Четверг, 02.01.2025, 14:54
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 5 » Самуэль Луссак: Нефть – единственный аргумент внешней и внутренней политики Азербайджана
Самуэль Луссак: Нефть – единственный аргумент внешней и внутренней политики Азербайджана
15:08

Analitika.at.ua. За последние годы управление нефтяными ресурсами Азербайджана стало предметом нескольких научных исследований. Одно из таких исследований провел докторант Института политических исследований Бордо Самуэль Луссак, кандидат на докторскую научную степень в области международных отношений. Как передает информационное агентство «Туран», часть докторского исследования Луссак посвятил изучению роли нефтяного фактора в современной внешней политике Азербайджана.

 

Работа разделена на три части. В первой показано, что развитие системы транспортировки азербайджанской нефти определяют нефтяная компания ВР и администрация президента Азербайджана. Далее, показана растущая конкуренция внутри субсети железнодорожной транспортировки нефти. В последней части ставится под вопрос возможность извлечения Азербайджаном выгоды из этой сети для развития своей роли на международной сцене и поощрения своих экономических интересов. Также Луссак рассказывает о клановой внутренней политике и коррупции в Азербайджане.

 

Основной вывод – нынешние власти Азербайджана используют нефтяные ресурсы для решения внешнеполитических проблем, фактически экономизировав внешнюю политику. При помощи нефти Баку налаживает хорошие отношения с Грузией и Турцией, сдерживает внутреннюю политическую конкуренцию и др. По мнению автора, нефть – это единственный удачный инструмент в руках Азербайджана, его единственный аргумент на глобальной сцене. Вся внутренняя и внешняя политика страны построена вокруг Государственной нефтяной компании (ГНКАР) и ее развития.

 

Причем основы такого подхода в управлении были заложены еще предыдущим президентом Гейдаром Алиевым. Сегодня вместо того, чтобы развивать действенный политический и экономический инструментарий, Азербайджан увеличивает ставки на ГНКАР. В этом Луссак усматривает и личные выгоды правящей элиты Азербайджана.

 

Автор проводит экскурс в недавнюю историю Азербайджана, связанную с приходом крупных нефтяных компаний и их переговорами с тремя руководителями – Аязом Муталлибовым, Абульфазом Эльчибеем и Гейдаром Алиевым. Переворот, осуществленный последним в 1993 году, по словам Луссака, оттянул подписание согласованного с администрацией Эльчибея контракта с консорциумом зарубежных компаний по освоению крупного нефтяного месторождения Азери-Чираг-Гюнешли.

 

Как отмечает «Туран», в марте 2000 года британская Sunday Times, ссылаясь на доклады турецкой разведки, писала, что Гейдар Алиев пришел к власти в 1993 году на деньги нефтяного гиганта ВР. Алиев сначала заменил ГНКАР в переговорном процессе специальной группой во главе со своим доверенным лицом, бывшим сотрудником Генпрокуратуры СССР, Маратом Манафовым. Вскоре Алиев был вынужден отстранить Манафова от этих обязанностей, после того, как стал известным факт вымогательства Манафовым от имени семьи Алиевых взятки в размере $360 млн. у иностранных компаний. Сам Манафов в конце 1999г. обвинил Г.Алиева в заключении секретной сделки с нефтяными компаниями, после чего Манафов исчез при невыясненных обстоятельствах в Словении, где он проживал в последние годы.

 

За стол переговоров, теперь уже надолго, возвратилась ГНКАР. Контракт был подписан 20 сентября 1994 года, ознаменовав начало эры доминирования нефтяного фактора во внешней равно, как и во внутренней политике Азербайджана. С этих пор все более-менее значимые решения по нефтяному сектору принимались Г.Алиевым лично.

 

В узкий круг посвященных советников по энергетической политике входили сын Гейдара Алиева - Ильхам, назначенный в то время вице-президентом ГНКАР (иностранные нефтяные компании тогда воспринимали его в образе «плейбоя», не считая это назначение серьезным), а также президент национальной нефтяной компании Натик Алиев (эта должность, как и многие в то время, согласно источникам Луссака, была куплена) и глава отдела внешних инвестиций госкомпании Валех Алескеров. Позднее, когда Ильхам Алиев сам возглавил Азербайджан, он сохранил треугольную структуру выработки решений, правда, заменив в нем игроков. Теперь в ней представлены бывший глава личной охраны Гейдара Алиева – Бейляр Эйюбов, новый более молодой президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев и вице-президент компании Эльшад Насиров (курирует газовые вопросы), друг Ильхама по Московскому государственному институту международных отношений.

 

В исследовании показано, как власти Азербайджана балансировали между собственными интересами и интересами глобальных игроков при принятии решений о транспортировке азербайджанской нефти. Особо пристальное внимание Луссак уделил развитию транскаспийского и железнодорожного (Баку-Батуми) маршрутов доставки нефти. Автор отмечает, что президентская администрация Азербайджана играет исключительную роль при определении операторов этого маршрута, причем небескорыстно.

 

Так, в 1996 году холдингу Azersun Holding была отдана монополия по транспортировке туркменской нефти в Азербайджан. Холдинг представлен в исследовании, как группа компаний, связанных между собой официальными и неофициальными отношениями. В 1997 году холдинг на 25 лет арендовал у ГНКАР нефтяной терминал в Дюбенди, получив также право на прокачку нефти по нефтепроводу Дюбенди-Али Байрамлы. Спустя десять лет компании Azersun Holding продолжают участвовать в азербайджанской сети транспортировки нефти. Они приобрели право на транспортировку доли ExxonMobil с месторождения АЧГ, сама же ExxonMobil отказалась присоединиться к нефтепроводу ВТС.

 

Привилегии Azersun Holding в Азербайджане, согласно Луссаку, объясняются финансовой поддержкой Алиева-старшего в период его опалы в конце 1980-х со стороны главы холдинга, иранского курда Абдолбари Гоозала. Передача в знак благодарности холдингу Бакинского нефтеперерабатывающего завода, ранее контролировавшегося экс-спикером Азербайджана Расулом Гулиевым, отражала потенциальный перевод акцентов в управлении страной с клановой системы на клановый капитализм.

 

В целом, политика президентской администрации Азербайджана по определению маршрутов и участников системы доставки азербайджанской нефти на мировые рынки объясняется двояко. С одной стороны, в случае с трубопроводами, особенно ВТС, она стимулирует цели внешней политики государства, с другой характеризуется, как выражающая интересы кланового капитализма. Если в первом случае взяточничество и коррупция запрещены, по крайней мере в отношениях между официальными лицами ГНКАР и иностранными компаниями, то во втором коррупция имеет место и плохо отслеживается. Например, во второй половине 1990-х топ-менеджеры ГНКАР, Azersun Holding и Грузинской железной дороги GIOC осуществили нелегальную торговую сделку. В то время, как на одном из нефтеперерабатывающих заводов Баку, предположительно принадлежащем высокопоставленному представителю президентской администрации, было переработано 100 000 баррелей нефти. Однако, задекларировано было лишь 60 000, остальные 40 000 были нелегально транспортированы и проданы в Армении и Грузии.

 

Другим различием между субсетями транспортировки нефти является состав их участников. Если структура транспортировки нефти с АЧГ по нефтепроводам является достаточно устойчивой (участниками являются ГНКАР, ВР и др. крупные нефтекомпании), то в конкуренция в сфере железнодорожной доставки нефти между компаниями, принадлежащими или контролируемыми администрацией президента, возрастает, символизируя эволюцию перехода от клановой системы по признаку землячества к семейно-клановому капитализму, усилившуюся после прихода к власти Ильхама Алиева.

 

Для объяснения причин этой трансформации Луссак подробно рассказывает о кланах по признаку землячества и коррупции в Азербайджане, связывая активизацию этого структурированного политического феномена в 1970 годах с приходом к власти Гейдара Алиева в качестве первого секретаря Компартии Азербайджана. Уроженец Нахичеванской АР, тогда он выстроил неформальную клановую сеть по признаку общего ареала рождения и интересов. Так, должности в правительстве предоставлялись преимущественно выходцам из этой части Азербайджана. Эта же клановая система работала в первые годы после второго «пришествия» Алиева. Правда, теперь он активно взаимодействовал не только с нахичеванским кланом, но и с кланом выходцев из Армении, и малочисленным, но влиятельным курдским кланом (глава Бейляр Эйюбов). От членов каждого клана ожидали передачи части их доходов в «общую» копилку.

 

Автор отмечает растущую активность администрации президента в бизнесе по транспортировке нефти. После ареста имевших вес в нефтяной сфере братьев Фархада и Рафика Алиевых в 2005 году по обвинению в попытке госпереворота, их бизнес, включая компанию AzerTrans, перешел под контроль «государства». В транспортировку был вовлечен и новый игрок – Baghlan Group, представленный компанией AzTransPetrol. Компания номинально принадлежит бизнесмену Хафизу Мамедову, однако, также управляется из администрации президента Азербайджана. Согласно источникам Луссака, с целью получения полного контроля над нефтетранспортным бизнесом, администрация президента Азербайджана ищет пути исключения из него структур Azersun Holding путем передачи части его активов ГНКАР и не допускает вхождения в него новых участников. Желание получить лакомый кусочек в данном бизнесе, по мнению Луссака, проявляет глава МЧС Азербайджана Кямаледдин Гейдаров.

 

Давая оценку системе управления государством в период президентства Ильхама Алиева, в исследовании подчеркивается, что последнему для удержания власти не нужно разыгрывать клановую карту, как это делал его отец. Лояльность в период его правления является результатом семейно-кланового капитализма. Центральная роль в энергетической политике Азербайджана принадлежит Ильхаму Алиеву. «И.Алиев, похоже, управляет страной, как мультинациональной компанией», - пишет Луссак.

 

В интервью информагентству «Туран» Самуэль Луссак отметил, что ныне коррупция в нефтяной сфере Азербайджана больше проявляется не в воровстве или нелегальной продаже нефти, а в переадресации нефтяных доходов. «У меня нет четких оценок, но из того, что поступает правительству, согласно моим источникам, около половины перепадает правящей элите», - сказал Луссак, отметив, что у него нет прямых доказательств, подтверждающих эту оценку. Panorama.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 834
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru