Главная » 2010»Июль»16 » Самооборона и провозглашение Нагорно-Карабахской Республики
Самооборона и провозглашение Нагорно-Карабахской Республики
00:18
Analitika.at.ua. Военная агрессия Азербайджана против
Нагорного Карабаха.
Развал СССР развязал Азербайджану руки. Прежняя задача
азербайджанских националистов, стремившаяся «решить» карабахский вопрос методом
«выдавливания» армян из Нагорного Карабаха, была заменена новой, более
амбициозной и жестокой стратегией, в которой предполагался военный захват
Нагорного Карабаха и полное физическое уничтожение армянского населения
региона.
В основу этой политики были положены идеалы и принципы
Азербайджанской Республики 1918
г., руководство которой задумало и осуществило резню
армянского населения бывшей столицы Нагорного Карабаха, города Шуши, в 1920 г., в результате
которой погибло до 20 тысяч человек. В конце 1991 г., Азербайджан быстро
разоружил бывшие военные части Советской Армии, размещенные на территории
республики, и, в одночасье, получив вооружение четырех советских сухопутных
дивизий и почти всей Каспийской Флотилии, начал против Нагорно-Карабахской
Республики полномасштабные военные действия.
В своей антиармянской кампании правительство Азербайджана
использовало все доступные средства, включая большое количество иностранных
наемников.
Шамиль Басаев и Али Гамзатов ”!! Али Гамзатов: "Я в
этой войне узнал одну правду: Карабах – душа армянского народа, частичка их
большого сердца”
Среди них было до 2 тысяч моджахедов из Афганистана и боевики
из Чечни, возглавляемые известным впоследствии террористом Шамилем Басаевым.
Несколько лет позже, воевавшие в Азербайджане исламские наемники стали частью
террористической сети Аль-Каида.
Обучали азербайджанских военных натовские инструкторы из
Турции. В 1988-1994 годах американский Конгресс и структуры Европейского Союза
в своих официальных заявлениях осудили агрессию Азербайджана и выступили в
поддержку права Нагорного Карабаха на самоопределение. В частности, в 1992,
Конгресс США принял поправку номер 907 к Акту о Поддержке Свободы (Freedom
Support Act), которая ограничила помощь Азербайджану вследствие применения им
блокады, направленной против Армении и Нагорного Карабаха. Ереван всячески
старался поддержать народ Нагорного Карабаха в его неравной борьбе за
выживание, но Армения сама оказалась в крайне затруднительном положении
вследствие Спитакского землетрясения в декабре 1988 года, которое произошло
спустя 8 месяцев после начала Карабахского движения.
В результате декабрьской катастрофы была разрушена треть
жилого фонда Армении, 700 тысяч человек остались без крова (каждый пятый житель
республики), погибло 25 тысяч человек. Азербайджан не замедлил воспользоваться
ситуацией, создавшейся в связи с землетрясением. Летом 1989 г. Азербайджан
полностью блокировал железнодорожное сообщение Армении через свою территорию,
что остановило восстановительные работы в Зоне Бедствия. А несколько месяцев
спустя, Азербайджан закрыл единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с
Арменией, перекрыл воздушное пространство над Нагорным Карабахом и в 1990 г., с помощью своих
вооруженных сил, занял аэропорт г. Степанакерта.
Данные действия привели к блокаде наземных и воздушных путей
сообщения с Нагорным Карабахом, полностью отрезав область от всего остального
мира. В Армении же, сотни тысяч жертв землетрясения остались под открытым
небом, а города и села республики оставались разрушенными вплоть до конца
90-ых. Другим, еще более трагическим эпизодом развязанной Азербайджаном войны
явились обстрелы гражданского населения столицы области, г. Степанакерта.
Обстрелы осуществлялись тремя способами: системами залпового огня с высот над
Степанакертом, из г. Шуши, который до мая 1992-го года полностью
контролировался вооруженными формированиями Азербайджана; дальнобойными орудиями
из города Агдама и штурмовой авиацией ВВС Азербайджана.
Обстрелы длились долгие девять месяцев. По городу ежедневно
выпускалось до 400 реактивных ракет земля-земля и воздух-земля. Уже через
неделю после начала бомбежек, центральная часть Степанакерта превратилась в
груду развалин, а через несколько месяцев с лица земли была стерта большая
часть города.К началу 1992 года, после
3 лет полной блокады со стороны Азербайджана, в Нагорном Карабахе начался
голод, и вспыхнула эпидемия тяжелых инфекционных заболеваний. Сохранившиеся от
разрушения больницы края были переполнены ранеными и больными.
Самооборона и провозглашение Нагорно-Карабахской Республики
Тяжелое положение не сломило народ Нагорного Карабаха. В
ответ на военную агрессию Азербайджана, население Нагорного Карабаха
организовало героическую самооборону. Несмотря на свое численное меньшинство и
отсутствие адекватного вооружения вследствие полной блокады, карабахские армяне
пошли на неслыханные жертвы за право жить на своей исторической родине и
строить демократическое государство. Благодаря дисциплине, выдержке и хорошему
знанию военного дела, помноженные на неистребимое желание выжить, карабахцам
удалось перехватить инициативу в военных действиях.
Сказался и фактор отсутствия поддержки Азербайджана со
стороны Кремля. С помощью добровольцев из Армении, которые перебрасывались в
Нагорный Карабах вертолетами из Еревана под шквальным огнем азербайджанских
ПВО, формированиям самообороны Арцаха удалось не только отбросить противника за
границы края, но и создать широкую демилитаризованную зону по периметру бывших
границ области, что помогло сократить линию фронта и установить контроль над
господствующими высотами и важнейшими горными перевалами.
В мае 1992
г., армянским отрядам самообороны удалось пробить
наземный коридор между Нагорным Карабахом и Арменией через Лачин, положив тем
самым конец трехлетней блокаде. Эхо недавней войны: восстановительные работы в
Гандзасаре в конце 1990-ых, залечивающие монастырь от следов азербайджанских
бомбардировок и десятилетий запущения. Фото А. Берберяна. Зона безопасности
является основой системы обороны Нагорного Карабаха. Однако некоторые
территории Арцаха по сей день остаются под оккупацией Азербайджана. Это весь
Шаумяновский район, подрайон Геташен и восточные отрезки Мардакертского и
Мартунинского районов. В августе 1991
г. Азербайджан в одностороннем порядке вышел из состава
СССР, заодно приняв постановление об «упразднении» Нагорно-Карабахской
Автономной Области, в обход Конституции СССР.
Действия Азербайджана позволили Нагорному Карабаху
воспользоваться Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из состава СССР», принятом Верховным Советом СССР в апреле
1990 года. По статье 3 этого закона, если союзная республика имела в своем
составе автономное образование (республику, область или округ), и желала
покинуть СССР, референдум должен был проводиться отдельно в каждом из этих
образований. Их жители имели право решить либо остаться в составе СССР, либо
выйти из СССР вместе с союзной республикой, либо же самим решать свой
государственный статус.
Опираясь на данный закон, совместная сессия облсовета
народных депутатов НКАО и Шаумяновского районного совета провозгласили выход
Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и объявили о создании
Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в составе СССР. Когда же СССР распался в
декабре 1991 г.,
Нагорно-Карабахская Республика провела референдум и объявила о независимости.
Референдум проходил под наблюдением многочисленных международных наблюдателей.
В мае 1994 года в столице Кыргызстана, Бишкеке, между
Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о
перемирии, которое остановило военные действия.
С этого времени, Нагорно-Карабахская Республика начала
процесс восстановления экономики, укрепления основ либеральной демократии и
подготовки к формальному признанию независимости республики со стороны
международного сообщества.
Политика уничтожения армянского историко-культурного наследия в
Азербайджане
Нагорно-Карабахской Республике, молодому христианскому и
демократическому государству, продолжает противостоять Азербайджан —
мусульманская квази-монархическая диктатура ближневосточного типа, опирающаяся
на добычу нефти.
Начиная с конца 1960-ых, Азербайджаном управляет клан
Алиевых, основанный Гейдаром Алиевым — генералом КГБ, который после избрания на
пост первого секретаря Коммунистической Партии Азербайджана управлял
Азербайджанской ССР в 70-ые и 80-ые годы. В 1993 году, через два года после
провозглашения независимости Азербайджаном, вернувшийся к тому времени из
Москвы Гейдар Алиев организовал военный переворот и пришел к власти, став
третьим по счету президентом страны. Когда в 2003 году умер Президент Гейдар
Алиев, главой Азербайджана стал его единственный сын Ильхам.
Его «выбрали» подтасовав, как обычно, результаты
голосования. Ильхам Алиев продолжает традиции авторитарного правление своего
папы. В ильхамовском Азербайджане подавляется любое проявление инакомыслия:
оппозиционные партии фактически запрещены, свободной прессы нет как таковой,
интернет — под контролем, за критику властей каждый год десятки людей
отправляются за решетку или же погибают при невыясненных обстоятельствах.
На сегодняшний день основной мишенью алиевского режима в
Азербайджане являются памятники армянского историко-культурного наследия, сотни
которых находятся на западе Азербайджана и в области Нахичеван. В 2006 году
Ильxам Алиев приказал разрушить все армянские церкви, монастыри и кладбища в
Нахичеване. Нахичеван был признан частью Армянской Республики как
правительствами Антанты, в 1919-1920, так и российскими большевиками, в 1921 г.
Однако под давлением турецкого правительства Нахичеван был
передан в правление Советского Азербайджана. Массовое разрушение памятников
архитектуры и хачкаров (армянских каменных резных крестов), находящихся на
всемирно известном средневековом кладбище в Джульфе, весной 2006 г. вызвало протест
международной общественности. Западная пресса сравнила азербайджанский
вандализм с разрушением в 2001 году памятника Будды в Афганистане режимом
Талибан.
А за два года до этого, Ильхам Алиев публично призвал
азербайджанских историков переписывать учебники истории, вычеркивая все
упоминания о фактах, не имеющих прямого отношения к азербайджанскому
(тюркскому) историческому наследию своей страны. Задача это действительно не из
простых. Азербайджанцы — относительно молодая этническая общность. Являясь
потомками тюркских кочевников переселившихся из Средней Азии, азербайджанцы
практически не оставили на территории современного Азербайджана какого-либо
ощутимого культурного следа. В отличие от Армении, Грузии и Ирана (Персии),
история и культура которых сформировалась еще в период античности,
«Азербайджан» как географическая, политическая и культурная единица появилась
лишь в начале 20-го века.
До 1918г. «Азербайджаном» называлась не территория нынешней
республики, а провинция Персии, граничившая с нынешним Азербайджаном на юге и
населенная преимущественно тюркоязычными персами. В 1918 году, после долгих
совещаний и рассмотрения нескольких альтернативных предложений, тюркские
руководители Закавказья решили провозгласить свое собственное государство на
территории бывшей Бакинской и Елизаветпольской губерний России и назвать его
«Азербайджан».
Это незамедлительно вызвало острую дипломатическую реакцию
со стороны Тегерана, который обвинил Баку в присвоении персидской
историко-географической терминологии. Лига Наций отказала признать и принять
самопровозглашенное государство «Азербайджан» в свой состав. Для того, чтобы
продемонстрировать всю нелепость ситуации с провозглашением независимости
«Азербайджана» в 1918-ом г., представьте что немцы образовывают для себя
национальное государство и называют его «Бургундия» (аналогично названию одной
из провинций Франции) или же «Венеция» (аналогично названию провинции Италии) —
вызывая тем самым протест Франции (или Италии) и ООН.
До 1930-ых годов понятия «азербайджанцы» как такового не
существовало. Оно появилось благодаря так называемой «коренизации» —
большевистскому проекту, направленному в частности, на создание национальной
идентичности для множества этнических групп, не имеющих самоназвания. В их
число входили и тюрки Закавказья, которые упоминались в царских документах как
«кавказские татары» (наряду с «поволжскими татарами» и «крымскими татарами»).
До 1930-ых годов, «кавказские татары» именовали себя либо
«мусульманами», либо определяли себя в качестве членов племен, кланов и
городских сообществ, например афшары, падары, сарыджалы, отуз-ики и т.д. В
начале, однако, кремлевские власти решили называть азербайджанцев «тюрками»;
именно этот термин официально фигурировал при определении населения
Азербайджана во время Всесоюзной переписи 1926 г. Московские
большевики-этнографы также придумали стандартные фамилии для «азербайджанцев»
на основе арабских имен с добавлением славянского окончания «-ов», и изобрели
алфавит для их бесписьменного языка.
На сегодняшний день, азербайджанский исторический
ревизионизм и культурный вандализм подвергается открытому осуждению российскими
и международными учеными и политиками. Однако бакинский правящий режим
игнорирует международное общественное мнение, и продолжает относиться к
армянским историческим и культурным памятникам на территории Азербайджана как к
прямой угрозе азербайджанской государственности. Однако интерес международного
сообщества к памятникам древнего христианского зодчества помогает остановить
азербайджанский вандализм и сохранить бесценное культурное и духовное наследие
Южного Кавказа.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.