Главная » 2010»Сентябрь»3 » Шансы Азербайджана на решение карабахской проблемы военным путем равны нулю
Шансы Азербайджана на решение карабахской проблемы военным путем равны нулю
00:14
Analitika.at.ua. Интервью экс-министра обороны Армении в 1999-2000 гг.
Вагаршака Арутюняна информагентству АрмИнфо.
Г-н Арутюнян, чем обусловлены изменения и пролонгация
армяно-российского Договора от 1995 года именно сейчас?
Являясь главой армянской делегации, подготовившей и
парафировавшей договор с Россией в 1995 году, я знаю всю его подноготную не
понаслышке. Пролонгация договора от 1995 года изменила его 3-ую статью по части
изменения географии и изменения функций российской военной базы вплоть до
защиты всего периметра границ Армении, естественно, совместно с Арменией.
Статья же 26 пролонгировала сроки договора с 25 до 49 лет. Это произошло именно
сейчас, а не в 1995 году, так как Грузия и Азербайджан в 1993 году, пытаясь
решить свои территориальные проблемы, вошли в состав ОДКБ. В свое время Гейдар
Алиев, выступая на Совете глав-государств Организации, упрекнул Ельцина,
заявив, что Азербайджан вступил в ОДКБ, надеясь на содействие Москвы в
карабахском урегулировании, чего так и не произошло. После этого Азербайджан и
вышел из Организации, так и не добившись поддержки России в карабахском вопросе
в свою пользу. Поэтому при подписании Договора от 1995 года Россия просто не
могла взять себя функции по полному обеспечению безопасности Армении. Сейчас же
и ситуация и подходы коренным образом изменились, что и позволило внести
изменения и в этот договор.
Есть ли взаимосвязь между визитом Медведева в Ереван и визитом Гюля в
Баку?
Естественно, что оба визита взаимосвязаны. При этом, думаю,
что в подписанных в Баку новых соглашениях о стратегическом партнерстве не
может быть ничего нового, помимо уже существующих военно-политических
соглашений. Можно лишь предположить, что речь может идти о размещении турецких
военных баз в Азербайджане, однако, это также маловероятно, поскольку в
сложившейся ситуации Баку на это не пойдет. Что же касается цели визита Гюля в
Баку, то она очевидна и заключается в их обоюдном намерении продемонстрировать
свою солидарность. Но если сравнить союз между Арменией и Россией и этот союз с
военно-политической точки зрения, то это просто несравнимые союзы.
В чем выгоды от пролонгации и изменения условий нахождения российской
102-й базы в Армении?
Выгоды очевидны и заключаются в очень ясной, очевидной
схеме, так что меня удивляют все эти обсуждения, которые ведутся в Армении по
этому вопросу. Для любого государства вопросом номер один является обеспечение
своей безопасности, поскольку в случае ее отсутствия ставиться под сомнение не
только суверенитет, но и наносится существенный вред экономике, поскольку ни
одна иностранная компания не будет инвестировать в страну, где не обеспечена
безопасность и неясно ее будущее. В нашей же ситуации когда мы находимся в
состоянии войны с Азербайджаном и Турцией, с которыми не имеем дипотношений и
которые блокируют Армению, актуальность обеспечения Россией безопасности
Армении вообще не обсуждается. Азербайджан за счет нефтедолларов сегодня
быстрыми темпами наращивает свой военный потенциал, и Армения в этой ситуации
должна была ввязаться в гонку вооружений и довести свой военный бюджет до
уровня бюджета Азербайджана, что практически невозможно, учитывая запущенность
армянской экономики. Соответственно, было сделано то, что было сделано, а
именно заключен новый договор о безопасности, согласно которому Россия взяла на
себя повышенные обязательства по защите границ Армении не только по периметру
турецкой и иранской границ, но и по периметру границ с Грузией и Азербайджаном.
Также Россия взяла на себя обязательства и по обеспечению ВС Армении
современным вооружением и техникой.
Азербайджанское руководство неоднократно заявляло, что не собирается
воевать с Арменией, и стремится лишь к обеспечению «возврата» «своих»
территорий…
В военной доктрине Армении ясно сказано, что она является
гарантом обеспечения безопасности НКР. Соответственно, в случае возобновления
азербайджанской агрессии, республика однозначно вступит в войну на стороне НКР.
Имея гаранта безопасности своих границ в виде российской военной базы, Армения
получила прекрасную возможность бросить все свои силы для защиты Нагорного
Карабаха.
Функции 102-й базы расширены, а возможности и численность контингента
нет. Не носит ли присутствие российских военных символический характер в этом
контексте?
Мы забываем, что вооруженные силы имеют штаты мирного и
военного времени. Так вот существующая численность 102-й базы предусмотрена для
мирного времени и является оргядром для развертывания базы в угрожаемый период
до штатов военного времени, в соответствии с планом совместного применения
вооруженных сил Армении и России. Сейчас, после начала реализации пунктов
подписанных протоколов, в этот план будут внесены изменения.
А каким образом дополнительный российский контингент в случае
повторения азербайджанской агрессии может быть переброшен на помощь Армении,
учитывая напряженные российско-грузинские отношения?
Такие возможности имеются, кроме того Россия граничит с
Азербайджаном, имея и сухопутную, и морскую границу и может выполнять задачу по
принуждению агрессора к миру, действуя с этих направлений. То есть, все это
очень ясно и очевидно, а появление дополнительного контингента российских
военных на территории Армении вовсе не обязательно. Но самая главная функция
армяно-российского договора заключается в предотвращении возможной войны,
поскольку Алиев после его заключения однозначно понимает всю бессмысленность
возобновления боевых действий.
То есть, можно говорить о сохранении статус-кво вокруг Карабаха, как
минимум до 2044 года?
Это именно так. Азербайджан просто не сможет победить в
Карабахе, если не будет вести боевые действия непосредственно против Армении.
Протяженность линии противостояния между армянской и азербайджанской стороной
составляет не менее 1000 км
600 из которых приходится на Армению и Азербайджан никак не сможет снять войска
с этой границы, перебросив их в Карабах. То есть, в регионе после подписания
этого протокола сегодня сложилась новая военно-политическая ситуация в пользу
Армении. Так что до 2044 года возобновление боевых действий крайне маловероятно,
хотя полностью его исключать нельзя, так как иногда люди заболевают
шизофренией. Кроме того, являясь инициатором подписания Майндорфской
декларации, Россия прямо заявляет, что является противником возобновления войны
в регионе и сделает все, чтобы этого не допустить.
Не приведет ли подписание новых договоренностей между Арменией и
Россией к новому витку столкновения интересов США и России?
Конечно, приведет. Сегодня идет открытая борьба за регион, в
которой участвует Турция вместе с Западом, в частности США, а также Россия и
Иран. Соответственно, любое усиление одной из сторон приводит к негативному
отклику другой стороны. Свидетельством этого является бурный протест Турции и
Азербайджана относительно продления сроков пребывания российских военных в Армении,
потому что это не позволяет Турции проникать в регион, что она сегодня активно
делает в направлении Грузии и Азербайджана. И если ранее Азербайджан
рассчитывал, что Армения, не выдержав гонки вооружений, пойдет на уступки, то
теперь этот вопрос полностью закрыт, поскольку Армения в этой гонке попросту не
участвует. Это особенно актуально, учитывая, что если в 1999 году наш военный
бюджет составлял порядка 100 млн, то теперь он превышает полмиллиарда долларов,
что являлось закономерным итогом гонки вооружений. А сэкономленные благодаря
этому договору суммы вполне можно считать как арендную плату за пребывание
российских военных на нашей территории. Вообще, сегодня в 130 государствах мира
существует порядка 1000 военных баз, в основном принадлежащих США. Эти базы
размещены в мощных и в экономическом, и в военном отношении государствах:
Германии, Японии, Южной Кореи и в первую очередь Турции. В любом из этих
случаев аренда за территорию разная и обусловлена политической обстановкой, тем
насколько это нужно стране, на территории которой она расположена. А интересы
Армении однозначно требуют присутствия российских военных.
Насколько исходит из интересов России продажа ЗРК С-300 Азербайджану?
Решения о продаже нет, и слухи о поставках С-300 официально
опроверг "Рособоронэкспорт", являющийся единственной организацией,
занимающейся поставками российского вооружения. Если даже это произойдет, то
нам тут же станет об этом известно. Конечно, в случае если эта сделка все же
состоится Азербайджан существенно укрепить свою обороноспособность. Однако, эти
комплексы не являются сугубо оборонительными, как об этом говорят в России, так
как они могут обеспечивать прикрытие с воздуха наступающих войск, достижения
господства в воздухе. В новой ситуации, сложившейся после подписания
армяно-российских договоренностей, Россия взяла на себя обязательства совместно
с Арменией по защите армянских границ, то продажа С-300 Азербайджану может
иметь место лишь в одном случае - если будет убеждена в невозможности
возобновления боевых действий. Кроме того, в интересах Армении, чтобы
Азербайджан закупил это оружие именно у России – государства, заинтересованного
в сохранении мира в регионе, чем у других стран, которые еще неизвестно как
себя поведут. Для нас же главное в том, что сегодня никто не может принудить
Армению решить карабахский вопрос в противовес ее собственным интересам.
Военным путем его также решить невозможно, так же, как и путем взаимных
уступок, поскольку этого не желает Азербайджан.
Россия также не может принудить Армению?
Россия теоретически это может сделать, но это совсем другой
вопрос, поскольку я считаю это нереальным. Такая угроза может быть лишь в
случае, если Азербайджан согласится на все условия России. Учитывая, что этого
не допустят ни Турция, ни Запад, ни США, этот вариант, будучи возможным
теоретически, на практике невозможен. Азербайджан не раз предлагал Москве
взаимовыгодные сценарии, но как мы видим, это ни к чему не привело. Кроме того,
по данным экспертов разведанных запасов азербайджанской нефти хватит на 25-30
лет. В комплексе с пролонгацией армяно-российского договора да 2044 года это
фактически сводит шансы Азербайджана на решение карабахской проблемы военным
путем к нулю.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.