Analitika.at.ua. Ученые, которые тщательно изучали шедевр Леонардо да
Винчи "Мона Лиза”, впервые раскрыли секрет техники великого мастера, которая
создает магию ее загадочной улыбки. Для этого они использовали современные
методы радиологического исследования картины.
Ученые впервые обнаружили, как художнику удалось добиться
своего фирменного стиля – эффекты дымки – на картинах он наносил до 40
чрезвычайно тонких слоев глазури, которые он наносил своими пальцами.
Глазурь, которая смешана с пигментами, создает небольшое
размытие и тени вокруг рта, которые делают улыбку Моны Лизы неуловимой, которая
вроде бы исчезает, если смотреть на нее в упор.
Используя рентгеновские лучи для изучения картины,
исследователи смогли определить, как слои глазури и красок нанесены в разных
участках лица и под каким углом.
Ученые считают, что наносил глазурь и краски он руками, так
как они не смогли обнаружить следов кисти или контуров. Леонардо известен
мастером создания эффекта sfumato, который характеризуется плавным перетеканием
теней и отсутствием контуров. Но точное описание этой техники до сих пор
интригует экспертов живописи.
Новые результаты получены учеными французской лаборатории
Центра изучения и реставрации музеев и европейской лаборатории синхротронного
излучения.
Детально о работе ученых, написано в статье, опубликованной
в научном журнале Angewandle Chemie, руководил исследованием доктор Филипп
Вагнер.
Ученые для исследования картины использовали метод, который
называется рентгеновская флуоресцентная спектроскопия и дает возможность
изучать структуру слоев без взятия проб, т.е. не нарушать полотно.
Высокоэнергетический рентгеновский луч был направлен на полотно и позволил
определить структуру слоев и их состав.
Они обнаружили, что каждый слой глазури имеет толщину 2 мкм,
что в 50 раз тоньше человеческого волоса. В некоторых местах картины общая
толщина всех слоев глазури равна 55 мкм, это значит, что мастер многократно
наносил слой за слоем для достижения нужного эффекта.
И еще поразил ученых размер крупинок пигмента, они настолько
малы, что их трудно определить обычными методами.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.