Главная » 2010»Март»22 » Сергей Маркедонов: Ратификация протоколов споткнулась об Азербайджан
Сергей Маркедонов: Ратификация протоколов споткнулась об Азербайджан
15:28
Analitika.at.ua. Интервью заведующего отделом проблем межнациональных
отношений российского Института политического и военного анализа Сергея
Маркедонова информагентству АрмИнфо.
Сергей Мирославович, насколько перспективно дальнейшее продвижение
252-й резолюции о Геноциде армян вперед?
Перспективы 252-й резолюции на принятие в ходе общего
голосования в Конгрессе невелики, поскольку сама политическая целесообразность
заставляет Администрацию США всеми силами выступать против этой проармянской
резолюции. Практически та же ситуация сложилась и в 2007 году, когда подкомитет
Палаты представителей Конгресса также проголосовал «за» в отношении тогда еще
106-й резолюции, однако дальше подкомитета она не прошла. Причин для подобного
расклада сил между сторонниками и противниками 252-й множество, причем как
объективных, так и субъективных. Одной из таких объективных причин является
застой в армяно-турецком процессе. Застой – это еще, конечно, не тупик, но и не
продвижение вперед. То есть, в случае приостановки дальнейшего продвижения
проармянской резолюции на уровне подкомитета это также сыграло свою роль наряду
с остальными субъективными факторами. Естественно, что в США есть не только
противники, но и сторонники признания Геноцида армян. Причем, эти сторонники
признания, не смотрят, выгодно ли это США в политическом плане или нет, исходя
в своей позиции исключительно из чувства справедливости. Соответственно, борьба
между сторонниками и поборниками справедливости и сторонниками ценностного
подхода в вопросе признания факта Геноцида армян будет продолжаться.
Администрация же сделает все, чтобы не допустить или провалить дальнейшее
продвижение 252-й резолюции в Конгрессе. А в случае если им это не удастся и
резолюция все же попадет на голосование в Конгрессе, президент Обама наложит на
нее вето.
Кстати, ожидаете ли Вы, что Обама вновь заговорит по-армянски или же
теперь он назовет Геноцид как-то иначе?
Думаю, что действительно произойдет что-то в этом роде. Что
же касается перспектив и вероятности того, что Обама все же произнесет слово
геноцид в своем традиционном обращении к армянской общине США 24 апреля, то я
не думаю, что это произойдет. Скорее всего, Обама опять найдет способ,
увильнув, упомянуть о факте Геноцида, не назвав вещи своими именами. То есть, я
ожидаю повторения прошлогодней ситуации.
В чем причина подобной ценности Турции в глазах Администрации США?
Причин множество, но первостепенной из них является проблема
Ирака, в котором увязли американские военные. Все просто – 70 процентов военных
грузов для снабжения американского контингента в Ираке идет через территорию
Турции, и я не думаю, что Армения сможет составить в этом случае альтернативу
Турции, так как это просто невозможно географически. Есть еще достаточно
специфическая проблема Афганистана, в которой турецкий фактор также играет свою
достаточно стабильную роль. Кроме того, существует еще американская база в
турецком городе Инжирлик, которую американцы сейчас никак не могут оставить. И,
наконец, самый главный ответ на ваш вопрос кроется в идейно-политическом
значении Турции для Вашингтона. Турция является, по сути, единственной страной
исламского Востока с которой США дружны, чего нельзя сказать об остальном
мусульманском, в частности арабском мире. Так что, препятствий в виде надводных
и подводных рифов на пути продвижения 252-й резолюции более чем достаточно.
Риксдаг Швеции признал на днях Геноцид армян, Турции, что не придают
ценности в Европе?
Ситуация с признанием факта Геноцида армян в Швеции имеет
совершенно другую историю и мотивацию. Причем, эта ситуация применительна не
только к отдельным странам, но и ко всему Европейскому Союзу. Занимая жесткую
позицию в отношении Турции в вопросе Геноцида армян, ЕС демонстрирует свое
нежелание принимать 70 миллионную Турцию в Европу. То есть вопрос признания
Геноцида для европейской политики является инструментом сдерживания Турции на
пути в ЕС. Кроме того, в этом контексте очень важно стремление европейцев
признать в качестве Геноцидов притеснение и истребление со стороны турок греков
и ассирийцев. Это очень важно, особенно в контексте того, что ассирийская община
в Европе одна из самых крупных, несмотря на то, что ассирийцы не имеют родины.
Обо что споткнулся процесс ратификации армяно-турецких протоколов?
Ратификация протоколов споткнулась об Азербайджан.
Оказалось, что Баку посредством постоянного применения милитаристской риторики
и элементарного шантажа в отношении Турции смог достичь достаточно многого.
Турецкая правящая элита и так не готовая к установлению полноценных отношений с
Арменией, подвергнулась форменному давлению и шантажу со стороны Азербайджана,
что дало ей неплохой повод разрешить свои сомнения. Азербайджан достаточно
успешно сыграл на этих сомнениях, и Анкара вновь вернулась к прежней ситуации и
провела параллельные линии между армяно-турецким процессом и карабахским
урегулированием, не имеющих в отношении друг друга прямой связи. На этом фоне
даже сам инициатор процесса, президент Армении Серж Саргсян прекрасно понимая
этот факт, похоже уже потерял интерес к армяно-турецкому процессу. Об этом
свидетельствует принятие во втором чтении парламентом Армении поправок к закону
«О международных договорах», согласно которым Армения может в любой момент
отозвать свою подпись под Протоколами с Турцией. Масло в огонь подлило и
принятие Конституционным судом Армении решения по Протоколам. Конечно, Армения
поступила очень правильно, одобрив посредством КС Протоколы, этого диктовало
дипломатическое благоразумие. Однако, любой человек имеющий представление о
Конституции Армении, прекрасно понимает, в чем заключался уготованный Турции
подвох. В Конституции Армении четко сказано, что Армения последовательно
требует признания Геноцида, соответственно, признав Протоколы соответствующими
Конституции республики, Армения никоим образом не отказалась от своих
требований по признания Геноцида армян в Османской Турции. При желании, в
Турции могли, конечно, и не заметить этого и ратифицировать Протоколы, но на
фоне азербайджанской милитаристской риторики в Анкаре этого заметить не смогли.
В Баку постоянно твердят о каких-то мифических сроках урегулирования
карабахского конфликта. Можно ли вообще говорить сегодня о каких-то сроках
урегулирования?
На самом деле говорить о каких-то сроках карабахского
урегулирования сегодня, как впрочем, и ранее, не представляется возможным.
Говорить о сроках можно будет лишь тогда, когда стороны, наконец, поймут, что
договоренность вокруг какой-то формулы все же лучше, чем сохранять ситуацию ни
войны, ни мира. За примером ходить далеко не нужно, в 1979 году после
израильско-египетской войны, Египет, поняв, что Израиль ему не одолеть, смирился
с существованием еврейского государства, получив взамен мир. В Тель-Авиве свою
очередь поняли, что разгромить Египет окончательно им также не удастся, и
вернули ему Синайский полуостров. То есть произошел элементарный размен, так
нужный сейчас для мирного урегулирования карабахской проблемы.
Как Вы себе представляете этот размен в случае карабахского
урегулирования?
Идея интегрировать Нагорный Карабах вместе с проживающими
там армянами в состав Азербайджана с предоставлением самой высокой из существующих
в мире степеней автономии, проблематична в первую очередь для самого Баку. В
случае появления автономного, практически независимого Карабаха в составе
Азербайджана, этой самой высокой степени автономности могут потребовать и
потребуют остальные нацменьшинства, компактно проживающие на территории
нынешнего Азербайджана. К чему это приведет, предугадать нетрудно. Кроме того,
проникновение армян в азербайджанский бизнес, а оно неминуемо произойдет, также
не очень то исходит из интересов Баку. С другой стороны, у Армении нет ресурсов
для освоения 7 районов отвоеванных у Азербайджана в ходе карабахской войны. В
лучшем случае, армяне смогут освоить лишь Лачинский и Кельбаджарский районы.
При этом, отказаться от 5 районов для Армении и Карабаха достаточно сложно.
Азербайджану в свою очередь сложно признать независимость НКР, даже получив за
это 5 районов. Однако, думаю, что единственно возможное решение в виде
упомянутого мною размена возможно лишь в таком виде.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.