Главная » 2010»Сентябрь»19 » Саммит глав тюркоязычных стран: вместо османизма новый византизм
Саммит глав тюркоязычных стран: вместо османизма новый византизм
00:05
Analitika.at.ua. В Стамбуле прошел десятый саммит тюркоязычных стран.
Турецкие политики квалифицировали его как "поворотный", с чем можно
согласиться. По его итогам лидеры Туркменистана, Турции, Азербайджана,
Казахстана и Киргизии приняли решение о создании совместного Совета,
"призванного способствовать более эффективному диалогу между
странами". Генеральным секретарем Совета сотрудничества тюркоязычных стран
(ССТС), который будет размещаться в Стамбуле, избран бывший посол Турции в
России Халиль Акынджи. В этой связи президент Турции Абдулла Гюль отметил, что
новая структура "сыграет важную роль в решении проблем, с которыми
столкнулся тюркский мир, охватывающий обширную географическую территорию".
"Наша сила в единстве", - декларировал в ответ президент Азербайджана
Ильхам Алиев.
Отметим, что такой результат достигнут только после
многолетних попыток сколотить некое общетюркское геополитическое объединение.
Как относится к этому феномену, прежде всего, России, поскольку большинство
аналитиков усматривают в так называемом "тюркском единстве" серьезную
опасность? На первый взгляд, так оно и есть. Турция устами главы МИД Ахмета
Давудоглу декларирует патронаж этого проекта со стороны стратегического
союзника США. Тем более, что среди всех тюркских стран, Турция - единственная
страна член НАТО, которая пытается вести самостоятельную политику на Ближнем и
Среднем Востоке, Кавказе и в Центральной Азии. Вот почему, чтобы оценить смысл
происходящего, необходимо предпринять небольшой исторический экскурс.
Почему-то считается, что проект "Великий Туран",
появившийся в начале прошлого века, имеет турецкое происхождение. Это не так.
Первой страной, которая доктринально стала разрабатывать проблемы пантюркизма,
была Российская империя. Это относится к периоду начала русско-японской войны
1905-1907 годов. Тогда в донесении помощника начальника Вятского губернского
жандармского управления в Петербург отмечалось: "После всеазиатского
конгресса в Токио, на коем провозглашен лозунг "Азия для азиатов",
младотурки тот час же на своем конгрессе постановили, что Турция должна начать
энергичную панисламистскую агитацию в странах, в которых живут мусульмане: а
именно в России, Персии, Индии, Египте. И не прежнюю
культурно-просветительскую, а чисто боевую, призывающую все исповедующие ислам
народы к объединению и сплочению под эгидой Турции для скорейшего
ниспровержения ненавистного им ига христиан-европейцев. На этом младотурецком
конгрессе было также поставлено устраивать ежегодные конгрессы в
Константинополе с участием представителей от всех мусульманских стран для
обсуждения вопросов всего мусульманства и образовать повсеместно отделы
Комитета, в особенности, в России, Персии и Индии. Принимая во внимание, что
мусульманская группа в России по численности занимает третье место после
великороссов и малороссов, то ясно определяется опасность пропаганды
панисламизма, который может сокрушить Россию". Ответные действия
Петербурга шли в направлении расчленения панисламизма по этническому признаку.
Заметим, что те же документы охранки свидетельствуют: не без участия Петербурга
разрабатывались доктрины тюркизма, сыгравшие огромную роль в младотурецкой
революции 1908 года (См.: Отчеты охранных отделений Тифлиса, Баку и агентурной
разведки). Накануне Первой мировой войны в аналитических отчетах охранки и
разведки констатировалась победа пантюркизма над панисламизмом, предполагался
распад Османской империи, что впоследствии и произошло.
После свержения царизма в России и прихода к власти
большевиков в 1917 году, идеи пантюркизма были вновь востребованы. В Москве был
создан Центральный Мусульманский Комиссариат. Наркомнац Иосиф Сталин, защищая
принцип альянса коммунистической партии с революционными элементами тюркизма,
полагал, что это позволит "распространить социализм с помощью тюркских
националистов, осуществить концепцию колониальной революции". В ноябре
1918 года на первом съезде мусульманских коммунистов, Сталин говорил: "
Наша задача - это навести мосты между Востоком и Западом и сформировать единый
революционный фронт.... Для вас открыты врата Персии и Индии, Афганистана и
Китая...". Но при этом Москва - как некогда царский Петербург -
категорически выступала против идей панисламизма, культивируя взамен
"революционный национализм". Так была сформирована тактики Коминтерна
в Азии, которая была принята в сентябре 1920 года на съезде народов Востока в
Баку. Кстати, на этой базе формировался альянс Ленин - Ататюрк. Большевики
рассчитывали на плечах пантюркизма вырваться на просторы бывшей Османской
империи и образовать огромную "тюркскую советскую федерацию". В 1923
году, когда было объявлено о создании современной Турецкой республики, ее
основателю Мустафе Кемалю стоило немалых трудов избавиться от " объятий
большевистского пантюркизма" и провозгласить доктрину
"государственного тюркизма". Это спало Турцию как государство. В
ответ большевики среди " своих" тюркских народов стали внедрять идеи
их автохтонного происхождения, чтобы избежать "эффекта бумеранга". В
Баку, например, была разработана доктрина об автохтонном происхождении
азербайджанского этноса, истоки которого связывались с древними кавказскими
албанцами, стала разрабатываться специальная грамматика азербайджанского языка.
Аналогичные процессы шли и в других тюркских советских республиках. Такая
ситуация сохранялась вплоть до развала СССР в 1991 году, когда определенные
политические круги в Турции почувствовали появление исторического шанса занять
пустующую нишу " старшего брата" в стане тюркских республик. В 1992
году президентом Турции Тургутом Озалом был выдвинут тезис: "Тюркский мир
станет доминирующим фактором на евразийском пространстве от Балкан до Китайской
стены". Но наибольшую активность на этом направлении предприняли президент
Азербайджана Гейдар Алиев и президент Турции Сулейман Демирель. Они приняли на
вооружение тезис " одна нация - два государства". Проблема
заключалась только в том, что турецкие историки кемалистского направления
признавали факт пришлости турок на территорию Малой Азии, а Азербайджан до сих
пор придерживается сталинского принципа автохтонности происхождения своего
этноса. Кстати, идея двух государств и " одной нации" объективно
укрепляет позиции армянской стороны в спорах по урегулированию карабахской проблемы.
Поэтому, чтобы вписаться в разработанный Гейдаром Алиевым
геополитический ареал, анатолийским туркам необходимо заново переписать свою
национальную историю, что невозможно сделать без осложнений отношений с
Европой. С другой стороны, давление Баку на Анкару по этому направлению заметно
ослабило консолидацию общества внутри самой Турции. Поэтому вместо функции
"старшего брата" в новоявленном " тюркском мире" Анкаре
была навязана функция выступать в роли проводника интересов бывших советских
тюркских республик в большой политике. Потребительское к себе отношение Турция
почувствовала и тогда, когда от нее стали требовать значительные финансовые
инвестиции. Так, известный турецкий профессор Бахри Йылмаз в своем прогнозе в
отношении развития ситуации вокруг заявленных планов экспансии на постсоветском
пространстве писал: "В долгосрочной перспективе экономические выгоды,
которые могут принести нам реформаторские движения в тюркских республиках, за
исключением нефтегазопроводов, очень ограничены". В итоге Анкаре так и не
удалось удержать бывшие советские тюркские государства в сфере своего
экономического и политического влияния. Но взамен он получила все тот же
"эффект бумеранга": на турецком политическом поле стали заявлять о
себе новые сильные игроки со своими экономическими, политическими региональными
и геополитическими интересами.
Более того, у них - неожиданно для правящего класса Турции -
обозначился шанс занять в этой стране заметные политические позиции в силу
ресурсной ограниченности самой Турции, ее неспособности осуществить проект
создания собственной зоны ответственности "От Балканского полуострова до
Великой китайской стены". Вот почему сейчас многие эксперты усматривают
вероятность того, что игра в "тюркское единство" закончиться не только
провалом так называемого османского проекта, но и реанимацией проекта
византийского типа. К тому же в настоящее время у власти в Турции находятся так
называемые модернисты, которые меняют доктрину тюркизма на исламизм, берут курс
в сторону Ближнего Востока и мусульманского сообщества. Это тогда, когда
тюркские страны бывшего СССР имеют на вооружении собственные националистических
идеи, собственное представление о предназначение своих народов в бассейне
Каспийского моря и Средней Азии. Таким образом, в новых условиях повторяется
уже известный исторический феномен: в Турцию извне с постсоветского
пространства вновь вносится государственный тюркизм взамен исламизма.
Происходит это в ситуации - как ранее уже бывало в истории - когда в регионе
идет процесс геополитических трансформаций, связанных с выводом американских
войск из Ирака и предстоящим уходом Запада из Афганистана.
Вот почему Анкара не спешила создавать какие-либо
общетюркские структуры и инициативы на этом направлении исходили, как правило,
из Казахстана, или из Азербайджана. Не случайно она одновременно выстраивала
геополитический противовес в варианте расширения стратегического партнерства с
Россией, предлагая хрупкую конструкцию типа "славяно-тюркского
суперэтноса". То есть Анкара создавала такую комбинацию, чтобы при
необходимости превратить бывшие советские тюркские республики в своеобразных
геополитических заложников, как Турции, так и России. Кстати, подобный ход
событий создают реальные предпосылки для России в своих интересах разыграть
многоходовую "тюркскую партию". Все теперь зависит от желания и
мастерства дипломатов. Станислав Тарасов, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.