Главная » 2010»Май»1 » Сабина Фрейзер: Анкара и Ереван могут открыть консульства
Сабина Фрейзер: Анкара и Ереван могут открыть консульства
14:57
Analitika.at.ua. Проанализировав нынешний "замороженный” этап
турецко-армянских отношений, руководитель Европейской программы Международной
кризисной группы (ICG) рекомендует лидерам обоих государств "сфокусироваться на
возможном, не уповая на лучшее”.
В статье, опубликованной на этой неделе в Zaman, Фрейзер,
как и обычно, выражает немало противоречивых мыслей. Так, она с ходу заявляет,
что решение армянской стороны отложить рассмотрение протоколов — удар по
процессу примирения, "но этот удар предоставляет возможность лидерам двух стран
сосредоточиться на возможном”.
По Фрейзер, цель протоколов — установить дипотношения между
Турцией и Арменией, признать и открыть взаимные границы и создать совместную
историческую комиссию. "Последние два пункта невозможно осуществить в ближайшем
будущем”, — пишет она, акцентируя необходимость реалистичных шагов на
"наработанной” основе. А основа, по ее мнению, внушительна: "За прошедшие 18
месяцев официальные лица обоих государств провели огромное количество встреч. И
эти отношения как минимум должны быть оформлены, хотя бы на уровне консульских
служб”.
К идее оказания консульских услуг населению Турции и Армении
представительница Международной кризисной группы еще вернется, но прежде она
считает нелишним поведать о закрытой с 1993 года границе, об "оккупации
армянскими вооруженными силами азербайджанских районов вокруг Нагорного
Карабаха”.
"В прошлом октябре, — пишет Фрейзер, — была надежда, что
открытая граница поможет решению нагорно-карабахского конфликта... Возрастающие
контакты способствуют большей региональной стабильности и более
сбалансированному вовлечению Турции в Южный Кавказ. Азербайджану, однако, это
видится иначе”.
Автор публикации утверждает, что весной 2009 года лидеры
Баку стали обращаться не только к турецкому премьеру Эрдогану, но также к
турецкой оппозиции, требуя не открывать границу до тех пор, пока Армения не
вернет территории. "Они угрожали пересмотреть цены на поставки газа с
месторождения Шах-Дениз... Общественное мнение в Азербайджане по отношению к
Турции не без поддержки официального Баку стало негативным, во время некоторых
акций протеста были даже сожжены чучела турецких лидеров...” Именно в силу этих
факторов Анкара решила, что "она не может игнорировать давление Азербайджана и
не желает в этой непростой ситуации, связанной с конституционной реформой,
брать на себя еще и борьбу с националистами из парламентской оппозиции,
выступающими против открытия границы с Арменией, а также с националистически
настроенными членами внутри самой правящей партии”. Такого рода сложностями
объясняет Фрейзер характер заявлений премьер-министра Эрдогана, в частности его
настойчивое требование прогресса в нагорно-карабахском урегулировании, которым
обусловливается открытие границы.
Директор европрограммы ICG почему-то считает, что за
последние несколько месяцев Турции удалось оживить нагорно-карабахский мирный
процесс, протекающий под эгидой Минской группы ОБСЕ. По словам Фрейзер, Армения
и Азербайджан "как никогда близки к подписанию соглашения по базовым принципам,
которые они рассматривают с 2005 года, но разногласия по вопросу статуса
Нагорного Карабаха сохраняются...”
Предвзятость автора публикации нет-нет да и "прорезывается”.
В том числе и в заявлении о том, что "армянское правительство за последние
несколько месяцев не много сделало для того, чтобы засвидетельствовать свою
приверженность тем или иным аспектам протоколов”. "Напротив, оно постаралось
дистанцироваться от исторической комиссии, цель которой — объективное научное
изучение исторических фактов и архивов. Армяне воспринимают это как
фундаментальное посягательство на их национальную идентичность. Они не согласны
обсуждать факт геноцида, что особо подчеркнул президент Саргсян в своем
недавнем интервью Der Spiegel”.
Опять же, по субъективному мнению Фрейзер, решение армянской
стороны о приостановке ратификационного процесса можно расценивать как победу
диаспоры, придерживающейся жесткой линии, и как поражение суверенной внешней
политики Армении. Но еще более автора волнует то, что с "замораживанием
протоколов турецкое руководство потеряло шанс предотвратить признание геноцида
в мире”. "За время, оставшееся до 100-летней годовщины этих событий, международное
признание геноцида скорее всего наберет обороты”, — прогнозирует аналитик.
В заключение публикации Фрейзер выражает опасение, что
многолетние усилия по построению мер доверия, предшествовавшие подписанию
турецко-армянских протоколов, могут также пойти насмарку. "Чтобы этого не
произошло, Анкаре и Еревану следовало бы отложить в сторону наиболее трудные
аспекты протоколов и продвигаться вперед посредством реализации менее
противоречивых задач. Несмотря на нынешние трудности, лидеры обоих государств
могут пойти на установление дипотношений и признание взаимных границ”. По ее
словам, эти два пункта касаются исключительно двусторонних отношений и не
нуждаются в парламентской ратификации. (Автор явно не случайно проявляет столь
удивительную неосведомленность в том, что касается границ.) Еще одну неточность
допускает она, говоря о числе граждан Армении, проживающих в Турции. По данным
Фрейзер, их примерно 40 тысяч, по более реалистичным оценкам — не более 15
тысяч.
Впрочем, про наших граждан — как проживающих, так и
отдыхающих в Турции — аналитик вспомнила для того, чтобы обосновать свое
предложение об открытии консульств. В консульских услугах нуждаются и турки,
делающие бизнес в Армении, отмечается в публикации. А затем вновь
подчеркивается: "Даже при нынешнем непростом дипломатическом климате лидеры
Турции и Армении могут и должны сделать шаг, заверив тем самым, что их народы в
состоянии строить бок о бок процветающее будущее и в перспективе примириться со
своей общей болезненной историей”.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.