Главная » 2011 » Сентябрь » 26 » Серж Саргсян: Антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции
Серж Саргсян: Антиармянская политика Баку и Анкары не способствует региональной интеграции
08:57
Analitika.at.ua. О том, как Армения относится к
сотрудничеству с Россией, и об особенностях развития армянской экономики
«Эксперту» рассказал президент Республики Армения Серж Саргсян.
– Армения, по сути, почти двадцать лет живет в состоянии экономической
блокады. Каким образом государству удается выживать?
– Вы правы, в эпоху глобализации и интенсификации
региональных интеграционных процессов в стране без прямого выхода к морю
нелегко развиваться при закрытых границах с двумя непосредственными соседями.
Это негативно влияет как на экономику нашей страны, так и на полноценное развитие
региона в целом. Противоправная скоординированная антиармянская политика Баку и
Анкары не способствует региональной интеграции, приводит к раздроблению региона
и препятствует установлению прочного мира и стабильности на Южном Кавказе. Это
серьезнейшим образом препятствует конкурентоспособности наших производителей.
Наши экспортеры вынуждены прилагать дополнительные усилия и затраты для
компенсации убытков и решения проблем, связанных с блокадой.
Экономика Армении соответствующим образом адаптировалась,
сконцентрировавшись на производстве товаров, вывоз которых не требует высоких
затрат, – это, к примеру, обработанные драгоценные камни, ювелирные изделия,
разработки в сфере информационных технологий. То же самое можно сказать о
товарах, ценовая маржа которых при экспорте достаточно высока, например медь и
молибден. Росту экономики особенно способствовали неэкспортируемые отрасли, в
том числе строительство и сектор услуг. Немаловажную роль играет туризм, год от
года растет число иностранных туристов, желающих посетить страну, первой
принявшую христианство как государственную религию, и взглянуть на библейский
Арарат. В Армении интенсивно развивается современная туристическая
инфраструктура.
Немалую роль в привлечении инвестиций играет армянская
диаспора. Сегодня мы можем с гордостью констатировать, что цели, преследуемые
азербайджано-турецкой блокадой Армении, не только не были, но никогда и не
будут достигнуты.
– Как страна пережила кризис? Возобновился ли рост экономики?
– 2008–2009 годы стали испытанием для экономик всех стран
вне зависимости от степени их развития. Армения сумела успешно выстоять во
время первой волны кризиса благодаря эффективному финансовому контролю и
отсутствию так называемых горячих денег в финансовом секторе экономики. Тем не
менее Армении, как и многим другим странам, не удалось избежать воздействия
экономического кризиса. В 2009 году был зафиксирован экономический спад на фоне
стабильного роста ВВП в предшествующие годы. Это явление в основном было
обусловлено сокращением внешних финансовых притоков и инвестиций.
Правительство Армении оперативно осуществило ряд действий. В
пакете антикризисной политики для регулирования ситуации были представлены
преимущественно четыре направления. Прежде всего это восстановление макроэкономической
стабильности путем эффективной денежно-кредитной и фискальной политики,
непосредственное содействие реальному сектору посредством поддержки компаний с
экспортным и инновационным потенциалом, реализация программ, имеющих социальную
направленность, и осуществление широкомасштабных инфраструктурных программ в
сфере коммуникаций, гидроэнергетики и информационных технологий.
Сегодня мы можем сказать, что этот этап кризиса преодолен.
Наблюдается позитивная динамика во многих отраслях экономики. Мы продолжаем
осуществлять реформы и программы, направленные на формирование более
эффективной экономической системы, которая способна адекватно реагировать на
посткризисные вызовы.
– Какие отрасли экономики сегодня основные для Армении? Каков потенциал
экономического развития страны?
– Наша политика развития современной и конкурентоспособной
экономики основывается на модернизации производственного потенциала, на
последовательном улучшении бизнес-климата, создании более благоприятных условий
для расширения внешней торговли, на воспроизводстве научного потенциала.
Большое внимание уделяется перерабатывающей промышленности.
Правительство принимает меры для привлечения инвестиций и поощрения экспорта.
Особое внимание, в том числе в виде налоговых преференций, уделяется компаниям
с инновационным потенциалом, использующим современные технологии. В рамках
новой стратегии государство оказывает содействие повышению
конкурентоспособности компаний, действующих в таких отраслях, как сельское
хозяйство, пищевая промышленность, информационные технологии, фармацевтика,
переработка драгоценных камней. Мы последовательно работаем над развитием сферы
услуг. Важнейшей целью для нас, безусловно, было и остается развитие
человеческого капитала, который и является основой долгосрочного развития
страны.
– Каков сегодня масштаб российско-армянского экономического
сотрудничества?
– С Россией Армению связывает тесное стратегическое
партнерство, в том числе в экономической сфере. На сегодня подписано более 80
межгосударственных договоров и соглашений. Мы эффективно сотрудничаем в
многостороннем формате, в частности в рамках Содружества независимых
государств. Мы осуществляем ряд крупных совместных проектов в сфере энергетики,
транспорта и телекоммуникаций, горнодобывающей промышленности. Россия выступает
важным торговым и инвестиционным партнером Армении. Факты говорят сами за себя:
в Армении действует около полутора тысяч компаний с участием российского
капитала, третья часть общего объема годовых инвестиций приходится на долю
Российской Федерации. Торговые отношения двух стран тоже нужно оценивать как
стабильно развивающиеся. В прошлом году товарооборот между нашими странами
составил почти миллиард долларов.
Этим, конечно, не исчерпываются возможности взаимовыгодного
партнерства. Потенциал сотрудничества намного шире, и я не вижу никаких
препятствий для его полноценного использования.
– Какие основные задачи стоят сегодня перед экономикой Армении?
– Дальнейшая диверсификация экономики – задача номер один,
так как это поможет минимизировать нашу уязвимость в связи с внешними
колебаниями. Особое внимание уделяем вопросам укрепления и развития действенных
механизмов партнерства государственного и частного секторов. Это будет
способствовать экономической активности в стране, реализации крупномасштабных
проектов и обеспечению эффективного предоставления услуг частному сектору со
стороны государства.
– Многие говорят, что армянская экономика сильно монополизирована.
Осознается ли эта проблема государством и предпринимается ли что-нибудь для
борьбы с монополизмом?
– Формирование благоприятных условий для вхождения в рынок
новых субъектов и обеспечение равных условий и правил игры для всех –
приоритетные направления нашей экономической политики. Попытки развивать новые
идеи и внедрять передовые технологии всегда находят практическое содействие со
стороны государства.
Имея ограниченный внутренний рынок, государство
ориентируется на стимулирование экспорта, всячески поддерживая инновационные
начинания. Становление свободной конкурентной среды – один из важнейших
механизмов достижения этой цели. Кроме достижений есть и проблемы, для решения
которых проводится целый ряд системных реформ. В частности, должен отметить,
что достаточно эффективно функционирует Государственная комиссия по защите
экономической конкуренции, и этот институт мы будем всячески поддерживать и
укреплять.
– Некоторые эксперты считают, что Армения получит серьезные
экономические выгоды от открытия границы с Турцией. Насколько, на ваш взгляд,
велики эти выгоды?
– Вопрос нормализации отношений между Арменией и Турцией не
стоит оценивать сугубо в контексте двусторонних экономических или политических
связей. Он намного шире и глубже. Неразумно и нерационально в двадцать первом
веке иметь закрытые границы с соседним государством по давно отжившему принципу
железного занавеса. Этой позиции придерживается все мировое сообщество, которое
с энтузиазмом восприняло нашу инициативу по нормализации. Но, к сожалению,
руководство Турции оказалось не способным проявить необходимую политическую волю
и довести процесс до логического завершения.
Очевидно, что в случае положительного результата обе стороны
могли бы выиграть. Но прежде всего это способствовало бы созданию более
развитого, динамичного регионального пространства.
– Ряд оппозиционных депутатов открыто говорит, что Россия должна вообще
уйти из Армении в частности и с Южного Кавказа в целом. В чьих интересах был бы
подобный шаг?
– Начну с того, что русофобский дискурс никогда не
пользовался популярностью или влиянием в армянском обществе. Очень возможно,
что эти люди пытаются таким образом просто привлечь к себе внимание. Заявления
пары маргинальных эпатажных деятелей не делают погоды. Более того, на мой
взгляд, в широких кругах армянской общественности, вне зависимости от
политических взглядов, существует консенсус в пользу развития союзнических,
взаимовыгодных отношений с Россией.
– Как вы оцениваете отношения с Россией и ее политику в регионе?
– Российская Федерация играет важнейшую роль в регионе
Южного Кавказа. Она предпринимает серьезные усилия для установления здесь мира
и благополучия. Я благодарен президенту России за то, что он лично вовлечен в
поиск путей мирного решения нагорно-карабахского конфликта. В свое время, в
1994 году, соглашение о прекращении боевых действий тоже стало возможным именно
благодаря российскому посредничеству.
В целом же мы считаем, что Россия искренне заинтересована в
мире и стабильности на Южном Кавказе. Как союзники по ОДКБ мы регулярно
совещаемся по вопросам мира и безопасности в зоне ответственности ОДКБ. На
двустороннем уровне мы тесно сотрудничаем с целью повышения эффективности
взаимодействия вооруженных сил наших стран. В прошлом году был подписан
протокол, продлевающий срок пребывания российской военной базы на территории
Республики Армения и расширяющий круг ее стратегической ответственности.
– Людей, владеющих русским языком, в Армении все меньше и меньше.
Уделяется ли внимание этому вопросу?
– Мы очень дорожим нашими гуманитарными связями: совместные
культурные, образовательные, научные проекты находятся в центре внимания наших
правительств, мы прикладываем значительные усилия для расширения связей между
молодежью наших стран.
В этом плане значимую роль играет Совет по гуманитарному
сотрудничеству СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества.
А что касается знания языков, то в Армении к этому относятся
с особым уважением. Мы, возможно, единственная в мире страна, где начиная со
Средних веков каждый год празднуется День переводчиков. Ведь знание языков
позволяет увидеть и узнать мир иначе, понять другую точку зрения. Русский язык
для нас традиционно был окном в мир, с его помощью мы общались не только с
Россией, но и с другими странами и культурами. Надеюсь и верю, что это
богатство мы никогда не утеряем. Вообще, я считаю, что каждый человек должен в
совершенстве владеть своим родным и еще двумя иностранными языками. Эта логика
лежит в основе преподавания языков в армянских школах, а русскому языку и
литературе уделяется особое внимание. Алексей Буланов, expert.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.