Главная » 2010»Май»1 » Шумный Мэт для "бесшумной" дипломатии?
Шумный Мэт для "бесшумной" дипломатии?
00:15
Analitika.at.ua. На фоне нескрываемого охлаждения
отношений Азербайджана с США, на фоне подписания 8 апреля
российско-американского договора по СНВ, а также успешных действий России по
лоббированию газопровода "Южный поток" и блокированию проекта
"Набукко", на фоне фактического замораживания армяно-турецкого
процесса и хронического тупика в урегулировании карабахского вопроса вновь
актуализировались разговоры о предстоящем назначении послом США в Азербайджане
бывшего сопредседателя Минской группы Мэтью Брайзы. В бакинском посольстве США
эту информацию пока не подтверждают, но и не опровергают.
Разговоры о возможном назначении Брайзы в Баку муссировались
еще летом прошлого года, сразу после того, как он оставил пост сопредседателя
Минской группы от США. Сам он не раз заявлял о страстном желании продолжить
карьеру именно в Баку. Тем не менее новая администрация Белого дома не спешит с
назначением посла в Азербайджане, в результате чего должность остается
вакантной уже 9 месяцев. И вот на днях турецкие СМИ сообщили, что администрация
Обамы собирается представить кандидатуру Мэтью Брайзы на обсуждение комиссии по
иностранным делам Сената, при этом газета Hurriyet утверждает, что, дескать,
Мэтью Брайза станет послом США в Азербайджане, "чтобы открыть
армяно-азербайджанскую границу". Если вспомнить, что совсем недавно
президент Алиев словно бы случайно обронил фразу относительно
армяно-азербайджанской границы, заявление Hurriyet выглядит весьма интригующе.
Между тем в возможном назначении Брайзы столько потенциальных пластов, что
зацикливаться только на армяно-азербайджанских отношениях и карабахском
конфликте было бы ошибочно, тем более на фоне ряда довольно красноречивых
фактов его дипломатической карьеры.
В 1989-1991гг. Брайза работал в Польше, где курировал
вопросы, связанные с движением "Солидарность", секретными службами и
региональной политикой. Затем до 1995 года занимался в Госдепе европейскими и
российскими вопросами, после чего работал в посольстве в Москве - вначале в
качестве спецпомощника посла, а затем занимаясь вопросами Госдумы РФ, Компартии
и Республики Дагестан. Так впервые в его карьере появляется Кавказ и, по всей
вероятности, проблемы, связанные с энергетическими проектами. В 1997-1998гг.
Брайза работал консультантом посла Р.Морнингстара по вопросам экономических
реформ на Кавказе и в Центральной Азии, а начиная с 1998-го консультирует уже
президента и госсекретаря США по вопросам углеводородных ресурсов Каспийского
бассейна, координируя работу по созданию сети нефте- и газопроводов в этом
регионе. С апреля 2001г. Брайза возглавляет отдел Европы и Евразии в
Национальном совете по безопасности и курирует политику США в Турции, Греции,
Кипре, на Кавказе, в Центральной Азии и регионе Каспийского бассейна. С 2005
года Брайза - помощник заместителя госсекретаря США, в его ведении конфликты в
Абхазии, Южной Осетии и Карабахе и энергетические проекты в бассейне Черного и
Каспийского морей.
Послужной список Брайзы, как видим, дает пищу для достаточно
многослойных комментариев его возможного назначения в Баку. Так, некоторые
наблюдатели подчеркивают его прогрузинскую и антироссийскую позицию, отмечая
также откровенно антироссийские взгляды его супруги-турчанки Зейно Баран. Кроме
того, несмотря на неоднократно и бурно выражаемую любовь к Азербайджану,
Брайзу, по мнению многих, могут встретить в Баку настороженно, памятуя о
близкой дружбе с "революционером" Саакашвили и опасаясь чересчур
активного вмешательства во внутреннюю жизнь страны. Польский опыт Брайзы,
недавние антиалиевские публикации в американской прессе, а также предстоящие
парламентские выборы в Азербайджане делают эти опасения небезосновательными.
Вместе с тем Брайза с его опытом лоббирования американских интересов в сфере
энергоносителей и всякого рода "труб", несомненно, будет продолжать
активно заниматься и экономическими проектами.
Тем не менее турецкие СМИ акцентируют внимание именно на
карабахском аспекте будущей деятельности Брайзы, сообщая, что "для
усиления активной и бесшумной дипломатии между Азербайджаном, Арменией и
Турцией Вашингтон решил ускорить назначение Мэтью Брайзы на пост посла в
Баку". Назначение дипломата, владеющего всей полнотой региональной
информации, безусловно, вполне оправданно.
С другой стороны, активность Брайзы на посту сопредседателя
Минской группы не принесла процессу урегулирования сколь-нибудь ощутимых
результатов, кроме постоянно возникающих скандалов вокруг его имени. В связи с
этим стоит вспомнить, что в августе 2009 года Армянский национальный комитет
Америки обратился с письмом к госсекретарю Хиллари Клинтон, выразив протест
против субъективной позиции Мэтью Брайзы на посту сопредседателя. В самом деле,
трудно иначе оценить его неоднократные заявления о том, что, дескать, "по
всем международным законам Карабах входит в состав Азербайджана", при этом
ни разу не приводящего ни одного из таких "законов".
Любопытно, что турецкая Hurriet мимоходом напоминает, что
Брайза "выступает против известного азербайджано-турецкого лозунга "Одна
нация – два государства”. В свое время, пишет газета, он заявил, что уже надо
"поменять восприятие". В какую сторону собирается Брайза "менять
восприятие", не сообщается, но, если американец вознамерился помочь
азербайджанцам стать отдельной и самостоятельной нацией, ему можно только
посочувствовать.
В любом случае, назначение Мэтью Брайзы привнесет с собой в
регион целый клубок вопросов и аспектов, связанных с возможными поворотами в
региональной политике США. Но одно можно сказать с уверенностью:
"бесшумной" политики от него вряд ли можно ожидать – что-что, а
создавать шум вокруг себя этот дипломат умеет.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.