Суббота, 25.06.2022, 18:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Сентябрь » 26 » Серж Саргсян: Антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции
Серж Саргсян: Антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции
08:57

Analitika.at.ua. О том, как Армения относится к сотрудничеству с Россией, и об особенностях развития армянской экономики «Эксперту» рассказал президент Республики Армения Серж Саргсян.

 

– Армения, по сути, почти двадцать лет живет в состоянии экономической блокады. Каким образом государству удается выживать?

 

– Вы правы, в эпоху глобализации и интенсификации региональных интеграционных процессов в стране без прямого выхода к морю нелегко развиваться при закрытых границах с двумя непосредственными соседями. Это негативно влияет как на экономику нашей страны, так и на полноценное развитие региона в целом. Противоправная скоординированная антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции, приводит к раздроблению региона и препятствует установлению прочного мира и стабильности на Южном Кавказе. Это серьезнейшим образом препятствует конкурентоспособности наших производителей. Наши экспортеры вынуждены прилагать дополнительные усилия и затраты для компенсации убытков и решения проблем, связанных с блокадой.

 

Экономика Армении соответствующим образом адаптировалась, сконцентрировавшись на производстве товаров, вывоз которых не требует высоких затрат, – это, к примеру, обработанные драгоценные камни, ювелирные изделия, разработки в сфере информационных технологий. То же самое можно сказать о товарах, ценовая маржа которых при экспорте достаточно высока, например медь и молибден. Росту экономики особенно способствовали неэкспортируемые отрасли, в том числе строительство и сектор услуг. Немаловажную роль играет туризм, год от года растет число иностранных туристов, желающих посетить страну, первой принявшую христианство как государственную религию, и взглянуть на библейский Арарат. В Армении интенсивно развивается современная туристическая инфраструктура.

 

Немалую роль в привлечении инвестиций играет армянская диаспора. Сегодня мы можем с гордостью констатировать, что цели, преследуемые азербайджано-турецкой блокадой Армении, не только не были, но никогда и не будут достигнуты.

 

– Как страна пережила кризис? Возобновился ли рост экономики?

 

– 2008–2009 годы стали испытанием для экономик всех стран вне зависимости от степени их развития. Армения сумела успешно выстоять во время первой волны кризиса благодаря эффективному финансовому контролю и отсутствию так называемых горячих денег в финансовом секторе экономики. Тем не менее Армении, как и многим другим странам, не удалось избежать воздействия экономического кризиса. В 2009 году был зафиксирован экономический спад на фоне стабильного роста ВВП в предшествующие годы. Это явление в основном было обусловлено сокращением внешних финансовых притоков и инвестиций.

 

Правительство Армении оперативно осуществило ряд действий. В пакете антикризисной политики для регулирования ситуации были представлены преимущественно четыре направления. Прежде всего это восстановление макроэкономической стабильности путем эффективной денежно-кредитной и фискальной политики, непосредственное содействие реальному сектору посредством поддержки компаний с экспортным и инновационным потенциалом, реализация программ, имеющих социальную направленность, и осуществление широкомасштабных инфраструктурных программ в сфере коммуникаций, гидроэнергетики и информационных технологий.

 

Сегодня мы можем сказать, что этот этап кризиса преодолен. Наблюдается позитивная динамика во многих отраслях экономики. Мы продолжаем осуществлять реформы и программы, направленные на формирование более эффективной экономической системы, которая способна адекватно реагировать на посткризисные вызовы.

 

– Какие отрасли экономики сегодня основные для Армении? Каков потенциал экономического развития страны?

 

– Наша политика развития современной и конкурентоспособной экономики основывается на модернизации производственного потенциала, на последовательном улучшении бизнес-климата, создании более благоприятных условий для расширения внешней торговли, на воспроизводстве научного потенциала.

 

Большое внимание уделяется перерабатывающей промышленности. Правительство принимает меры для привлечения инвестиций и поощрения экспорта. Особое внимание, в том числе в виде налоговых преференций, уделяется компаниям с инновационным потенциалом, использующим современные технологии. В рамках новой стратегии государство оказывает содействие повышению конкурентоспособности компаний, действующих в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, информационные технологии, фармацевтика, переработка драгоценных камней. Мы последовательно работаем над развитием сферы услуг. Важнейшей целью для нас, безусловно, было и остается развитие человеческого капитала, который и является основой долгосрочного развития страны.

 

– Каков сегодня масштаб российско-армянского экономического сотрудничества?

 

– С Россией Армению связывает тесное стратегическое партнерство, в том числе в экономической сфере. На сегодня подписано более 80 межгосударственных договоров и соглашений. Мы эффективно сотрудничаем в многостороннем формате, в частности в рамках Содружества независимых государств. Мы осуществляем ряд крупных совместных проектов в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций, горнодобывающей промышленности. Россия выступает важным торговым и инвестиционным партнером Армении. Факты говорят сами за себя: в Армении действует около полутора тысяч компаний с участием российского капитала, третья часть общего объема годовых инвестиций приходится на долю Российской Федерации. Торговые отношения двух стран тоже нужно оценивать как стабильно развивающиеся. В прошлом году товарооборот между нашими странами составил почти миллиард долларов.

 

Этим, конечно, не исчерпываются возможности взаимовыгодного партнерства. Потенциал сотрудничества намного шире, и я не вижу никаких препятствий для его полноценного использования.

 

– Какие основные задачи стоят сегодня перед экономикой Армении?

 

– Дальнейшая диверсификация экономики – задача номер один, так как это поможет минимизировать нашу уязвимость в связи с внешними колебаниями. Особое внимание уделяем вопросам укрепления и развития действенных механизмов партнерства государственного и частного секторов. Это будет способствовать экономической активности в стране, реализации крупномасштабных проектов и обеспечению эффективного предоставления услуг частному сектору со стороны государства.

 

– Многие говорят, что армянская экономика сильно монополизирована. Осознается ли эта проблема государством и предпринимается ли что-нибудь для борьбы с монополизмом?

 

– Формирование благоприятных условий для вхождения в рынок новых субъектов и обеспечение равных условий и правил игры для всех – приоритетные направления нашей экономической политики. Попытки развивать новые идеи и внедрять передовые технологии всегда находят практическое содействие со стороны государства.

 

Имея ограниченный внутренний рынок, государство ориентируется на стимулирование экспорта, всячески поддерживая инновационные начинания. Становление свободной конкурентной среды – один из важнейших механизмов достижения этой цели. Кроме достижений есть и проблемы, для решения которых проводится целый ряд системных реформ. В частности, должен отметить, что достаточно эффективно функционирует Государственная комиссия по защите экономической конкуренции, и этот институт мы будем всячески поддерживать и укреплять.

 

– Некоторые эксперты считают, что Армения получит серьезные экономические выгоды от открытия границы с Турцией. Насколько, на ваш взгляд, велики эти выгоды?

 

– Вопрос нормализации отношений между Арменией и Турцией не стоит оценивать сугубо в контексте двусторонних экономических или политических связей. Он намного шире и глубже. Неразумно и нерационально в двадцать первом веке иметь закрытые границы с соседним государством по давно отжившему принципу железного занавеса. Этой позиции придерживается все мировое сообщество, которое с энтузиазмом восприняло нашу инициативу по нормализации. Но, к сожалению, руководство Турции оказалось не способным проявить необходимую политическую волю и довести процесс до логического завершения.

 

Очевидно, что в случае положительного результата обе стороны могли бы выиграть. Но прежде всего это способствовало бы созданию более развитого, динамичного регионального пространства.

 

– Ряд оппозиционных депутатов открыто говорит, что Россия должна вообще уйти из Армении в частности и с Южного Кавказа в целом. В чьих интересах был бы подобный шаг?

 

– Начну с того, что русофобский дискурс никогда не пользовался популярностью или влиянием в армянском обществе. Очень возможно, что эти люди пытаются таким образом просто привлечь к себе внимание. Заявления пары маргинальных эпатажных деятелей не делают погоды. Более того, на мой взгляд, в широких кругах армянской общественности, вне зависимости от политических взглядов, существует консенсус в пользу развития союзнических, взаимовыгодных отношений с Россией.

 

– Как вы оцениваете отношения с Россией и ее политику в регионе?

 

– Российская Федерация играет важнейшую роль в регионе Южного Кавказа. Она предпринимает серьезные усилия для установления здесь мира и благополучия. Я благодарен президенту России за то, что он лично вовлечен в поиск путей мирного решения нагорно-карабахского конфликта. В свое время, в 1994 году, соглашение о прекращении боевых действий тоже стало возможным именно благодаря российскому посредничеству.

 

В целом же мы считаем, что Россия искренне заинтересована в мире и стабильности на Южном Кавказе. Как союзники по ОДКБ мы регулярно совещаемся по вопросам мира и безопасности в зоне ответственности ОДКБ. На двустороннем уровне мы тесно сотрудничаем с целью повышения эффективности взаимодействия вооруженных сил наших стран. В прошлом году был подписан протокол, продлевающий срок пребывания российской военной базы на территории Республики Армения и расширяющий круг ее стратегической ответственности.

 

– Людей, владеющих русским языком, в Армении все меньше и меньше. Уделяется ли внимание этому вопросу?

 

– Мы очень дорожим нашими гуманитарными связями: совместные культурные, образовательные, научные проекты находятся в центре внимания наших правительств, мы прикладываем значительные усилия для расширения связей между молодежью наших стран.

 

В этом плане значимую роль играет Совет по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества.

 

А что касается знания языков, то в Армении к этому относятся с особым уважением. Мы, возможно, единственная в мире страна, где начиная со Средних веков каждый год празднуется День переводчиков. Ведь знание языков позволяет увидеть и узнать мир иначе, понять другую точку зрения. Русский язык для нас традиционно был окном в мир, с его помощью мы общались не только с Россией, но и с другими странами и культурами. Надеюсь и верю, что это богатство мы никогда не утеряем. Вообще, я считаю, что каждый человек должен в совершенстве владеть своим родным и еще двумя иностранными языками. Эта логика лежит в основе преподавания языков в армянских школах, а русскому языку и литературе уделяется особое внимание. Алексей Буланов, expert.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 430
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru