Главная » 2011 » Февраль » 4 » Саак Искенян из Алеппо: Я просто не представляю себе жизни где-то в другой стране
Саак Искенян из Алеппо: Я просто не представляю себе жизни где-то в другой стране
00:03
Analitika.at.ua. Армянам Диаспоры живется далеко не так хорошо, как мы
себе это представляем, особенно в арабском мире.
Так уж получилось, что армяне волей злого рока оказались
рассеянными по всему миру. У нас очень долго не было своего государства, а была
некая абстрактная Родина, включающая в себя потерянные в бесчисленных войнах
земли. Так продолжалось долго, очень долго – 600 лет. Потом был Геноцид,
рассеявший нас по всему свету и появился Спюрк, в котором смогли выжить те
полмиллиона армян, оставшихся в живых от более чем двухмиллионного населения
Западной Армении.
Армяне в основном обосновались на Ближнем Востоке - туда
легче всего было убегать, да и рядом с потерянной родиной – надежда на
возвращение долго не исчезала….
Первая волна репатриации в Армению, Армянскую ССР началась в
1946 году. Правда, закончилась она неудачно – многие из вернувшихся уехали
обратно: слишком разные были миры между тем, откуда они приехали, и тем, что
увидели. Сейчас мы, кажется, становимся свидетелями новой волны репатриации –
более осмысленной, более выстраданной и от этого очень ценной. Наш собеседник
Саак Искенян из Алеппо. «В 2006 году я закончил магистратуру в медицинском
институте в Алеппо по токсикологии, отслужил в армии – это в Сирии обязательно,
иначе не выпустят из страны, и приехал домой. В Армению. Я понял, что если
останусь там, ничего не будет – мои дети будут ассимилированы в арабскую среду,
забудут язык, забудут то, что они армяне. Мое решение приехать в Ереван на
постоянное место жительства было обдуманным и выстраданным шагом. Многие из
моих знакомых, которые уже несколько лет живут в Ереване, поначалу не думали
оставаться. Но… остались, и сейчас я просто не представляю себе жизни где-то в
другой стране, кроме родины. Посмотрите, что осталось от наших общин в Европе –
они почти перестали существовать. Армяне там, наверное, есть, но уже
ассимилированные», - рассказывает Саак.
Род Искенянов из Киликии, из Айнтаба. Дед Саака в 1902 году,
перед резней, уехал в Сирию и прожил там до 1920 года. Потом, когда кончилась
война, вернулся обратно в Айнтаб, но через год, когда в Киликию вошли солдаты
Ататюрка, покинул родные места, и уже навсегда. Семья обосновалась в Алеппо.
«Моего деда все знали, он был медником и был известен по имени Докмаджи Варпет,
то есть мастер по меди. Сейчас его дело продолжает мой старший дядя, он с
семьей остался в Алеппо. Там же живут мои родители, а брат с семьей уже приехал
в Армению. Меня многие спрашивают – как ты там живешь? Здесь у меня все в
порядке: хорошей или плохой родины не бывает, она такая, какая есть, и армянам
надо жить именно здесь. А интерес к армянской истории у меня проявился в 10
лет, тогда я начал читать книги, познавать историю своего народа», - продолжает
Саак Искенян.
Надо сказать, что армянам Диаспоры живется далеко не так
хорошо, как мы себе это представляем, особенно в арабском мире. У нас сложился
некий стереотип, что страны, приютившие армянских беженцев после Геноцида
армян, как: Сирия, Ливан, Египет, Ирак, по прошествии почти века относятся к
армянам также хорошо, как и в далеком 1915. Конечно же, это не так. В той же
Сирии, к армянам хорошо относится государство, чего нельзя сказать о народе.
Именно армяне были первыми фотографами, основали первую типографию, развивали
искусство и ремесла. Из-за этого государство к ним относится нормально. Но вот
простой народ видит в армянах всего лишь «неверных». Конфессиональная
принадлежность в арабских странах имеет огромное, иногда решающее значение. По
словам Саака Искеняна, в Алеппо армянам живется легче – община большая,
сплоченная. «В Дамаске армянам труднее, они уже стали ассимилироваться, еще
пара поколений, и они уже станут арабами. Так что я думаю, что чем раньше
сирийские армяне поймут все это и приедут на родину, тем лучше. Именно на
родину, а не за океан, как делает большинство. В любой стране армяне будут на
вторых ролях, несмотря на вклад в процветание данной конкретной страны. Мне
ведь не все нравится в Армении, есть масса проблем, которые можно решить
намного быстрее и упростить возвращение. Я, к примеру, целый год ждал
гражданства Армении, хотя документы были в полном порядке. Очень трудно открыть
свое дело. Но ведь все это можно изменить, исправить. А работаю я в Масисе
фармацевтом», - сказал он.
Из окна квартиры виден кусочек Арарата и этого Сааку
хватает. «Вот если бы весь Арарат был виден…», - мечтает он и тут же добавляет,
что потом построит дом с видом на гору.
Ну а в конце нашего разговора Саак угостил кофе, каким его
варят в Сирии. Сначала кипятят воду, потом засыпают кофе и оставляют на огне
пару минут. Потом добавляют «hil» - это сирийская пряность к кофе. Вкус
изумительный. Кстати, этот самый hil помогает от многого – избавляет от запаха
лука и чеснока. Так, по крайней мере, говорит Саак Искенян, и не верить ему у
нас нет никаких причин. Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.