Главная » 2010»Июнь»18 » Саммит Медведев-Алиев-Саргсян: интрига с продолжением?
Саммит Медведев-Алиев-Саргсян: интрига с продолжением?
16:37
Analitika.at.ua. Президент РФ Дмитрий Медведев провел в Санкт-Петербурге
трехстороннюю встречу с президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и
Ильхамом Алиевым. "У нас уже шестая встреча, между прочим, на троих, что
называется, шесть раз уже встречались - это немало", - заявил при этом
глава России. Напомним, что последние трехсторонние консультации прошли в Сочи
25 января этого года. Но и тогда, как и сейчас, они проходили без прямого
участия сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Президенты Азербайджана и Армении
пока предпочитают технологию "развода", устраивая отдельные
переговоры с этими посредниками. Причем, только армянская сторона сообщила, что
в июле Минская группа ОБСЕ намерена - уже в который раз - посетить регион, и продолжить
переговоры по карабахскому урегулированию.
Сразу обратим внимание на некоторые нюансы. Фраза Дмитрия
Медведева о том, что "шесть встреч - это немало", наводит на мысль,
что российская сторона призывает Баку и Ереван к более решительным действиям в
деле карабахского урегулирования (или предупреждает), поскольку резервные
возможности такого трехстороннего диалога - во всяком случае для одного из его
участников - не могут быть бесконечными. В то же время саммит в
Санкт-Петербурге означает завершение определенного переговорного цикла, в
процессе которого конфликтующие стороны предприняли немало усилий для самых
различных политико-дипломатических маневров вне существующих переговорных
форматов.
Союзная с Азербайджаном Турция пошла не только на обострение
с Израилем, но и оказалась завязанной в узел иранской "ядерной
интриги". Иран, который высказывал желание выступить в роли посредника в
карабахском урегулировании, оказался под санкциями СБ ООН. США, ранее активно
стимулировавшие турецко-армянское сближение, открыто дали понять, что проблема
Карабаха имеет для них периферийное значение. В то же время Вашингтон отказался
поддерживать территориальную целостность Азербайджана за счет использования
силового фактора. Той же самой позиции придерживается и Россия. Плюс к этому и
одобренная в начале июня Европейским парламентом резолюция 2216, содержащая
требование "вывода армянских сил из всех оккупированных районов
Азербайджана".
Теперь обратимся к официальному сообщению российской стороны
относительно итогов петербургского саммита. В нем отмечается, что главы
Азербайджана и Армении "подтвердили готовность к продолжению диалога по
согласованию Мадридских принципов урегулирования карабахской проблемы".
Сразу бросается в глаза одна важная особенность: Мадридские принципы были
представлены Армении и Азербайджану министрами иностранных дел Франции и России
и помощником госсекретаря США в ноябре 2007 года в столице Испании. Текст этого
документа до сих пор не озвучен. Более того, он не носит для сторон юридически обязывающего
характера и принят ими только в качестве основы для ведения переговорного
процесса. В интерпретации западных СМИ, базовой основой Мадридских принципов
является проведение референдума в Карабахе для определения его правового
статуса. Хотя азербайджанская сторона публично подвергала критике этот принцип,
она первоначально его приняла. В противном случае работа Минской группы ОБСЕ
давно бы развалилась. Но Баку удалось удачно сманеврировать, когда в июле 2009
года была принята так называемая обновленная редакция принципов, где
предусматривалось наделение Карабаха уже промежуточным статусом. Именно в этом
контексте рассматривались самые разные варианты освобождения оккупированных
районов Азербайджана. При этом важно отметить, что одновременно удалось запустить
и Цюрихский процесс, предусматривающий урегулирование турецко-армянских
отношений. Хотя он напрямую не связывался с проблемами карабахского
урегулирования, но создавалось устойчивое ощущение действия так называемого
"пакетного принципа", который - при наличии политической воли
конфликтующих сторон - создавал предпосылки для сближения позиций на
компромиссной основе. Причем такие шансы сохранялись вплоть до сочинского
трехстороннего саммита Россия-Армения-Азербайджан в январе нынешнего года,
когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и
Азербайджана еще один, технически обновленный вариант Мадридских принципов.
Но срыв цюрихского процесса привел к отказу Армении от
обновленных принципов, что фактически "обнулило" не только ситуацию,
но и поставило на грань срыва сам переговорный процесс при посредничестве
Минской группы ОБСЕ. Поэтому декларированное в Санкт-Петербурге согласие Баку и
Еревана к продолжению диалога, "направленного на завершение работы над
этим документом при посредничестве России, США, Франции в качестве
сопредседателей Минской группы ОБСЕ" - это компромиссный шаг в сторону
диалога, прежде всего, со стороны Армении.
Первый сценарий: стороны решили вернуться к базовым
Мадридским принципам образца 2007 года. Второй сценарий: Ереван согласился
принять подготовленный еще в 2009 году обновленный вариант этих принципов с
промежуточным статусом Карабаха, и освобождением ряда районов Азербайджана.
Третий сценарий: речь идет о подготовке абсолютно новой редакции Мадридских
принципов.
Первый и третий сценарий предполагают очередной
дипломатический марафон в возобновляемом переговорном процессе. Он может занять
длительное время, тем более, что международный фон вокруг Карабаха, особенно на
Ближнем Востоке, меняется не в лучшую сторону. Второй сценарий только внешне
выглядит "технически подготовленным". Но то, что до последнего
времени именно на этом направлении осуществлялась закулисная дискуссия,
свидетельствует намек президента РФ Дмитрия Медведева на пресс-конференции в
Анкаре, когда он отказался детально говорить о "двух- трех или нескольких
районах Азербайджана".
Если действительно прорыв осуществляется в сторону второго
сценария, то неизбежно возникает проблема мотивации действий Еревана: или он
сдает позиции без каких-либо особых предварительных условий, либо такие условия
существуют, но о них предпочитают пока не говорить публично. В этом смысле
возобновление трехстороннего диалога Медведев-Алиев-Саргсян, как и в будущем
двусторонние саммиты Алиев-Саргсян, являются логичным процессом.
В то же время необходимо иметь в виду еще одно
обстоятельство. Исторический опыт показывает, что диалог в формате Азербайджан-
Армения при посреднических усилиях самого разного формата может рассматриваться
сторонами как устраивающая друг друга пауза. Армения, соглашаясь на переговоры,
снимает на определенное время с повестки дня силовой вариант урегулирования
проблемы. Азербайджан рассматривает этот факт как тактический успех. Но при
этом стороны продолжают выжидать, переоценивают ход событий для того, чтобы
выработать иную логику и другую мотивацию в своих дальнейших действиях. Так что
интрига, образовавшаяся вокруг саммита в Санкт-Петербурге, в скором времени
будет иметь свое продолжение.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.