Главная » 2010»Ноябрь»24 » Саммит НАТО в Лиссабоне - глобальные вызовы и армянский демарш
Саммит НАТО в Лиссабоне - глобальные вызовы и армянский демарш
12:41
Analitika.at.ua. 19-20 ноября Саммит НАТО в Лиссабоне должен был ответить
на многочисленные вызовы, стоящие перед организацией, погрязшей в безуспешных
усилиях противоповстанческой (counter-insurgency) операции в Афганистане и
отсутствием системной и последовательной политики в регионах ее первичной
ответственности. Половинчатыми успехами Альянса можно считать патрулирование
берегов Сомали, где иногда удается защитить судна от пиратов, и миссию в
Косово, где КFOR определенно функционирует даже более ответственно и подотчетно,
чем структуры ООН. В подтверждение этому, слова бывшего министра финансов,
влиятельного оппозиционного лидера Афганистана Ашрафа Гани (Ashraf Ghani),
который не пожалел комплиментов об уровне прозрачности и подотчетности
деятельности ISAF в противовес, по его собственным словам, безуспешности и
коррумпированности миссии ООН.
Саммит в Лиссабоне, который оптимисты уже назвали
"историческим", должен был ответить на все системные вызовы, стоящие
перед организацией. Такие вопросы, как урезание военных расходов в европейских
странах, непопулярная война в Афганистане, непонятные отношения с Россией и
целый список неконвенционных угроз, таких как кибератаки и теракты, стали
основными темами дискуссий и закулисных обсуждений. В эпоху посткризисного
восстановления мировой экономики, Саммит выразил серьезную озабоченность в
связи прогрессирующим увеличением размеров финансовых вливаний США по сравнению
с европейскими союзниками. Так, если в 2000г. США предоставляли только 49%
финансирования, то сегодня доля американцев возросла до 73% всего бюджета НАТО.
Саммит принял Новую Стратегическую Концепцию, в которой
вполне открыто и прямо указываются новые угрозы, стоящие перед организацией в
новую эпоху. Параллельно, итоговый документ саммита оставляет множество вопросов,
не дающих покоя не-членам Альянса, такие как открытая возможность повторения
опыта гуманитарных интервенций в кризисные ситуации во всем мире (без
территориальных ограничений), когда СБ ООН - носящая бремя "главной
ответственности за поддержание международного мира и безопасности" (Ст.
24), окажется парализованной, как в случае с Косово и Ираком. В новой редакции
концепции НАТО выражена готовность "развернуть надежные вооруженные силы,
где и когда (!) это необходимо для безопасности (стран-членов)", а также
"содействовать общей безопасности с партнерами по всему миру".
Конечно, второй параграф все еще отмечает важность роли СБ ООН, но 3 основные
миссии организации - коллективная самооборона, кризисное регулирование и
кооперативная безопасность - включают положения, зачастую выходящие за рамки
декларативного признания роли и места СБ. В частности, параграф 11 указывает,
что нестабильность и конфликты за границами НАТО могут создать прямую угрозу
для членов организации, тем самым заранее ссылаясь на положения о коллективной,
в том числе превентивной, самообороне Уставов НАТО (Ст.5) и ООН (Ст. 51).
Выступающие перед молодыми лидерами атлантического мира, где
автор этих строк имел честь и привилегию представлять Армению, все без
исключения высшие должностные лица НАТО - от генсека Андерса фог Расмуссена и
до американского генерала Дэвида Петреуса - подчеркивали, что организация
продолжает опираться на свои ценности, и готова и имеет все возможности для
вмешательства в любые кризисы для защиты этих ценностей, особенно когда речь
идет о человеческих жизнях в целевых государствах. В частности, как
организация, которая, кстати, никогда не подавала заявку в Секретариат ООН для
получения статуса "региональной" (Глава VIII Устава ООН), НАТО
открыто признало необходимость дальнейшей работы над стратегиями
"экспедиционных операций, включая борьбу с повстанцами, миссий по
стабилизации и восстановлению". Интервенции в нестабильные регионы и
конфликты, по словам Расмуссена, должны оставаться на повестке НАТО, так как
нестабильные и недееспособные государства за пределами границ организации также
представляют открытую угрозу для стран-членов НАТО. Пример пиратства в Аденском
заливе - отличная иллюстрация этих трансграничных угроз. Лиссабонскую концепцию
Генеральный секретарь НАТО уже назвал "дорожной картой" на следующие
10 лет.
Но важнейшей интригой Лиссабонского саммита был вопрос
все-Европейского ПРО, которую энергично продвигал президент России Дмитрий
Медведев. Еще до самого саммита генсек НАТО заявил в Москве, что единая система
противоракетной обороны невозможна. И тем не менее, необходимость рестарта
отношений Россия-НАТО никто не ставил под сомнение, тогда как каждая из сторон
представляла сотрудничество по собственному сценарию. Например, невзирая на
активное несогласие России на расширение НАТО, новая стратегия включает
положение о политике "открытых дверей", поддерживая и углубляя
партнерство с Украиной и Грузией. С другой же стороны, Расмуссен ограничился
обобщающими заявлениями на вопросы о членстве этих стран, ссылаясь на их
неготовность. "Я понимаю, что Грузия имеет сильное стремление
присоединиться к НАТО. Мы поможем Грузии в процессе реформ" - ограничился
Расмуссен 19 ноября на встрече с молодыми лидерами. Постоянный представитель РФ
при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин до начала работы Совета
Россия-НАТО, 20 ноября, заявил, что принятая Новая Стратегическая Концепция
создает "хорошую основу для более глубокого диалога с Россией по
стратегическим вопросам безопасности". По его словам, новый документ
является компромиссным между Восточной и Западной Европой в их понимании роли и
места России в вопросах европейской безопасности.
Армянский след в Лиссабоне
На прошлый уикенд Лиссабон - до сих пор помнящий своего
великого армянского мецената Галуста Гюльбенкяна - превратился в политическую
столицу планеты. Сады, музеи и улицы имени Гюльбенкяна разбросаны по всему
городу. Из-за плотного графика работы во время Саммита, автору этих слов не
посчастливилось увидеть все эти достопримечательности, однако, по иронии
судьбы, в последний день пребывания в этом славном городе уже когда все
закончилось, умудрился потеряться.... именно на улице Гюльбенкяна.
В итоге всех обсуждений была принята Декларация
Лиссабонского Саммита НАТО, который, вместе с стратегической концепцией,
представляет обобщенное понимание состояния международной безопасности в
видении стран-членов. Предметом активных обсуждений стал 35 параграф этого документа,
относительно замороженных конфликтов на территории б-СССР - на Южном Кавказе и
в Молдавии. За день до официального начала работы Саммита, пресс-секретарь
президента Армении распространил заявление, в котором армянская сторона
подвергла жесткой критике однобокую позицию Альянса и оповестила всех о бойкоте
приглашения. Согласно этому заявлению, армянская сторона отмечала, что хотя
сотрудничество в Североатлантическим альянсом является важной составной частью
национальной безопасности Армении, тем не менее Ереван считает неприемлемыми
принятие обобщенных формулировок по южнокавказским конфликтам. В заявлении
особо подчеркивалось, что такой подход является еще более опасным сегодня,
принимая во внимание "беспрецедентный рост военных расходов Азербайджана и
анти-армянскую риторику руководства этой страны".
В целом, разногласия между Арменией и НАТО не появились
неожиданно и только сегодня. Еще на пресс-конференции в Брюсселе в мае с.г. с
генсеком НАТО фог Расмуссеном президент Серж Саргсян подчеркнул необходимость
сбалансированного подхода организации к карабахскому вопросу, подметив, что в
будущем документы и резолюции НАТО должны быть в духе заявления министров ОБСЕ,
озвученного в декабре 2009 года. Более того, когда в августе стало ясно, что ПА
НАТО планирует обсудить и принять резолюцию по Карабаху, спикер парламента
Армении Овик Абрамян обратился с письмом к председателю ПА с призывом не
вмешиваться в переговорный процесс, напомнив, что это исключительная миссия
Минской группы ОБСЕ.
Отсутствие принципа национального самоопределения,
закрепленного в Хельсинкском Заключительном Акте, в итоговом документе НАТО не
может не настораживать армянскую дипломатию. Хотя НАТО не имеет международного
мандата для того, чтобы непосредственно заниматься карабахским урегулированием,
но мнение этой авторитетной военно-политической организации не может
игнорироваться. В этом отношении, кажется, было принято правильное решение
отказаться от участия на Саммите на высоком уровне, ограничившись только
присутствием министров обороны и иностранных дел, тем самым
"освобождая" себя от политического обязательства признания значимости
данного документа на государственном уровне. Это, естественно, не означает, что
Армении удалось нивелировать значимость анти-армянских положений декларации, но
заявить о своем несогласии и, фактически, непризнании этого документа,
президент был обязан, что и было сделано. Важно осознать, что Армения не
является членом Альянса, и соответственно не имеет права голоса в принимаемых
Североатлантическим Советом декларациях - и в таких неординарных случаях бойкот
является единственно приемлемой формой демарша. В отличие от той же Грузии и
Азербайджана, дипломатия и внешняя политика Армении никогда не отличались своей
публичностью, т.е. министры ИД и президенты всегда были склонны не афишировать
свою международную деятельность в промежуточных этапах, или иными словами - не
тратить ресурсы на пиар в стремлении отвести внимание народа от реальной
картины. На этом фоне, на уровне общественного восприятия Армении, внешняя
политика Азербайджана, при прочих равных условиях, отличается
"организованностью" и "мощью", тогда как в реальности
власти этой страны делают большой шум из ничего, в надежде создать иллюзию
движения вперед. Яркий пример этому - активная пропаганда властями этой страны,
например, резолюций Организации Исламская Конференция, которые в реальном
выражении не играют ровно никакой роли в международной политике, и кроме
Азербайджана никто (кроме Пакистана, формально находящегося с Арменией в
состоянии войны), даже сами страны ОИК не вспоминают. В этот же список можно
включить резолюции ПАСЕ, которые штудируются азербайджанскими, турецкими и
другими маргинальными депутатами и опять активно пропагандируются
азербайджанской стороной, как "весомое доказательство" поддержки
международного сообщества. Армянская же сторона, по разным объективным и
субъективным причинам никогда по большому счету не придерживалась концепции
публичной дипломатии, и свои успехи (также как и провалы) оставляет в пределах
узких коридоров власти. Отличный пример - принятая ЮНЕСКО резолюция от 17
ноября, которая объявила армянские хачкары неотъемлемой частью своего
нематериального культурного наследия. По армянским медия-ресурсам прошли
короткие заметки на эту тему только в день принятия резолюции, и все, тогда как
в коридорах ЮНЕСКО шла активная борьба азербайджанцев против армянской
делегации. С точки зрения общественного управления, может это и ошибочная
концепция, и любая конструктивная критика на этот счет была бы уместной.
Оппозиционные силы Армении сразу после принятия Лиссабонской
Декларации выступили с резкой критикой властей, которые, по их мнению,
допустили провал внешней политики. Принимая логичность части аргументов, тем не
менее следует обратить внимание на безосновательность, например, заявлений о
том, что "до этого НАТО, говоря о карабахской проблематике, всегда
ссылался на Минскую группу ОБСЕ", а впредь, значит, не признает этот
формат. Авторам таких политических заявлений следовало бы еще раз просмотреть
декларацию, 35 параграф которого, в числе прочих, указывает на необходимость
"уважения текущих переговорных форматов". Как сказал в закулисных
обсуждениях один из американских дипломатов, "оппозиция для того и
существует, чтобы критиковать власти".
Несомненно, предстоящий Саммит ОБСЕ в Астане 1-2 декабря
станет нелегким тестом для армянской дипломатии, от решений саммита, если
таковые появятся, будет зависеть мир или война в Карабахе. Сегодня все другие
разговоры и суждения о резолюциях ОИК, ПАСЕ, НАТО и "Организации приграничных
государств Азербайджана" будут существенно скорректированы после Астаны. Ованнес
Никогосян, Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.