Analitika.at.ua. Неугомонные все-таки
люди проживают в стране, именуемой Турцией. За весь народ не скажу, особенно за
простых работяг: у тех повседневных забот, как говорится, полон рот (как,
впрочем, и у наших). Речь идет о тех, кто мнит себя властителем дум и
выразителем общественных интересов. Вот этим-то никак неймется. Не могут они
противостоять снедающему их зуду постоянно напоминать миру о себе, любимых. И с
энергией, достойной лучшего применения, постоянно озвучивают всякие завиральные
идеи.
Примером подобного рода можно считать заявление, с которым
недавно выступил некий Турецкий Фонд святого Николая. Сей фонд обратился к
властям итальянского города Бари с просьбой вернуть в Турцию мощи Николая
Чудотворца, епископа Мирликийского. "Мы призываем вернуть мощи Святого
Николая, которые были похищены крестоносцами в 1087 году и увезены в Бари. Мы
хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка,
совершенная столетия назад", - говорится в обращении Фонда. В случае
отказа грозят обратиться в ЮНЕСКО. А "торжествовать справедливости”
предлагается в турецком городе Демре – "древних Мирах Ликийских”, где, согласно
летописям, и осуществлял свое служение святой Николай Чудотворец в IV веке н.э.
Где и преставился 1675 лет назад – в 334 году.
Думается, такая суета вовсе не случайно затеяна именно в эти
дни. Во-первых, день Св.Николая приходится на 19 декабря, так что неплохо бы,
наверное, крутануть сейчас какое-нибудь "движение”: авось что-то да выгорит. А
во-вторых, позиция Евросоюза, решившего пока погодить с принятием Турции в свои
ряды, надо полагать,сильно разобидела
нашего южного соседа. Вот тамошние активисты и мечут громы с молниями, стараясь
спрятать досаду за воинственными высказываниями.
Впрочем, упомянутый фонд – одна из недавно созданных
общественных организаций Турции – не столь влиятелен, чтобы добиться от властей
Бари возвращения мощей святого. Но ведь святой Николай – один из самых
знаменитых и почитаемых христианских святых. Его знают практически все – либо
как православного Николу Угодника, либо как католического Санта-Клауса (или Пер
Ноэля, и т.д.). А если еще принять во внимание, что Миры Ликийские находятся в
ныне достаточно модной курортной провинции Анталья, то желание заполучить более
полные и весьма доходные права на "исторический бренд” становится очень даже
мотивированным: на Санту "клюнут” туристы-католики с Запада, на Николу Угодника
– православные с Востока.
А ведь не далее, как в начале 2005 года, в г.Демре велась
борьба вовсе не за правду. Тогда власти города демонтировали памятник Николаю
Чудотворцу, подаренный им московскими властями (деньги на статую собирали в
России всем миром!). Столкнувшись с ответной реакцией, причем со стороны не только
России, туркам пришлось вынуть памятник из запасников. Но его поставили рядом с
полуразрушенным храмом, в котором некогда служил святой Николай. А на постамент
в виде земного шара, где ранее стояла скульптура Чудотворца, взгромоздили
пластикового Санта-Клауса.
Так что понятие об исторической справедливости в Турции
своеобразное и, так сказать, односторонне узконаправленное. Достаточно
вспомнить, как турки вели себя в той же Анталье (Анатолисе), практически
полностью истребив греческое население города в начале 1920-х. Тогда были
осквернены или разграблены многочисленные уникальные памятники христианства и
эллинизма. Что касается мощей Св.Николая, то в Византию, где они ранее
находились, периодически "наведывались” рыцари-крестоносцы, которые их и похитили.
Но уничтожили-то Византию не крестоносцы, а турецкое войско султана Мехмеда II,
взявшего Константинополь 29 мая 1453
г. после трехдневного штурма. Не случайно поэтому
организации, объединяющие греческих беженцев и их потомков из Северного Кипра и
приморских регионов Турции, категорически возражают по поводу возможной
передачи турецкой стороне мощей Угодника. Они требуют переместить их в
Константинопольский патриархат или в греческий Афонский монастырь.
А вот в Италии в мае традиционно устраиваются торжества,
приуроченные к перенесению мощей святого Николая. Бари превращается в "столицу”
парадов, фейерверков, концертов и народных гуляний. Чудесным даром считается
"манна святого Николая” – жидкость, источаемая из костей святого. Раз в год, 9
мая, ее собирают и смешивают с водой; принято считать, что этот раствор
помогает верующим исцелить болезни. Организуется даже морское путешествие
святого: его статую выносят из базилики Di San Nicolaи погружают на корабль, на котором статуя
отправляется в море, а потом возвращается обратно.
Естественно, в эти дни приток туристов и паломников в Бари
многократно возрастает. Что, видать, и заволновало турецкий фонд, желающий
перетянуть эти доходы в свою страну. А торжество справедливости тут совершенно
ни при чем. В противном случае Турция как-нибудь да откликнулась бы, к примеру,
на расстрел талибами грандиозных изваяний Будды в Афганистане. Или на
уничтожение армянского кладбища в Старой Джуге (Нахичеван), на месте которого
сегодня оборудованы опорные пункты азербайджанской армии. Но о таких
варварствах соседи "деликатно” помалкивают…
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.