Главная » 2011»Март»25 » Сергей Толстов: Nabucco может получить вполне серьезные шансы на реализацию
Сергей Толстов: Nabucco может получить вполне серьезные шансы на реализацию
00:19
Analitika.at.ua. «В целом вопрос выглядит сложнее, чем конкуренция
исключительно между российским проектом «Южный поток» и украинской ГТС», об
этом Analitika.at.ua заявил директор Института политического анализа и международных
исследований, Сергей Толстов. Комментируя тот факт, что Москве не удалось
получить согласие Анкары на прокладку газопровода "Южный поток" по
дну Черного моря в исключительной экономической зоне Турции, и перспективах
украинской ГТС в данном контексте.
«Главная разница между ними в том, что российский проект
«Южный поток»находится лишь в стадии
проектирования и согласования, а украинская ГТС – вполне действующая и
работоспособная. Разумеется, ГТС Украины нуждается в реконструкции (ремонте) и
модернизации (в целях сокращения производственных издержек и переводе
компрессоров с «технического газа» на электроэнергию), но предполагаемые
расходы в целом несопоставимы. Для украинской ГТС на потребности в модернизации
нужно от 1,5 до 3,5 млрд. долл., в зависимости от масштабов проекта, и при этом
газопроводная система работает и поддерживается в дееспособном состоянии. Что
касается «Южного потока», его стоимость раньше оценивалась не меньше, чем в 10 млрд.
долл. (в разное время называли сумму от 8 до 25 млрд. евро), хотя в последнее
время эксперты говорят о возможном снижении стоимости проекта.
К тому же, параллельно речь идет о прямой конкуренции между
российским и европейским проектами, которые, по крайней мере частично
ориентированы на идентичные источники и объемы центральноазиатского газа. По
итогам последних визитов лидеров Европейской Комиссии в Азербайджан и
Туркменистан, европейский проект Nabucco действительно может получить вполне
серьезные шансы на реализацию.
Что касается правительств стран Юго-Восточной Европы, их
позиция в целом понятна. Они не против тех новых газопроводов, которые хотят
проложить российское правительство, «Газпром» и итальянский концерн ENI. По
крайней мере, если российская сторона за них заплатит и обеспечит долю
принимающей страны в собственности на новые объекты. Но, при этом страны
Юго-Восточной Европы вряд ли откажутся выполнять положения Третьего
энергетического пакета и вступать в конфликт с Европейской Комиссией. Так что в
Болгарии, Румынии, Греции, Венгрии и Австрии «Газпром» окажется точно в такой
же ловушке, в какой он оказался в Польше с им же построенным газопроводом Ямал
- Европа.
Точно также, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, готовы
продавать газ тем, кто берет и платит за него наивысшую возможную цену, но при
этом не пренебрегают соображениями диверсификации поставок. Это нужно для того,
чтобы не произошло так, как случилось с туркменским газом в 2009 г.
Поэтому, конкуренция между украинской ГТС и «Южным потоком»,
это интрига, с участием, по меньшей мере трех основных, и не менее десятка
вспомогательных игроков.
По сути, для всех стран ЕС, возможно кроме Италии,
украинская ГТС едва ли не во всех отношениях более предпочтительна, чем
российский «Южный поток». Аргументы «за» - в том, что издержки меньше. Позиция
Киева, если там не резвится Ю.Тимошенко, достаточно лояльна, а в случае
подписания соглашения об ассоциации с ЕС будет еще более лояльной. К тому же,
после вступления в Энергетическое Сообщество, Киев более склонен играть на
стороне Брюсселя, и точно так же, как и европейцы, заинтересован в снижении
цены на российский газ. Но при этом, Киеву нужно заручиться долгосрочной
поддержкой со стороны ЕС или влиятельных европейских бизнес-кругов. В противном
случае, если Европейская Комиссия демонстрирует выжидательную позицию, Киев
остается один на один с Москвой. Это представляется не выгодным, ни с экономической,
ни с политической точки зрения.
До сих пор попытки Киева возобновить переговоры с ЕС о
модернизации, долгосрочном использовании украинской ГТС, или провести
трехсторонние переговоры с участием России, способные обеспечить заключение
обязующего соглашения, успеха не имели.
Вероятно, для того, чтобы найти в Европе реальные источники
поддержки, министерство топлива, энергетики и угольной промышленности Украины,
инициировало продажу части акций НАК «Нафтогаза Украины» на европейских биржах.
Впрочем, не ясно, кому на самом деле принадлежит эта инициатива, поскольку об
этом говорили и профильный министр Ю.Бойко, и вице-премьер С.Тигипко.
С точки зрения логики современного капитализма, идея
правильная. Инымобразом заинтересовать
европейский бизнес в обеспечении стабильной перспективы украинской ГТС вряд ли
удастся.
Впрочем, оппозиция уже усмотрела в этих планах намерение
скрытно передать частичный контроль над украинской ГТС «Газпрому», но в таком
случае политика кабинета Н.Азарова теряет всякую логику.
Общий вывод в том, что без определения более четкой позиции
ЕС по всем трем направлениям, вопрос вряд ли будет решен. Скорее всего, интрига
будет сохранять остроту довольно долго и вряд ли разрешится в однозначной форме
в ближайшее время.
На дискуссию вокруг украинской ГТС будут неизбежно влиять и
накладываться различные формы и способы давления на Украину со стороны ЕС и
России. Имеется в виду возможное давление в связи с переговорами о зоне
свободной торговли с ЕС и формированием Единого экономического пространства в
рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также попытки
европейцев снизить цены на российский газ. Причем каждая из сторон будет
стремиться поставить Киев в зависимое положение, не обещая ничего конкретного взамен.
Как видно по последним событиям, В.Путин демонстрирует свою
решимость добиваться постройки «Южного потока». С подписанием 21 марта
соответствующего меморандума число участников проекта было расширено за счет
компании Wintershall. Мотивы российской стороны в целом понятны, поскольку
любой намек относительно отказа от «Южного потока» усиливает шансы Nabucco и
увеличивает для России угрозы прокладки обходных трубопроводов.
Но, как представляется, ввиду разрастания кризиса на Ближнем
Востоке европейцам будет крайне трудно добиваться снижения цен на российский
газ. В частности речь идет о свертывании атомной энергетики и росте
политической нестабильности и военных угроз в нефтедобывающих странах. К тому
же, проявив уступчивость в отношении Ливии, российское руководство может
проявить гораздо большую твердость в Каспийском регионе и сорвать планы
транскаспийских газопроводов, что укрепит российский фактор в общем балансе
европейских энергетических поставок.
В этих условиях вопрос о перспективах украинской ГТС еще
долго будет оставаться темой закулисного торга и скрытой конкуренции, в которой
украинскому правительству будет исключительно трудно формулировать и принимать
решения, обеспечивающие однозначный выигрыш. Впрочем, стоит принять во
внимание, что фактор времени и продолжающаяся конкуренция между «Южным потоком»
и Nabucco играют на руку украинской стороне, поскольку оба эти проекта являются
потенциальными конкурентами, которые направлены не только против транзитного
статуса Украины, но и друг против друга», заявил эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.