Главная » 2011»Август»15 » Сегодня Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 80 лет
Сегодня Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 80 лет
10:59
Analitika.at.ua. Сегодня исполняется 80 лет со дня
рождения Микаэла Таривердиева - композитора, чья музыка узнаваема с первых нот.
Он ушел из жизни 15 лет назад, но его мелодии к фильмам "Ирония судьбы,
или С легким паром!", "Семнадцать мгновений весны" продолжают
звучать и в новой обработке занимают верхние строчки хит-парадов. А всё
творческое наследие композитора так велико, что до сих пор проходят премьеры
его сочинений.
Алексей Козлов еще в 60-е испытал на себе необычность музыки
Микаэла Таривердиева, когда его джаз-группу и Людмилу Гурченко попросили
записать песню к фильму. Музыка показалась чем-то странным, каким-то
экспериментом.
"Всему, что было во мне хорошего, я научился у
матери" – так определил первопричину Микаэл Таривердиев. Единственный
долгожданный ребенок, он рос в любви и строгости.
Микаэл Таривердиев родился в армянской семье, которую в
городе хорошо знали. Его дед Гришо Акопов был авторитетным человеком.
Землевладелец, в городе у него был большой кирпичный дом в три этажа в районе
Дидубе. Владел большими фруктовыми садами на берегу Куры, занимался торговлей.
Сато, мать Микаэла Таривердиева, была одной из шестерых его дочерей. Вышла
замуж за Леона Таривердиева, приехавшего в Тбилиси из Баку, где он окончил
финансовую академию. Но родом он был из Карабаха. По семейному преданию предки
появились в Армении с войском Чингисхана, в котором было немало христиан.
Пра-пра-прадед был тысячником, персидского происхождения. Сато Григорьевна всю
себя посвятила сыну. Это был долгожданный ребенок, единственный. И если
говорить о главном, что сформировало Микаэла Таривердиева как человека, его
восприятие мира, людей, его характер, это была любовь. В детстве эта любовь
матери сочеталась со строгостью воспитания и со всем укладом «хорошего дома».
Он и внешне похож на мать, удивительной красоты женщину. «Всему, что было во
мне хорошего, я научился у моей матери, - говорил Микаэл, - а все плохое – это
то, чему я не смог у нее научиться».
Род Таривердиевых уважали, но от репрессий это не спасло.
Когда отца, директора грузинского Центробанка, арестовали, Микаэлу с матерью
пришлось скрываться, переезжая с квартиры на квартиру. И давать частные уроки.
Тогда же он написал два маленьких балета. На первый гонорар купил шляпу. Он
всегда был изысканным, элегантным. И стал композитором, который этот изыск
пытался привить масс-культуре. Первым положил стихи Евтушенко, Вознесенского,
Ахмадулиной на музыку и превратил их в шлягеры.
"Он был красив" - скажет Андрей Вознесенский и
сравнит Микаэла Таривердиева со скульптурами Джакометти. "В нем было
рыцарство, которое и честь, и старомодность какая-то. И даже донжуанский
список, по Вознесенскому, "не донжуанский, а рыцарский. И высок, и
бесконечен". Одно из первых проявлений чувств - в детском саду: влюблен в
воспитательницу. Когда она вышла замуж, в сад ходить перестал.
В Институт имени Гнесиных, по словам будущего учителя Арама
Хачатуряна, он "въехал на белом коне", получив "пять с
плюсом". Прожить на стипендию - меньше рубля в день - невозможно, но от
подработки в ресторане, куда позвали, потому что замечательно импровизирует,
отказывается. С однокурсниками разгружает вагоны. Чуть не продали какому-то НИИ
свои скелеты, но решили, что пятьдесят рублей - маловато.
"Мы считали себя Растиньяками, приехавшими завоевывать
музыкальную Москву. Пусть мы нищие, но у нас все впереди. Впереди, нам
казалось, нас ждет только радость", - напишет он в мемуарах.
На третьем курсе он отнес в издательство, по совету
Хачатуряна, только что сочиненный вокальный цикл на стихи японских поэтов. А на
четвертом написал музыку к курсовой, которую снимали вгиковцы. Бесплатно,
потому что было "ужасно интересно". Так началась кинобиография.
В 70-е, после "Иронии судьбы", "Семнадцати
мгновений весны" популярность стала невероятной. И вполне заслуженной.
Ведь какие-то эпизоды снимались и монтировались сразу под музыку: как
знаменитая встреча Штирлица с женой.
По инициативе Юлиана Семенова, создателям военной телесаги
выдали пропуска, подписанные Андроповым: "останавливаться и парковать
машину можно, где угодно". Ради эксперимента композитор заглушил мотор на
Красной площади и был в восторге, что это удалось.
Но радость от успеха была испорчена злой шуткой одного из
коллег, который прислал в Союз композиторов телеграмму от имени Френсиса Лея.
Из нее следовало, что Таривердиев - плагиатор. Само собой потом последовали
опровержения, в том числе самого Лея, но долго еще на творческих вечерах
спрашивали: "А правда, что музыку Вы украли?"
"Его же не печатали. Он 12 лет был не выездным.
Реализовал себя в вокальных циклах", - вспоминает супруга композитора.
В 1986 году он выступал в Чернобыле перед теми, кто
ликвидировал последствия ядерной аварии. Увиденное потрясло.
"Я не собирался ничего писать, Симфония для органа
возникла во мне сама. Сразу и целиком. Как-будто я приемник, который уловил эхо
какой-то волны", - рассказывал потом Таривердиев.
Одно из последних сочинений - концерт для альта. В нем,
говорит Вера Таривердиева, можно услышать, как душа расстается с телом.
Удивительное свойство музыки Таривердиева - вызывать светлую
печаль, щемящую, до слез, грусть. И ощущение ностальгии, знакомую, наверное,
каждому даже не россиянину, жителю Земли.
Лишнее тому доказательство - успех группы
"Хиде-Хиде", сыгравшей известные мелодии на старинных японских
инструментах. Это выступление - на Шпицбергене, где прошел фестиваль,
посвященный 80-летию композитора.
Через три недели в Калининграде откроется Международный
конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
Выходят диски, ставятся оперы, издаются книги. Вести.ру,
khachkar.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.