть никому не запретишь, вот только надо ли демонстрировать
всему миру свою ограниченность?
Но вернемся кобращению. Даже не к обращению, аобвинению. Ибо Ишхан, курд по национальности с армянским именем, задался
целью обвинить армян в… разделении курдских племен, а также в массовом плагиате
армянами курдских песен, фольклора и танцев. Что касается первой части
обвинения, то оно выглядит, по меньшей мере, неумно, даже если допустить, что
Анкоси никогда ничего, кроме курдов, не интересовало. Тем не менее, я надеюсь,
что кроме традиционных овец у него дома есть еще и телевизор. Потому и советую
почаще смотреть в ящик. Может, он узнает, что сербы, хорваты и боснийцы не
очень давно были одним народом, разделившимся только лишь потому, что
исповедовали разные религии. Так же и индусы, разделившиеся на индуистов и
сикхов. Их также разделила религия. И, представьте, мнения Анкоси не спросила.
Примеров игнорирования Анкоси много, поэтому я не буду спорить с тем, что
езиды, курды и заза имеют общее прошлое. Но я сильно сомневаюсь в их общем
настоящем, и, тем более, в общем будущем. Увы, процесс объективный, не мной
заложенный. И не Анкоси его оспаривать.
Можно, конечно, согласиться с тем, что зловредные армяне
намеренно делят курдов. Вот только вопрос – зачем? – повисает в воздухе. А ведь
есть еще вопрос: как? Неужели и недавнее осквернение курдами священного для
езидов Лалиша на севере Ирака организовали армяне? И уничтожение трех тысяч езидов?
Мой приятель Азиз Тамоян как-то показал мне множество документов, в которых
рассказывалось о, попробую выразиться осторожно, не очень дружелюбном отношении
курдов к езидам. Тем не менее, воздержусь от цитирования этих письменных
свидетельств, дабы не быть обвиненным в разжигании розни между курдами и
езидами.
Лисе предложили предъявить свидетеля, она на свой хвостуказала. Вот и наш Анкоси предъявилсвоего «свидетеля», Джамале Усьва, бывшего
сотрудника Гостелерадио Армении. Начинает сей Джамале весьма агрессивно: как
же, он знает все музыкальные проделки армян. И подтверждает свои обвинения
заявлением: «Сейчас в фонетике (архиве) курдских радиопередач хранятся десятки
курдских народных песен в исполнении известных армянских артистов, певцов». И
смех, и грех. Как объяснить «бывшему сотруднику», что фонЕтИка – это раздел
филологии, изучающий звуки речи и звуковое строение языка, а собрание аудио и
музыкальной коллекции называется фонОтЕкой? И как верить «специалисту», не
отличающему фонОтЕку от фонЕтИки, да еще «поясняющему», что фонЕтИка – это
архив. Стоило бы, конечно, отправить его за лекарством в АптЕку, да боюсь,
малограмотный мой оппонент забредет в ОптИку. И окажется в роли мартышки, не
знавшей, куда нацепить очки.
А вот и «аргумент», согласно Анкоси и Усьве «доказывающий»,
что армяне «присвоили» курдские песни: «Курдские песнипо своему содержанию лирические,
патриотические, боевые - героические, траурные и сатирические, а по социальной
функцииобрядовые, бытовые,
религиозные». Надо понимать, если какой-либо народ поет лирические или
патриотические песни, или обрядовую, при выпечке хлеба, то курды вправе
предъявить им претензии. А то и обвинить в плагиате. Заметим еще, что курдские
танцы «соответственно, имеют три скорости: быстрый, средний и медленный».
Теперь вам понятно? Хотите придумать свой оригинальный национальный танец,
придумайте новую «скорость» для танца. Не быстрый танец, не средний и даже не
медленный. Иначе вы будете обвинены хранителем курдских танцев Анкоси в
плагиате.
Но отстранимсяот
дремучего невежества хулителейармянского искусства, и вдумаемсяв сказанное ими. Курды, не имеющиегосударственности, и лишенные возможностиархивировать собственные музыкальныепроизведения, должны быть благодарны, что их
песни хранятся в государственном учреждении Армении. Однако, благодарность у
«МИДИИ» своеобразная, с легким флером каспийских нефтедолларов.
Несколько лет назадна весь мир прогремел мюзикл «Нотр-Дамде Пари» («Notre-Dame de Paris»). Песни из этого мюзикла быстро обрели популярность
и были переведены на многие языки мира. И что? Разве от этого они стали
русскими или армянскими? Глупости это. Но когда глупость принимает
националистическую окраску, то приходится бить по роже. Иногда это бывает
больно, но чаще всего – полезно. Поэтому, малопочтенный Анкоси, придется
терпеть. Ради вашего же блага. Ибо, как я уже сказал, не стоило выставлять
напоказ собственное невежество. Тем более, невежество, оскорбляющее память
народа.
«Можно привести тысяча (так в оригинале. – Л.М.-Ш.), десятки
тысяч примеров о тесном дружеском – братском отношениимежду курдами и армянами, потому что они
минимум два с половиной тысячелетия проживали не только как добрые соседи, но и
как одна семья», пишет Анкоси. Хорошая фраза, ничего не скажешь. Но вот ее
продолжение, в которой Анкоси начисто забыл всю тысячу и более примеров дружбы:
«В трагические двадцатые годы ХХ в. именно курдский народ спассотни тысяч армянот резни. И можно привести тысячу таких
примеров». Не надо «тысячу» примеров, достаточно и того, что Анкоси не знает,
что в двадцатых годах прошлого века армян на территории Западной Армении уже не
было. Стало быть, и спасать курдам было некого. А вот как описывает участие
курдов в Геноциде армян курд Марашли. Вот ему бы я с удовольствием пожал руку,
ибо именно такие как он, а не Ансори, вправе считать себя совестью народа.
«Надо иметь национальнуюгордость, достоинство и дорожить ею.А что такое национальные честь и достоинство?», - пытается поучать нас
Анкоси. Возможно, его мнение и было бы интересно, если бы не небольшой нюанс:
лекцию собрался читать человек, понятия не имеющий о том, что такое нация. Ибо
курды – это племена, находящиеся в стадии формирования нации. И далеко не в
конечной стадии. И я от всей души желаю им как можно быстрее преодолеть
межплеменные противоречия и вступить на политическую арену мира в качестве
единой нации. Это не только облегчит решение общекурдских задач, но и породит
людей, с достоинством и адекватно воспринимающих окружающий мир. А пока этого
не произошло, мир, к сожалению, вынужден судить о курдах по истеричным и
полуграмотным писанинам Анкоси.
Пожалуй, единственная почти искренняя фраза у Анкоси: «Да,
бессмысленно отрицать, что антиармянскиевыступления со стороны курдов имелиместо». Что ж, если соучастие вГеноциде называть «выступлениями», то с Анкоси можно согласиться. Однако
он тут же пытается увильнуть: «Но мы должны также и правдиво ответить на
вопрос: а почемуименнов конце XIX в., начиная с 1894 г., после более чем 2-х
тысячелетнего мирного сосуществования, ухудшились армяно-курдские отношения?» И
в самом деле, почему? Придется просвещать человека в области истории его же
народа.
Именно в этовремя
кровавый султан Абдул ГамидII стал
создавать названные его же именем – гамидие – карательные отряды из курдов,
пообещав им взамен дома и имущество убиваемых безоружных армянских крестьян.
Или мы теперь будем отрицать наличие этих отрядов и их зловещую роль в судьбе
армян? Природа кочевника, всегда зарящегося на имущество оседлых жителей
деревень, взяла свое, и в гамидие записывались десятки тысяч курдов. Или Анкоси
не знает, что в армянских деревнях Западной Армении ныне проживают курды? В
домах, построенных руками армян. Рядом с разрушенными армянскими церквами.
Разрушенными не только временем, но и руками курдов.
Сегодня курды в Турции пожинают плоды своего предательства.
И, тем не менее, армянский народ симпатизирует их борьбе. Ибо курды оказались в
той же ситуации, что и век назад. А также потому, что нам присущи
справедливость, человеколюбие, сострадание и умение прощать. Невзирая на
Анкоси, с его тщетным рвением присвоить многовековую армянскую культуру.
Пословица, кажется, курдская, гласит: «Когда стадо овец поворачивает назад,
хромая овца оказывается впереди остальных». Сегодня Анкоси стремится вырваться
в лидеры по прислуживанию тюркским интересам. Повернув курдское национальное
движение назад, в объятия анатолийских и закавказских турок. И в этой
«деятельности» надеется на объедки с барского стола. Пожелать ему приятного
аппетита не могу и не желаю, ибо всю жизнь относился с презрением к людям,
предающим интересы собственного народа и не брезгующего унижаться ради сытого
желудка.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.