Два года назад мною была предложена концепциявозрождения Шуши, основными пунктами которой
были воссоздание в городе-героечасти
наследия зодчих-армян, творившихв
Стамбуле, Тифлисе и Баку, иего
подключение к будущейжелезной дороге
между Арменией с Ираном. Статья с изложением этих идей была опубликована в
«Новом Времени» 13 мая 2008 года, а ее английский текст – в «USA Armenian Life»
в июне того же года. Момент публикации статьи совпал с травмой, вызванной
мартовской провокацией АОД и началом открытого давления на Армению
евроатлантических демократизаторов.
Сегодня ситуация изменилась к лучшему. Арменияс честью вышла из навязанногоей процесса «примирения» с Турцией, а НКР продолжает
наращивать успехи на поприще строительства демократичного государства. С
армянскими государствами вынуждены считаться, и есть смысл вернуться к старой
идее, которая может быть воспринята по-новому.
Концепция возрождения Шуши
Шушиначинает возрождаться.
Фонд возрождения Шуши собирается восстановить уничтоженные закавказскими
турками памятники армянской культуры, уделяя должное вниманиекультурно-историческому наследию живших в
Шуши мусульман. Эта программа – необходимое условие возрождения города.
Является оно достаточным?
ВосстановлениеСтепанакерта не представляло концептуальных сложностей – речь шла о
столицеНКР, посещавшейся дипломатами
разногоранга, которых надо было
прилично принять. Еще важнее было обустроить лишившихся крова горожан и
беженцев. Эти задачи были успешно решены. Напомним, что столицей армянской
автономии (а не Арцаха) Степанакерт стал лишь в советское время.
С Шуши все обстоит сложнее. Это историческая столица Арцаха,
так и не ставшаяофициальной после
трагедии 1920 года, город больших традиций. В царскоевремя Шуши имел больше населения, чем Ереван,
в нем действовали реальное училище и театр, выходила разнообразная периодика.
Развитие Шуши прервали резня армян и передача Арцаха Азербайджану.
Поэтому, планируя восстановление Шуши, нельзя игнорировать
«opportunity cost» –цену альтернатив,
отвергнутых в пользу данного решения (тем более, что в Шуши «решение» было
навязано нам силой). Нам нужно учитывать весь нереализованный культурный,
исторический и стратегический потенциал города – его игнорирование обделит Шуши
и обеднит его облик.
Чтобы оценить этот потенциал, нужно представитьсебе, каким был бы Шуши, если бы туркине разрушили его в 1920 году, когдав нем проживало 43 тысячи человек, чтопревышало население тогдашнего Еревана. Не
будь катастрофы 1920-го года и решения 1923 года о лишении Шуши статуса столицы
Арцаха, город сегодня был бы крупным научным и культурным центром армянского
народа. Город-мученик превратился бы в крупнейший город Армении с ВУЗами, научными
центрами, заводами, театрами, промышленностью, развитой индустрией туризма и
музеями. Такова приблизительная цена отнятых у нас возможностей, и именно этот
ориентир нужно заложить в программу возрождения Шуши, сколь бы несбыточной она
ни казалась нам сегодня.
Концепцией«opportunity cost» руководствовался еще А. Таманян, закладывая основы
новой армянской архитектуры. Он понимал, что реконструкция Еревана не терпит
отлагательств. Но он сознавал и важность создания для армян достойной их былого
величия среды обитания, способной поднять их дух. Таманян возвратил нам арки из
оставшегося за Ахуряном храма в Текоре и капители Двина, которые украсили Дом
Правительства и Оперу, но даже его щедрый и добрый гений не мог охватить всего
спектра наших жутких потерь. Блистательная плеяда зодчих-армян работала за
пределами Родины, не имея собственного государства. Это образовало в нашей
культуре зияющую лакуну, не заполненную до сих пор.
Баляныбыли главными
архитекторами Стамбула на протяжении двухсот лет. Они построили дворец
Долмабахче, с 1853 по 1922 год служившийрезиденцией султана, и массудругих сооружений, по которым узнается Стамбул (Долмабахче – первое
построенное в европейском стиле здание османской столицы).
Тер-Микеловтворил в
армянском, грузинском, мавританском стилях, французской и итальянскойклассике, и даже в делавшем тогда первые шаги
конструктивизме. В нашем зодчестве он занял место, сходное с местом Саят-Нова в
нашей поэзии. Сооружения Тер-Микелова определили облик Тифлиса и Баку.
Профессионалами высочайшего класса были шушинец Газар
Саргсян, Матвей Оганджанян, Давид Числиев, а из мастеров советской эпохи Степан
Сатунц и Грант Микаэлян (список не претендует на полноту).
УченикТер-Микелова
(и отец автора этих строк) Грант Микаэлян вспоминал, что отказпереехать в Ереван по приглашениюA. Мясникяна его учитель объяснял тем, что в
провинциальном городке, каким был тогда Ереван, нет места двум мастерам высочайшего
класса, какими он по праву считал себя и Таманяна. Тер-Микеловские шедевры
украсили Тифлис и Баку, а не оказавшийся в проигрыше Ереван.
Творениязодчих-армян
разделили трагическуюсудьбу их народа.
Созданное Тер-Микеловым здание армянской церкви в Баку было разрушено в годы
багировского правления (ее снимки и чертежи приведены в энциклопедии
Барановского). Лет 30 назад снесли другой шедевр великого мастера – тбилисский
вокзал.
Грант Микаэлян задумал в Тбилиси ансамбль из двух
симметричных зданий по оси ул. Марджанишвили. Осуществление этогозамысла преобразило бы левобережьеКуры на протяжении почти километра, однако
армяне стали нежеланными в городе, который создавали с такой любовью.
Осуществлена лишь незначительная часть проекта – ставший подлинной жемчужиной
Тбилиси «Дом Книги».
Лучшийспособ
привлечь армян в Шуши состоитв
воссоздании привычной дляних среды
обитания. Копировать ее было бы нелепостью, но можно воссоздать genius loci, по
которому узнаются города, в создание которых наши мастера внесли свой
неоценимый (хотя и неоцененный) вклад. Тифлис называли кавказским Парижем. Что
же мешает нам превратить Шуши в армянский Париж?! У нас есть фотографии и
чертежи зданий, оставленных армянскими зодчими в Стамбуле, Тифлисе и Баку. Если
бы мы смогли воссоздать в Шуши часть урбанистической среды этих городов (хотя
бы 200 или 300 построек), продумав их назначение и привязку к шушинскому
ландшафту, древняя столица Арцаха обрела бы совершенно иной облик.
ВокзалТбилиси можно
воссоздать в Шуши, когда железная дорога придет в город. То же относится и к
бакинскойцеркви, которая, если ее
воссоздать вШуши, станет его
доминантой. Каринтак станет шушинским Сололаком, когдаШуши спустится с плато (можно будет построить
связывающий нижний город с плато фуникулер на манер сходных сооружений Баку и
Тифлиса). Музей скульптора Акопа Гюрджяна может разместиться в воссозданном
Миловском особняке, построенном в Тифлисе Тер-Микеловым в стиле генуэзских
палаццо Галеаццо Алесси. Использование для нужд музея особняка
Миловых-Сапонджянов потребует перепланировки здания, но ведь и Музей Карнавале
изначально служил особняком (мадам Севинье), так же, как музеи Родена и
Пикассо, не говоря о Лувре, задуманном как резиденция королей иставшем музеем лишь в 1793 году.
Отсутствиев Шуши
естественной водной средыможно
скомпенсировать, создав внижней части
города резервуар, на берегахкоторого
расположится комплекс зданий музея изящных искусств (баляновскиедворцы идеально подойдут для этих целей). Там
же можно воссоздать задуманный моим отцом ансамбль левобережья Куры в Тбилиси.
Здания можно передать Университету, Военной Академии или Академии Художеств
Арцаха (будущий Шуши немыслим без таких учреждений).
Ванкскиймонастырь
XVI века в Тифлисе был центром духовной жизни грузинских армян (указ Александра
I о присоединении Грузии к России был вначале оглашен в Сионском соборе на
грузинском, а на другой день в Ванке на армянском языке). Но Ванк стал бельмом
на глазу у Берия, велевшего взорвать этот бесценный памятник истории. Ванк
можно воссоздать в Шуши на основании сохранившихся документов и фотографий,
используя его как кафедрал и как музей истории грузинских армян.
Аргументы
1. Репатриационныйаспект
Потомки изгнанныхиз
Шуши армян рассеяны по всему миру и их немало. Обычно это - образованные
патриотичные люди и было бы непростительно не использовать их потенциал во
благо Родины. Возрождение Шуши – сигнал к возвращению армян домой, начало новой
эры армянской истории – эры строительства сильной нации. В последнее время
немало говорится о необходимости амбициозного национального проекта, который
смог бы консолидировать нацию. Возрождение Шуши имеет все шансы стать таковым.
2. Инфраструктурныйаспект
Скажут, что это – дорогостоящая авантюра. На это можно
возразить, что стоимость предприятия, как и долгосрочные дивиденды от его
осуществления, гораздо выше, чем кажется. Восстановление Шуши – лишь видимая
верхушка айсберга. Речь идет о создании в Арцахе мощной
территориально-коммуникационной инфраструктуры. Для этого надо воспользоваться
открывающиеся перед нами возможности.
Соглашениео прокладке
железной дороги вИран через Сюник дает
хорошийшанс подключить Шуши к
коммуникациям Армении и Ближнего Востока. Нужнотолько проложить ветку Горис-Степанакерт, сделав Шуши транзитной
станцией будущей железной дороги Ереван-Степанакерт-Агдам-Баку (в советские
времена Баку был связан со Степанакертом железной дорогой через Агдам). Ветка
станет наилучшим ответом на антиармянский проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку:
дорога будет иметь широтное направление, но кратчайший путь из Турции в Баку
будет опять же пролегать через Армению, а не Грузию.
Развитие широтноговектора завершит прокладка железной дороги Ереван-Горис в обход
Нахиджевана через Вайк. Неважно, как Анкара и Баку отреагируют на это – мы
будем иметь развитую сеть железных дорог, необходимых в мирное, а тем более в
военное время. Сочетание широтного и меридионального векторов будет козырем
армянских государств в большой игре великих держав на Ближнем Востоке (железные
дороги Турции имеют широтную ориентацию). Шуши должен занять в этой игре удобную
нишу. Без подключения к сети коммуникаций Армении город не займет достойного
места в ближневосточном регионе.
3. Финансовый аспект
Можно ввести налог, поступления от которого пойдут в Фонд
возрождения Шуши. Добровольные взносы в Фонд можно вычитывать из облагаемых
налогом доходов вкладчиков. Можно изменить формат телетонов, заинтересовав
участвующих в них армян (в первую очередь беженцев из Баку с шушинскими
корнями) возможностью финансирования строительства своего жилья – возможности
просто неисчерпаемы, а их границы определяются лишь наличием у нас политической
воли. Главное тут – не жадничать и дать армянам возможность развернуться на
родной земле.
Накопив положительный опыт работы с фондом ЛИНСИ, мы могли
бы попросить Керкорянапринять участие в
благородноми масштабном деле
возрождения Шуши. К участию в работе можно привлечь РЖД, выразившие желание
вложитьв развитие железнодорожной сети
Армении крупные суммы денег. Даже если РЖД не захотят участвовать в прокладке
железной дороги Сюник-Арцах, средства все равно можно найти при желании
(автотрассы Горис-Степанакерт и Север-Юг были построены на деньги всего
армянства). Армянский Париж стоит мессы!
4. Кажущаяся причудливость идеи
Естьмасса примеров,
доказывающие небеспочвенность этой идеи. В Филадельфии можноувидеть точную копию парижскойПлощади Согласия, втиснутую вчуждую ей среду. Красавицу-Гавану уродует
копия грузного непропорционального здания вашингтонского Капитолия. Умнее и
логичнее поступили в Провиденсе, воссоздав первоначальное изящное здания
Капитолия, сожженное англичанами в 1812 году (в нем заседает правительство
Род-Айленда). Нэшвилл украшает копия Парфенона, а Лас-Вегас – уголок Венеции с
каналом, мостом вздохов и дворцами (этот город не без оснований считается
выдающимся воплощением дурного американского вкуса, но важна осуществимость
идеи, а не «эстетические» преференции осуществивших это дорогостоящее безумие
мафиози).
Естьи более
«респектабельные» примерытиражирования
версальского комплекса, бездумно и расточительно осуществлявшегосяна обширных пространствах Европы от Аранхуеса
до Петродворца, венценосцами, игнорировавшими как климатические различия, так и
те мотивы, которыми руководствовался Людовик XIV, принимая решение перевести
свой двор из мятежного Парижа в Версаль.
У насгораздо больше
прав на творческое наследие армян, творивших за пределамиАрмении, чем у наших соседей, на которых само
упоминание армян действует, как красная тряпка на быка, а воссоздание части
этого наследия в Шуши имеет гораздо больше оснований, чем все вышеприведенные
примеры. Возрождение Шуши должно стать Ренессансом нашего духа. Нам надо только
поверить в себя!
4. Организационно-техническийаспект
Осуществление этой программы потребует использованиямирового опыта. Начать следует ссоздания мощной проектной конторы,
укомплектованной специалистами-патриотами. Начать можно с составления списка
подлежащих воссозданию зданий с подсчетом их приблизительной сметной стоимости.
По примеруреконструкции Парижа Османном, работы по восстановлению Шуши следует
начать с обновления всей системы подземныхкоммуникаций (тбилисские власти таки не удосужились сделать это, что привело к обрушению многих старых
домов с необыкновенно романтичными красивыми подъездами). Следует подумать и о
налаживании в Шуши производства решеток для балконов домов, намеченных к
воссозданию.
Вопросоворганизационно-технического свойства немало. Но их надо решать, а не
изобретать рационализации для оправдания нашей инертности.
Заключение
Предлагаемаяпрограмма
кажется мечтой, но онавполне
осуществима. 19 лет назадбезумной
казалась мечта о взятии Шуши, а Таманяна вовсе поднялина смех, узнав, что его генплан
предусматривает превращение Еревана в город с населением в 150 тысяч (эту цифру
можно заложить и в генплан Шуши). Критики замолкнут, увидев появление множества
рабочих мест и превращение Шуши в самый красивый город в регионе, не говоря о
создании мощной инфраструктуры Арцаха.
Деньосвобождения
Шуши Зорий Балаян назвал днем возмездия. Однако возмездие не будет полным без
убедительногокультурного реванша.
Прелесть этогорешения в том, что оно
полностьюисключает ненужные споры о
первородстве с соседями, ворующими наше наследие за неимением своего
собственного. Пусть они воюют с нашей культурой фальсификацией фактов,
бульдозерами и топорами – наилучшим ответом варварам будет воссоздание хотя бы
части того, что наш творческий гений оставил за пределами Армении, на земле
освобожденного Арцаха.
Армянскому народу нужна не болтовня о евроинтеграции, а творческое
использование великого культурного наследия Европы, в котором у нас накопился
ценный опыт. Нужно лишь взяться за работу, забыв о лизоблюдстве, в котором мы
все равно никогда не сможем тягаться с соседями. В пакет компенсации логично
было бы ввести культурное наследие нахичеванских армян. Было бы логично
применить концепцию возрождения Шуши для воссоздания разрушенного турками
Агулиса, например, в Зангелане или Карвачаре. Реализация этого проекта могла бы
способствовать скорому заселению «зоны безопасности» и вовлечению в благородное
дело возрождения Арцаха бывших жителей Нахиджевана.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.