Analitika.at.ua. Президент Франции пообещал представить новый закон о
криминализации отрицания геноцида, если нынешний будет заблокирован
Конституционным советом.
На пути принятого французским парламентом закона о
криминализации отрицания геноцидов в самый последний момент вновь встала весьма
серьезная преграда. 31 января Конституционный совет принял к рассмотрению две
жалобы, призывающие признать закон противоречащим Конституции и отменить его. Имея
в виду настроения французских правоведов и массированное давление на них со
стороны Анкары, приходится констатировать, что над законом Буайе нависла
реальная угроза.
Для обжалования закона в Конституционном совете (этот орган
по своим функциям напоминает наш Конституционный суд) необходимо либо обращение
президента, либо спикера любой из палат парламента. Право обращаться в высшую
судебную инстанцию имеют также законодатели. Делу дается ход, если под
обращением подписывается как минимум 60 сенаторов, или 60 депутатов
Национального собрания. Лидеры турецкого лобби не стали связываться с главами
палат и приступили к обхаживанию парламентариев. Посол Турции в Париже лично
обратился с письмами ко всем сенаторам и депутатам, голосовавшим против
законопроекта или не участвовавшим в голосовании. В итоге под жалобой в
Конституционный совет подписались 72 сенатора (по некоторым данным, 77) и 65
депутатов Национального собрания. Напомню, в Сенате против принятия закона
высказалось 86 человек. Но 14 из них отказались подписываться, осознавая, что
инициатива лишь инструмент в руках идеологов турецкой политики отрицания. Так,
председатель Экологической фракции Жан-Венсан Пласе, который активнее всех
выступал против криминализации отрицания, осудил инициативу посла и назвал его
действия провокацией. "Посол не должен нам указывать, что мы должны делать как
сенаторы, а что не должны. Посол Турции спутал роль. Его письмо было крайне
неуместным и по форме, и по содержанию”, — заявил Пласе.
Главным проводником интересов Турции оказалась фракция
"Европейского демократического и социального собрания”, объединяющая в основном
левых радикалов. Почти в полном составе к ним присоединились и экологи.
Появление в списке нескольких социалистов и центристов вызвало удивления
меньше, чем тот факт, что инициативу поддержали некоторые видные представители
команды Николя Саркози. Если голлисты Жан-Поль Гарро и Жак Миар в вопросе
геноцида армян изначально оппонировали руководству правящей партии, то
поведение бывшего председателя Сената Кристиана Понселе выглядит по меньшей
мере странным. По его собственному признанию, Понселе начиная аж с 1982 года
поднимал перед правителями вопрос о необходимости осуждения армянского
геноцида. В 2006-м, когда Национальное собрание приняло закон о криминализации
отрицания, он публично заявил, что является его сторонником. Сейчас же отказывается
от собственных слов.
Факт обращения сенаторов и депутатов в Конституционный
совет, конечно же, является успехом Турции и следствием ее организованного
лоббинга. Несмотря на откровенно демагогические аргументы, Анкаре удалось
привлечь к сотрудничеству влиятельные международные организации. Даже
"Репортеры без границ” были введены в заблуждение и обратились к французскому
руководству с призывом отменить закон. Хотя очевидно, что закон не имеет ничего
общего с ограничением свободы слова. В Анкаре не скрывают, что вполне
удовлетворены последними событиями. Президент Турции Абдулла Гюль в связи с
этим заявил: "Процесс развивается в правильном направлении. Я верю, что
Конституционный совет вынесет верное решение”.
Возникает вполне уместный вопрос — почему президент позволил
довести дело до того, что его инициатива оказалась под угрозой срыва? Ведь он
был наделен правом подписать закон, и тогда его оппоненты уже не смогли бы
обратиться с жалобой в Конституционный совет. (Этот орган полномочен выносить
заключения лишь о законопроектах, не вступивших в силу.) Теперь же, наоборот,
руки повязаны у президента, который не вправе промульгировать закон до тех пор,
пока по нему не вынесен вердикт высшей инстанции. А ведь его предупреждали.
Известный правовед Филипп Крикорян, стоявший у истоков законопроекта, 27 января
обратился к Николя Саркози с письмом, в котором призвал как можно скорее
подписать закон, поскольку "парламентарии-реваншисты, не уважающие закон,
обращением в Конституционный совет хотят задушить его, поставив историческую
правду на жертвенник реальной политики”. Крикорян считает, что Конституционный
совет не будет беспристрастным и может загубить великое дело, сделанное за
последние месяцы.
Так почему же все-таки президент дал своим противникам возможность
опротестовать закон? Версии на этот счет могут быть разные. Скорее всего
Саркози решил таким образом показать всем, что не боится своих оппонентов, и
желает продемонстрировать всем сомневающимся абсолютную безупречность закона в
плане его соответствия Конституции. Правда, некоторые считают, что президент,
не ожидавший столь массированного натиска Анкары, решил не избежать
ответственности и пустить все на самотек. Сам Саркози после получения известия
о жалобе сенаторов и депутатов высказал разочарование и отметил, что "если
законопроект о криминализации отрицания геноцида армян будет отменен, то в
Конституционный совет вполне может поступить и ходатайство об отмене закона о
криминализации отрицания холокоста”. Вчера вечером глава государства однозначно
заявил, что в случае вето Конституционного совета он непременно представит
проект нового закона с тем же содержанием.
По всему заметно, что руководители армянских организаций
Франции и инициаторы принятия закона не просто разочарованы действиями законодателей,
но и обеспокоены перспективой рассмотрения закона в Конституционном совете. Основания
для такого беспокойства есть. Хотя в совете состоят в основном однопартийцы
президента Саркози, нет никаких гарантий того, что в данном вопросе они
прислушаются к его совету. Механизмов воздействия на членов Конституционного
совета у Елисейского дворца нет и быть не может, поскольку назначаются они
пожизненно и никому не подотчетны. По закону, по три представителя делегируют в
совет президент и главы обеих палат парламента. Кроме того, право голоса имеют
бывшие президенты. В живых их двое — Валери Жискар д’Эстен и Жак Ширак. Из
одиннадцати членов совета публично высказывались относительно криминализации
негационизма лишь трое. Но в разное время. Жак Ширак не так давно выразил
мнение о том, что уголовной ответственности за проявление расизма и ксенофобии
вполне достаточно для того, чтобы карать тех, кто попытается оправдать
преступления младотурок. Надо полагать, закон о криминализации отрицания он
считает излишним. Валери Жискар д’Эстен тоже как-то позволил себе высказаться в
том духе, что свобода слова должна быть превыше желания пресечь отрицание
очевидных фактов. Но судя по настроениям сына бывшего президента, вице-спикера
Национального собрания Луи Жискар д’Эстена, во взглядах его отца произошли
некоторые перемены. Если до недавних пор Жискар д’Эстен-младший выступал против
"армянского закона”, то в последнее время он стал критиковать тех, кто работает
на его подрыв. Ясно, что в данном вопросе он консультировался с отцом.
Очень многое будет зависеть от позиции председателя
Конституционного совета. Бывший председатель, социалист Роберт Бадинтер, был
главным разработчиком правового обоснования необходимости отвергнуть закон. Нынешний
председатель, голлист Жан-Луи Дебре, высказывается менее определенно. Но и в
его словах между строк заметен негатив. Дебре не раз менял свое мнение по
данному вопросу. 16 мая 2006 года, будучи председателем Национального собрания,
он выступил против принятия законопроекта о признании факта геноцида. "Историю
нельзя писать посредством законов”, — заявил он тогда. Но спустя всего шесть
месяцев сам же внес в повестку дня проект соответствующего закона и
способствовал его принятию. 18 октября 2006 года на встрече с тогдашним
премьер-министром Армении Андраником Маргаряном Жан-Луи Дебре заявил, что
признания факта геноцида недостаточно. "Считаю важным принятие парламентом
Франции специального законопроекта, предусматривающего уголовную
ответственность за отрицание геноцида армян”, — сказал он. Затем в ходе
официального визита в Анкару он поднял вопрос об армянском геноциде перед
президентом и премьер-министром Турции. Но в последние недели он позволял себе
критику в адрес инициаторов "армянского закона”. Противоречивые высказывания
председателя Конституционного суда не позволяют уверенно прогнозировать его
позицию. Все остальные члены совета стараются публично не высказываться. Но
заметно, что оптимизм, которым веяло в последние недели от инициатора
законопроекта Валери Буайе, несколько поубавился. Расклад сил в Конституционном
совете вызывает у нее беспокойство за судьбу своего детища.
Согласно французским законам, Конституционный совет обязан
рассмотреть обращения и вынести по ним заключения в течение месяца. Однако
правительство может ходатайствовать о рассмотрении жалобы в ускоренном режиме. Тогда
у совета будет 8 дней. Вариантов решения может быть несколько. Либо совет
признает документ конституционным и он после промульгации вступает в силу, либо
объявляется противоречащим основному закону и лишится силы, либо возвращается
на доработку с целью изменения некоторых статей или формулировок. Последний
вариант турки считают для себя "программой-минимум”, которая во многом решит их
проблему. Ведь для повторного рассмотрения закона в Национальном собрании
потребуется время, а парламентские каникулы начнутся уже через месяц. Далее —
президентские выборы. Похоже, в Анкаре просто решили тянуть время в надежде на
то, что после выборов ситуация изменится в пользу турок. Позволит ли Елисейский
дворец играть с собой в кошки-мышки?... Артем Ерканян, NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.