Главная » 2010 » Январь » 30 » Сергей Гриняев: Армения может занять уникальное место в начавшихся интеграционных процессах
Сергей Гриняев: Армения может занять уникальное место в начавшихся интеграционных процессах
11:21
Analitika.at.ua. Интервью АрмИнфо с генеральным директором Российского института
развития фондового рынка Сергеем Гриняевым
Сергей Николаевич, как Вы оцениваете политику России по кредитованию
стран СНГ (Киргизии, Белоруссии, Армении). А также могут ли намеки на кредит
стать рычагом воздействия на постсоветские страны, оппозиционно настроенные к Москве,
включая Украину и Латвию?
Существующая сегодня мировая валютно-финансовая система
инфляционная по своей природе, поэтому практически любые планы по развитию
экономики любой страны наталкиваются на вопрос о необходимости покрытия
инфляционных издержек. Возникновение бюджетных проблем требует обращения к
внешним заимствованиям для восстановления баланса. В самом факте заимствований
в рамках существующей системы нет ничего необычного - это стандартный
инструмент инфляционного роста. Вместе с тем, безобидность кредитования
очевидна лишь в относительно спокойной экономической ситуации, в условиях же
обострения кризисных явлений в экономике, когда неожиданно возникают серьезные
бюджетные проблемы в виде резкого падения собираемости налогов и др., роль
кредитования становится во многом иной. В таких условиях у кредитора возникает
навязчивая идея «поймать на крючок» своего визави. Весьма преуспели в
использовании такого рычага давления США, так как приемы и способы ловли ее
администрации и связанными с ней финансовыми структурами правительств ряда
латиноамериканских и ближневосточных стран на такого рода крючок известны
многим. Сейчас, когда в результате продолжающегося финансово-экономического
кризиса ситуация в области кредитования приобрела именно «пожарный» характер
многие активно принялись обсуждать кто и что готов заложить за возможность
доступа к финансовой ликвидности. Не обошли вниманием и Россию, пытаясь
разглядеть в российской политике новых «экономических убийц», пытающихся затянуть
в «долговую петлю» пошатнувшиеся экономики стран СНГ. Однако, обращаясь к
текущим событиям, комментаторы забывают вспомнить три обстоятельства.
Во-первых, Россия, помогая сегодня странам СНГ, сама находится в достаточно
тяжелом положении – известно, что российская экономика от кризиса пострадала
заметно больше остальных. Во-вторых, кредиты даются, как правило, в долларах
или евро. И, если те же США, являясь мировым печатным станком, раздавая
кредиты, лишь экспортируют свою инфляцию в другие страны, то ссужаемые Россией
деньги нужны и самой российской экономике. В-третьих, сегодня мало кто
вспоминает, что почти двадцать лет с момента образования СНГ Россия в той или
иной форме постоянно поддерживала экономики многих государств содружества.
Сегодня трудно даже предположить, что было бы с этими государствами, если бы с
первых лет независимости Россия выстроила торгово-экономические отношения с
ними в строгом соответствии с мировыми стандартами.
Короткая память со стороны администраций ряда государств СНГ,
когда в угоду политическому моменту начинается торг с задачей продаться не
важно кому, но по возможности дороже, есть не что иное, как проявление
пресловутой политики «двойных стандартов». Но сегодняшняя геополитическая
ситуация во многом уже не та, что была в начале 90-х годов прошлого века, не та
и Россия – двадцати лет практически безвозмездной и односторонней помощи
странами, проводившим неприкрытую антироссийскую политику вынуждают российское
руководство быть гораздо более прагматичными. И в этом нет ничего плохого.
Эффективно ли расходуются, по-вашему, средства выданного Армении
российского стабкредита?
Это сложный для меня вопрос. Объективно ответить на него без
доступа к соответствующей информации не получится, а опираться в выводах лишь
на сообщения СМИ мне не хотелось бы. Вместе с тем хочу отметить, что текущий
финансово-экономический кризис – достаточно неординарное явление в мировой
экономике. Во многом это кризис системный и отработанные ранее механизмы
стабилизации ситуации сегодня не эффективны. Об этом, кстати, говорит и
практически полный провал антикризисных планов большинства стран мира, даже
таких как США и страны ЕС. Многое не получилось и у России. Наверное, не все
получилось и у руководства Армении. Однако главное, что ситуация остается под
контролем и сохраняется возможность управлять ею. Теперь главное, сохраняя
спокойствие, планомерно работать над ее возможным улучшением. С полной
уверенностью могу сказать, что делать это лучше не в одиночку.
Как может сказаться на экономике Армении повышение цены на газ с 154 до
180 долл. за тысячу кубометров с 1 апреля 2010 года? Укладывается ли такое
повышение в энергетическую политику, проводимую Россией?
Объективно оценить влияние на экономику Армении повышения
цены на газ на 26 долларов за 1000 кубометров достаточно сложно, так как нет
доступных точных данных по энергоемкости и потреблению газа в экономике страны.
В целом, любое повышение цены на базовые активы негативно отражается на
экономике, говорить о том, что это благо - просто смешно. Но и спекулировать
этим не стоит. Прежде всего, говоря об удорожании газа, необходимо сопоставить
его с обесцениванием самого доллара за тот же период. Дело в том, что
масштабные финансовые вливания в американскую экономику ничем необеспеченных
долларов в результате реализации антикризисных программ обесценили национальную
американскую валюту не менее чем на 20-30%. Таким образом, повышение цены это
во многом лишь компенсация обесценившегося доллара.
Каково Ваше мнение по поводу проектов строительства железной дороги
Иран-Армения и нефтепродуктопровода Тебриз-Ерасх. Насколько они целесообразны
экономически и насколько политически, учитывая, что Армянскими железными
дорогами управляет «дочка» РЖД - ЮКЖД?
Полагаю, что оба эти проекта просто необходимы Армении для
преодоления многолетней изоляции и стабилизации своей экономики. Тем более они
важны в условиях развития армяно-турецкого взаимодействия с целью обеспечения
благоприятной конкурентной среды на внутреннем армянском рынке. Оба эти проекта
по своим целям и задачам, несмотря на возможно разные оценки, носят характер
региональных. Поверьте, что поднятые нами чуть выше проблемные вопросы,
затрагивают сами основы существующей валютно-финансовой системы и формируют ее
будущее. Они ставят перед нами гораздо более значимые задачи и обозначают
гораздо более существенные угрозы и вызовы.
Совершенно ясно, что в будущей региональной евразийской
системе найдется место и Армении, и Ирану, и Турции. Важно, чтобы новое,
посткризисное взаимодействие строилось не на принципах монополярности и
финансового тоталитаризма, а на взаимном уважении целей и приоритетов
национального развития каждого субъекта международного права.
В последнее время много говорится о том, что Армения также могла бы
примкнуть к формирующемуся Единому таможенному союзу Беларуси, России и
Казахстана. Насколько жизнеспособным Вы считаете сам союз и его расширение на
Армению?
Да, текущий год является годом начала сложного процесса
формирования единого Таможенного союза. Мое мнение таково – нечто подобное на
евразийском континенте должно было появиться рано или поздно: будущее
континента за перспективными проектами транспортных коридоров «север-юг» и
«восток-запад». Без единой таможенной политики добиться старта таких
геополитических проектов просто нереально.
Важно понимать, что формирование Таможенного союза есть
только первый шаг на пути к более тесной интеграции и формированию
самостоятельного регионального, а в будущем – и мирового, финансового центра. И
это как раз результат тех геополитических и геоэкономических изменений, которые
уже стали результатом финансово-экономического кризиса. Уже ясно, что
классическая «теория глобализации», основанная на монополярном мире и доминанте
одной валюты, потерпела крах и будущее – за региональными центрами силы,
формирующими собственные валютно-финансовые системы. Прообразом такого центра
силы на евразийском континенте и есть сегодняшний Таможенный союз. В своем
вопросе вы отметили, что сегодня много говориться о возможности вступления
Армении в таможенный союз. К сожалению, я не могу вас в этом поддержать. На мой
взгляд, говориться как раз очень мало, более того, практически нет серьезных
экспертных оценок политических и экономических последствий такого развития
ситуации. И здесь предложение к армянской и российской элите к диалогу в этом
направлении.
Говоря о возможной роли Армении в этом процессе, не следует
забывать следующее. Начало процесса формирования евразийского финансового
центра действительно начинается с Таможенного союза и транспортных коридоров.
Но это лишь основа, как и нынешний Европейский Союз, начавший свою историю с
Союза угля и стали. Дальше должен начать проявляться синергетический эффект и
транспортные коридоры потребуют развития международной торговли, финансовой,
социальной и иных сфер, воздействуя на всю экономику в целом. Вот тут и
пригодиться колоссальный потенциал Армении - ее диаспора, так как роль и
значение Армении в процессах формирования нового финансового центра мирового
уровня есть весьма интересная и далеко не тривиальная проблема. Убежден, что
Армения может занять достойное и во многом уникальное место в начавшихся
интеграционных процессах: такого потенциала, которым обладает армянский народ,
сегодня нет ни у одного из народов на пространстве Евразии.
Год назад российское руководство активно продвигало идею рубля как
региональной валюты, на фоне падения доверия к доллару. Сейчас эта идея как
будто отставлена. Возможно ли, что с окончанием кризиса Москве придется забыть
о ней совсем?
Я не соглашусь, что идея оставлена. Да, во многом
новаторские предложения России, не были приняты мировой финансовой элитой в
рамках консультаций G20. Более того, настойчивость российских руководителей в
продвижении на международном уровне столь радикальных идей как альтернативная
валютно-финансовая система с равными правами для ее участников вызывает
раздражение у прежних лидеров старой, докризисной системы миропорядка. Видимое
проявление этой борьбы – жесткое нежелание Запада пускать российский капитал на
мировой рынок.
Примеров только за последние несколько месяцев набралось
достаточно – это и ситуация с попыткой приобретения концерна Opel российским
Сбербанком и более свежая новости о продаже компании Saab. Если в первом случае
американская GM отозвала свою подпись с практически одобренного договора
купли-продажи, что в цивилизованном и демократическом мире иначе как
гангстерским «наездом» назвать трудно, то в отношении Saab та же GM готова была
пойти на самые радикальные меры вплоть до банкротства и фактического
уничтожения компании, только бы она не досталась российской стороне. Понятно,
что в таких условиях соперничать на равных значило бы принять подобные правила
игры, что не в практике российской внешней политики и международных отношений.
Понятно также, что ни российский, ни какой-либо иной капитал на международном
рынке не нужен – это не в интересах США. Поэтому необходимы кардинальные
перемены. И они есть – только за последний год Россией подписан целый ряд
двусторонних соглашений о переводе товарооборота на расчеты в национальных
валютах. И это уже не просто идея – это практика реализации проекта в сложных
внешних условиях. Полагаю, что идея формирования новой региональной валюты,
достаточно полно обоснованная в статье президента Казахстана Назарбаева «Евраз
вместо доллара», является неплохим прологом для старта такого проекта как
Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Понятно также, что с окончанием
кризиса этот проект получит новый импульс своего развития.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.