Четверг, 25.04.2024, 18:21
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Март » 25 » Сергей Толстов: Nabucco может получить вполне серьезные шансы на реализацию
Сергей Толстов: Nabucco может получить вполне серьезные шансы на реализацию
00:19

Analitika.at.ua. «В целом вопрос выглядит сложнее, чем конкуренция исключительно между российским проектом «Южный поток» и украинской ГТС», об этом Analitika.at.ua заявил директор Института политического анализа и международных исследований, Сергей Толстов. Комментируя тот факт, что Москве не удалось получить согласие Анкары на прокладку газопровода "Южный поток" по дну Черного моря в исключительной экономической зоне Турции, и перспективах украинской ГТС в данном контексте.

 

«Главная разница между ними в том, что российский проект «Южный поток»  находится лишь в стадии проектирования и согласования, а украинская ГТС – вполне действующая и работоспособная. Разумеется, ГТС Украины нуждается в реконструкции (ремонте) и модернизации (в целях сокращения производственных издержек и переводе компрессоров с «технического газа» на электроэнергию), но предполагаемые расходы в целом несопоставимы. Для украинской ГТС на потребности в модернизации нужно от 1,5 до 3,5 млрд. долл., в зависимости от масштабов проекта, и при этом газопроводная система работает и поддерживается в дееспособном состоянии. Что касается «Южного потока», его стоимость раньше оценивалась не меньше, чем в 10 млрд. долл. (в разное время называли сумму от 8 до 25 млрд. евро), хотя в последнее время эксперты говорят о возможном снижении стоимости проекта.

 

К тому же, параллельно речь идет о прямой конкуренции между российским и европейским проектами, которые, по крайней мере частично ориентированы на идентичные источники и объемы центральноазиатского газа. По итогам последних визитов лидеров Европейской Комиссии в Азербайджан и Туркменистан, европейский проект Nabucco действительно может получить вполне серьезные шансы на реализацию.

 

Что касается правительств стран Юго-Восточной Европы, их позиция в целом понятна. Они не против тех новых газопроводов, которые хотят проложить российское правительство, «Газпром» и итальянский концерн ENI. По крайней мере, если российская сторона за них заплатит и обеспечит долю принимающей страны в собственности на новые объекты. Но, при этом страны Юго-Восточной Европы вряд ли откажутся выполнять положения Третьего энергетического пакета и вступать в конфликт с Европейской Комиссией. Так что в Болгарии, Румынии, Греции, Венгрии и Австрии «Газпром» окажется точно в такой же ловушке, в какой он оказался в Польше с им же построенным газопроводом Ямал - Европа.

 

Точно также, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, готовы продавать газ тем, кто берет и платит за него наивысшую возможную цену, но при этом не пренебрегают соображениями диверсификации поставок. Это нужно для того, чтобы не произошло так, как случилось с туркменским газом в 2009 г.

 

Поэтому, конкуренция между украинской ГТС и «Южным потоком», это интрига, с участием, по меньшей мере трех основных, и не менее десятка вспомогательных игроков.

 

По сути, для всех стран ЕС, возможно кроме Италии, украинская ГТС едва ли не во всех отношениях более предпочтительна, чем российский «Южный поток». Аргументы «за» - в том, что издержки меньше. Позиция Киева, если там не резвится Ю.Тимошенко, достаточно лояльна, а в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС будет еще более лояльной. К тому же, после вступления в Энергетическое Сообщество, Киев более склонен играть на стороне Брюсселя, и точно так же, как и европейцы, заинтересован в снижении цены на российский газ. Но при этом, Киеву нужно заручиться долгосрочной поддержкой со стороны ЕС или влиятельных европейских бизнес-кругов. В противном случае, если Европейская Комиссия демонстрирует выжидательную позицию, Киев остается один на один с Москвой. Это представляется не выгодным, ни с экономической, ни с политической точки зрения.

 

До сих пор попытки Киева возобновить переговоры с ЕС о модернизации, долгосрочном использовании украинской ГТС, или провести трехсторонние переговоры с участием России, способные обеспечить заключение обязующего соглашения, успеха не имели.

 

Вероятно, для того, чтобы найти в Европе реальные источники поддержки, министерство топлива, энергетики и угольной промышленности Украины, инициировало продажу части акций НАК «Нафтогаза Украины» на европейских биржах. Впрочем, не ясно, кому на самом деле принадлежит эта инициатива, поскольку об этом говорили и профильный министр Ю.Бойко, и вице-премьер С.Тигипко.

 

С точки зрения логики современного капитализма, идея правильная. Иным  образом заинтересовать европейский бизнес в обеспечении стабильной перспективы украинской ГТС вряд ли удастся.

 

Впрочем, оппозиция уже усмотрела в этих планах намерение скрытно передать частичный контроль над украинской ГТС «Газпрому», но в таком случае политика кабинета Н.Азарова теряет всякую логику.

 

Общий вывод в том, что без определения более четкой позиции ЕС по всем трем направлениям, вопрос вряд ли будет решен. Скорее всего, интрига будет сохранять остроту довольно долго и вряд ли разрешится в однозначной форме в ближайшее время.

 

На дискуссию вокруг украинской ГТС будут неизбежно влиять и накладываться различные формы и способы давления на Украину со стороны ЕС и России. Имеется в виду возможное давление в связи с переговорами о зоне свободной торговли с ЕС и формированием Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также попытки европейцев снизить цены на российский газ. Причем каждая из сторон будет стремиться поставить Киев в зависимое положение, не обещая ничего конкретного взамен.

 

Как видно по последним событиям, В.Путин демонстрирует свою решимость добиваться постройки «Южного потока». С подписанием 21 марта соответствующего меморандума число участников проекта было расширено за счет компании Wintershall. Мотивы российской стороны в целом понятны, поскольку любой намек относительно отказа от «Южного потока» усиливает шансы Nabucco и увеличивает для России угрозы прокладки обходных трубопроводов.

 

Но, как представляется, ввиду разрастания кризиса на Ближнем Востоке европейцам будет крайне трудно добиваться снижения цен на российский газ. В частности речь идет о свертывании атомной энергетики и росте политической нестабильности и военных угроз в нефтедобывающих странах. К тому же, проявив уступчивость в отношении Ливии, российское руководство может проявить гораздо большую твердость в Каспийском регионе и сорвать планы транскаспийских газопроводов, что укрепит российский фактор в общем балансе европейских энергетических поставок.

 

В этих условиях вопрос о перспективах украинской ГТС еще долго будет оставаться темой закулисного торга и скрытой конкуренции, в которой украинскому правительству будет исключительно трудно формулировать и принимать решения, обеспечивающие однозначный выигрыш. Впрочем, стоит принять во внимание, что фактор времени и продолжающаяся конкуренция между «Южным потоком» и Nabucco играют на руку украинской стороне, поскольку оба эти проекта являются потенциальными конкурентами, которые направлены не только против транзитного статуса Украины, но и друг против друга», заявил эксперт.

Категория: Интервью | Просмотров: 836
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru