Analitika.at.ua. Первый месяц весны стал поистине шоковым для Турции.
Начавшись 4 марта Резолюцией 252 Комитета по внешним сношениям Палаты
представителей Конгресса США и продолжившись 5 марта признанием Геноцида со
стороны Каталонии - автономного региона Испании, 11 марта - принятием Резолюции
парламентом Швеции, политический календарь уже в третьей декаде месяца грозит
Турции еще одним ударом: на 26-е намечено обсуждение резолюции в парламенте
Болгарии. Но и это еще не все: на очереди - обсуждения в парламентах двух
ключевых европейских стран - Испании и Великобритании.
Если решение Комитета Конгресса в определенной степени
прогнозировалось, то дальнейшее развитие событий можно считать практически
сенсационным. Резолюция парламента Каталонии стала своеобразной
прелюдией-предупреждением со стороны Испании, а решение шведского рикстага представлялось
весьма проблематичным. И уж поистине революционным следует считать включение
вопроса в повестку дня парламента Великобритании - традиционного союзника
Анкары, имеющего крепко связанные с каспийской нефтью давние и фундаментальные
геоэкономические интересы в регионе. Однако и здесь была проведена своеобразная
и довольно мощная артподготовка в виде солидного исследования авторитетного
британского эксперта - советника английской королевы Джеффри Робертсона. На
фоне шведского "мата" развитие событий в Болгарии, Испании и даже
Англии уже трудно прогнозировать.
Понятно, что ключевую роль в бурной активизации процесса
признания сыграли развития вокруг армяно-турецких протоколов. Понятно также,
что политической конъюнктуры и расчета во всем этом куда больше, нежели
реальной приверженности Европы и США нормам прав человека и исторической
истины. При всем при том нельзя не констатировать, что на данном этапе интересы
крупных держав и стран Евросоюза совпали с интересами Армении - такого давления
на Турцию со стороны Запада в преддверии 95-й годовщины Геноцида трудно было
ожидать. Ясно вырисовывается и другая закономерность: усиление нажима на Анкару
обратно пропорционально вероятности ратификации протоколов турецким
парламентом. Более того, налицо еще одна тенденция: "парад" признания
приводит к тому, что Анкара сбрасывает маску цивилизованности, которую она
усердно напяливала на себя все последние годы, пытаясь доказать, что достойна
быть не только членом ЕС, но и региональной державой, ответственной за мир и
стабильность и имеющей "ноль проблем" с соседями.
В самом деле, как бы скептически ни относиться к уже
принятым и стоящим на очереди резолюциям о признании Геноцида, нельзя не
признать, что поведение Анкары является барометром, показывающим степень серьезности
угрозы для Турции. Ее руководители, в первую очередь премьер-министр Эрдоган,
отбросив политкорректность, выступают с заявлениями, никак не вписывающимися в
имидж страны, всего год назад выдвинувшей Платформу безопасности и стабильности
в регионе. Сегодня об этой широко разрекламированной инициативе Эрдоган и его
коллеги практически не вспоминают. Сегодня у них другой лексикон, куда более
адекватный государству с кровавым прошлым, яростно отрицающему даже намек на
покаяние. И бурную реакцию международного сообщества на скандальное заявление
Эрдогана можно считать своеобразным водоразделом, показавшим - насколько далека
современная Турция от тех принципов и ценностей, приверженность которым она
всячески стремится продемонстрировать. Даже с учетом очевидной деградации этих
ценностей в самой Европе, Анкара усилиями своего премьера выставлена в слишком
уж негативном свете. Неуклюжие оправдания Эрдогана произвели обратный эффект,
создав впечатление, что он отнюдь не жалеет о сказанном и готов не только повторить,
но и осуществить угрозу.
Если же сравнить реакцию Турции с текстом принятых и еще не
принятых резолюций, контраст просто ошеломляет. Обе принятые резолюции, как и
болгарская, текст которой также опубликован, уже не говоря о
высокопрофессиональном докладе Джеффри Робертсона, не просто написаны абсолютно
четким языком правового документа - они насыщены информацией и содержат
множество блестящих формулировок, ценных не только с юридической, но в первую
очередь с политической точки зрения. Так, первый же параграф Резолюции 252
гласит: "Геноцид армян был запланирован и осуществлен Оттоманской империей
с 1915 по 1923гг., в результате чего было депортировано около 2000000 армян, из
которых 1500000 мужчин, женщин и детей было уничтожено, а 500000 выживших были
изгнаны из своих жилищ, и таким образом было прекращено более чем 2500-летнее
присутствие армянского народа на своей исторической родине". В нескольких
строчках официального документа не просто спрессована статистика и история, но
и констатирован важнейший факт: армяне были лишены исторической родины, на
территории которой проживали 25 веков.
Остальные параграфы американского документа не уступают
первому, впрочем, как и резолюция парламента Швеции, в которой бросается в
глаза в первую очередь актуализация признания исторических фактов и важности
признания для самой Турции: "(...) превентивные меры будущих ошибок - в
особенности исторических - становятся невозможными, если тот, кто их совершил,
открыто не признается в этом. Таким образом, ревизионизм истории становится
опасным инструментом для облегчения повторений темных страниц истории". И
далее: "Признание Геноцида армян важно не только для этнических групп,
проживающих на территории Турции, но также и для развития самой Турции. Турция
не может стать демократическим государством, если откажется признать свое
прошлое. Армянский журналист Грант Динк был убит именно из-за того, что открыто
говорил относительно Геноцида. Некоторые подверглись преследованиям согласно
статье 301 Уголовного кодекса Турции. Последние изменения в законодательстве
Турции являются чисто косметическими, на самом деле не предполагая каких-либо
изменений". Более убедительно выразиться об опасности проводимой
современной Турцией политики, согласитесь, трудно.
Чем ответила Анкара на выверенные правовые аргументы -
хорошо известно. И, честно говоря, надо бы сказать спасибо Эрдогану за ту
искренность, с которой он выдал истинное, не меняющееся с годами лицо своего
государства. И даже, повторюсь, с учетом конъюнктурности процессов в той же
Европе, как и в США, предапрельский парад признания Геноцида и постановки
вопроса в странах, которые не заподозришь в симпатиях к Армении, является
безусловным сигналом и для Турции, и для Азербайджана. Водораздел, ставший в
свое время глубинной причиной Геноцида армян, обретает сегодня все более
выпуклые и четко очерченные контуры, вновь выдвигая Армению на первый план
противостояния цивилизованности и дикости, чудовищные проявления которой именно
армянский народ продолжает испытывать на себе по сей день - и вот уже век.
Этот водораздел вновь, в который уже раз, продемонстрирован
всему миру. Однако текущие тенденции, на первый взгляд выигрышные для Армении,
нуждаются в глубоком анализе, а дальнейшие шаги армянской внешней политики - в
тщательной выверенности и продуманности. В противном случае сегодняшняя
выигрышность позиции завтра обернется поражением - как не раз уже случалось в
истории. И если век назад оправданием армянской политической элите служило
отсутствие собственного государства, сегодня оно у нас есть. И мы просто
обязаны не просчитаться.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.