Главная » 2011»Август»29 » Сергей Толстов: Газовое напряжение может серьезно отразиться на украинско-российских отношениях
Сергей Толстов: Газовое напряжение может серьезно отразиться на украинско-российских отношениях
15:24
Analitika.at.ua. Напряженность, вызванная газовыми контактами 2011 г.,
может серьезно отразиться на всех проблемных аспектах двусторонних
украинско-российских отношений, пишет украинский эксперт, директор Института
политического анализа и международных исследований, Сергей Толстов в статье
«Состояние неопределенности».
«Переговоры президентов Д.Медведева и В.Януковича в Сочи 11
августа были наименее результативными из всех двусторонних встреч, имевших
место за последние полтора года. Стороны обменялись мнениями по основным
вопросам, но не нашли сколько-нибудь приемлемых решений. Практически
безрезультатными оказались и результаты встречи украинского министра энергетики
Ю.Бойко с председателем правления «Газпрома» А.Миллером. Публичный обмен
заявлениями высокопоставленных должностных лиц отражает противоположность целей
и намерений. А.Миллер предложил решение «украинского вопроса» по белорусской
схеме, в форме передачи газотранспортной системы в собственность «Газпрома», на
что украинский премьер Н.Азаров дал однозначно отрицательный ответ.
Перевод имеющихся разногласий в сферу публичной дискуссии –
явный признак, свидетельствующий о потенциале обострения. Вместе с тем, при
всей очевидности существующих разногласий, ситуация в двусторонних отношениях
содержит элементы интриги, и поэтому может рассматриваться как трудно
прогнозируемая.
Специфика положения Украины заключается в обоюдной
заинтересованности в развитии экономических связей с ЕС и Россией. В последнее
время дистанция между ЕС и Россией если не увеличивается, то, по крайней мере,
не сокращается. Российская инициатива по созданию Таможенного союза с Беларусью
и Казахстаном нивелирует значение СНГ, ставя под сомнение и без того низкую
эффективность его структур. С точки зрения Киева все это означает серьезное
сужение политических и экономических возможностей.
Для украинской стороны наилучшей перспективой было бы
достижение компромиссной формулы в отношениях Россия - ЕС, которая могла бы
обеспечить включение Украины в общие европейские транспортные, торговые и
производственные проекты.
С экономической точки зрения главной проблемой для Украины
остается коррекция соглашений по поставкам и транзиту газа, что нереалистично
без пересмотра контрактов 2009 года. Будучи крупнейшим потребителем российского
природного газа, Украина имеет худшие условия поставок и транзита, чем основные
европейские потребители. Но без согласия российского руководства решить эту
проблему, добиться существенных уступок Киев не может. Разумеется, можно было
бы обратиться в арбитраж, но приемлемого компромисса с «Газпромом» такой путь
не обеспечит. К тому же, для Киева исключительно важно обеспечить благоприятный
режим торгово-экономических связей со странами Таможенного союза, который
позволил бы сохранить объемы торговли и развивать производственные проекты в
промышленности.
Еще весной казалось, что стороны могут найти привлекательные
для украинского правительства решения, включая изменение формулы цены на газ.
Однако, появившиеся в мае 2011 г. сообщения о возможности достижения
компромисса не подтвердились.
К концу лета российская позиция стала более определенной. На
фоне долгового кризиса в ЕС, обострения экономических проблем США и успешного
формирования Таможенного союза в российской политике усилились геополитические
акценты. В этом плане самый характерный симптом – очередные предложения о
реинтеграции между Россией и Белоруссией.
Ожидание второй волны экономического кризиса, которая может
сопровождаться снижением цены на нефть и газ, подталкивает «Газпром» к более
жесткой позиции на европейском направлении. На фоне претензий ряда крупных
европейских компаний, включая итальянскую Eni и немецкую E.ON о пересмотре
газовых контрактов, идти на уступки Киеву «Газпром» не намерен. Более того,
если претензии европейцев не будут сняты, а цены на газ начнут снижаться, зимой
2011 - 2012 гг. вполне можно ожидать очередного газового кризиса и перебоев
газовых поставок для стран ЕС. Учитывая свертывание атомной энергетики в
Германии и ряде других стран спрос на газ в перспективе существенно возрастет.
К тому же, ослабление американской гегемонии раньше или позже «разморозит»
иранские газовые активы. Поэтому в интересах «Газпрома» попытаться ускорить
решение вопросов, связанных с монополизацией собственности на трубопроводы,
включая газовые магистрали Белоруссии и Украины.
Скорее всего, бюджетные проблемы заставят белорусское
руководство принять условия «Газпрома», которые, кстати, до сих пор четко не
сформулированы. С Украиной будет сложнее. В этом случае следует учитывать и
интересы власти в сохранении контроля над внутренним рынком, и соображения
социального характера, позволяющие дотировать цены на газ для населения, и
позицию основных групп украинского крупного капитала.
Не следует также забывать и о том, что Украина занимает
особое место в европейской системе безопасности. Позиция президента и
правительства определяет роль Украины в европейской системе как связующего
звена между рынками ЕС, России и стран Азии, способствующего налаживанию
мостов, сближению подходов, смягчению противоречий. С точки зрения Киева крайне
важным является содействие более гармоничным и конструктивным отношениям между
Россией и ЕС, ослабление и предотвращение военной напряженности, урегулирование
локальных конфликтов, стимулирование многосторонних транспортных проектов.
Напряженность, которая наметилась в украинско-российских
отношениях, может привести к самым различным последствиям. Пересмотр условий
газовых поставок стал для Киева центральным пунктом двусторонних отношений.
Хотя противоречия по газу обсуждались в течение последних месяцев, в полемике
сторон появились новые нотки. Перевод имеющихся расхождений в сферу публичной
дискуссии – явное свидетельство потенциально возможного обострения отношений.
Вместе с тем, пока ситуацию можно считать трудно прогнозируемой.
В сложившихся условиях потенциально возможны три варианта
дальнейшего развития событий:
- Status quo: формальные переговоры продолжаются без особой
уверенности в достижении позитивного результата. Опасность ситуации заключается
в возможном ухудшении экономического положения Украины, особенно на фоне второй
волны экономической рецессии. К тому же, «Нафтогаз» вновь начал брать кредиты
для оплаты текущих газовых поставок. Впрочем, вероятность такого варианта –
ниже среднего.
- Политическое решение: стороны находят компромисс,
возможно, в форме размена частичных уступок или достижения «пакетного решения».
Вероятность такого варианта остается низкой.
- Обострение и газовая война. С учетом приближения срока
президентских выборов в России, а также нарастания проблем, с которыми
«Газпром» сталкивается в странах ЕС, вероятность новой газовой войны следующей
зимой можно считать относительно высокой. Разумеется, в этом случае в
политическом выигрыше окажется В.Путин, который накануне президентских выборов
2012 г. сможет подтвердить свой имидж жесткого и сильного руководителя.
Что касается Украины, трудности с газоснабжением в зимние
месяцы и опасность серьезного экономического спада делают сценарий газовой
войны для Киева крайне опасной и неудобной перспективой, особенно с учетом
проведения Евро-2012 и проведения парламентских выборов в 2012 г.
Впрочем, давление со стороны российского руководства в
отношении Украины не ограничивается газовой проблематикой. После встречи с
главой КНДР Ким Чен Иром в Бурятии (24.08) российский президент Д.Медведев
назвал неприемлемыми предложения В.Януковича установить отношения с Таможенным
союзом по особой формуле «3+1». По словам Д.Медведева, Украина должна вступить
в Таможенный союз «целиком», то есть полностью подписать все пакеты документов
по этапам, стать полноправным членом ТС, получить от этого выгоды и нести
соответствующие обязательства, а не подписывать соглашения выборочно. Но если
Украина не станет полноправным членом Таможенного союза, в торговле с ней в
ряде случаев придется использовать «определенные таможенные режимы», что
означает сужение рынка для украинского экспорта.
Примечательно, что на фоне четких и недвусмысленных
проевропейских заявлений, приуроченных к 20-й годовщине независимости Украины,
президент В.Янукович занял в диалоге с Россией нарочито осторожную и терпеливую
позицию. Очевидно, власть еще надеется на достижение приемлемого компромисса с
Москвой и не намерена делать резких заявлений, угрожающих обострением
двусторонних отношений. Отвечая на комментарии Д.Медведева, В.Янукович
подчеркнул необходимость поиска компромиссов в отношениях с Таможенным союзом
на основе учета национальных интересов и в рамках проводимого Украиной курса
«национального прагматизма».
Получается, точки похоже расставлены. Украинская сторона
проявляет готовность лишь к мягким формам экономической интеграции с Россией и
странами ТС, акцентируя важность подписания соглашения о зоне свободной
торговли в рамках СНГ, развития совместных транспортных проектов и
производственной кооперации в различных секторах машиностроения.
Российская сторона настаивает на полном вхождении Украины в
Таможенный союз, предупреждая о применении в отношении Украины особых тарифных
норм и режимов. Разумеется, пока не ясно, как введение единых тарифных ставок в
рамках ТС отразится на торговле России, Беларуси и Казахстана с остальными
странами СНГ, и приведет ли это к торговой войне с Украиной.
Расхождение интересов сторон в целом вряд ли позволяет
сторонам найти однозначные решения. Для Украины основным негативным фактором
остается повышение цен на нефть и газ. Из-за подорожания нефти в связи с
кризисом на Ближнем Востоке российский газ для Украины в третьем квартале стоит
не $313 за 1000 кубометров, как ожидалось ранее, а ок. $350. В четвертом
квартале цена газа может возрасти до $400, вместо предполагавшихся $347.
Сложной темой остается вопрос ценообразования и в рамках
Таможенного союза. Основные аргументы российской стороны сводятся к тому, что
вступление Украины в ТС или передача украинской ГТС в собственность «Газпрома»
позволят Украине получать газ по внутренним ценам России. Тем не менее, в
отношении Беларуси аналогичные решения пока не приняты, что ставит под сомнение
реалистичность российских предложений.
В то же время, стремление украинского руководства сохранить
приемлемый баланс в экономических и политических отношениях с ЕС и Россией,
наряду с однозначно проевропейскими заявлениями и намерениями, прозвучавшими в
связи с 20-летием независимости Украины, создают в отношениях Москвы и Киева
ситуацию, требующую политического решения.
Отказ от ультимативных подходов и поиск способов
сосуществования на взаимоприемлемых условиях предполагает определенные уступки
российской стороны, касающихся газовых контрактов и пересмотра цен на газ. Если
такой подход не будет реализован, а вероятность достижения гармоничного и
устраивающего обе стороны решения пока незначительна, с российской стороны
могут быть применены различные факторы экономического и политического давления,
цель которых – вернуть Украину на путь дефолта, по которому уверенно шло
правительство Ю.Тимошенко в течение 2009 - начала 2010 гг. Все вышесказанное
выглядит весьма настораживающим на фоне все более частых и тревожных прогнозов
о возможности второй масштабной волны рецессии, угрожающей мировой экономике
осенью - зимой 2011 г. Впрочем, можно с уверенностью предположить, что торговая
война в СНГ приведет к ослаблению и неоправданным потерям для всех ее
участников», - пишет эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.