Analitika.at.ua. Сегодня в условиях существования независимой армянской
государственности и в контексте абсолютно неестественной демографической
картины размещения национального ресурса в мире необходимо разработать
государственную стратегию армянской репатриации. Этот вопрос был актуален
всегда, но именно сейчас - на фоне нового витка напряженности на Ближнем
Востоке - он вновь приобретает насущный смысл. Еревану невозможно пребывать в
роли пассивного очевидца массового распыления национального резерва.
Наши ближневосточные общины характеризуются максимальной
концентрацией национального мироощущения и, в отличие от многих других общин
Спюрка, в меньшей степени подвержены ассимиляционным процессам и влиянию
привнесенных ценностей. Поэтому недопустимо распылять это качество. Но сегодня
армянское население региона объективно вынуждают к миграции, и в этой связи
важно не отпускать его в неопределенность, а суметь организовать переселение в
Армению. Существование столь крупной диаспоры в условиях независимой
государственности, а тем более динамика ее еще большего количественного укрупнения
- скорее большой минус, нежели достоинство суверенного армянского государства.
В Сирии уже имеются жертвы среди армян. Между тем сирийские
армяне - это не только сохраненный национальный архетип, но и тот контингент,
который также обречен на ассимиляцию. В промежутке последних семидесяти лет
более 70000 сирийских армян прошли через этот роковой ассимиляционный путь.
Так, если в 1918 году численность наших соотечественников в Сирии составляла
более 142000 человек, то в настоящее время этот показатель составляет порядка
50000. Что стало с большей частью обживавших этот удивительный край армян?
Большинство из них стали американцами, канадцами или французами…
Тяжким ударом по армянской диаспоре Сирии отразились события
второй половины 1930-х годов: турецкая оккупация Александретского санджака
(1938-1939гг.) обусловила массовый исход армянского населения в количестве
35000 человек. Наши соотечественники вынуждены были покинуть места своего
исторического расселения и обустроиться на новых территориях.
Во второй половине 1930-х турецкая армия нанесла еще один
удар по традиционному региону расселения армян. В этот период более 10000
армян, все еще обживающих склоны легендарной горы национального сопротивления
Мусалер, покинули родину. Более 16000 наших соотечественников оставили Атик,
Совук, Наркизлик; еще 9000 - Антиохию, Каркахан, Рихани. В результате турецкой
агрессии в составе Сирии осталась небольшая часть бывшего санджака - Кесаб.
В 1940-1950гг. опустели Азази, Пап, Хомс, Чараплус и многие
другие армянские села, в которых, вопреки обстоятельствам, сохранялся
традиционный национальный уклад жизни. Некоторая часть мигрантов репатриировала
в Советскую Армению (1946-1948гг.), но большинство соотечественников выехало за
океан - в США и Канаду. Это действительно был билет в один конец, причем
конечный пункт назначения - ассимиляция.
В настоящее время сирийские армяне остались лишь в
нескольких населенных пунктах, наиболее крупными из которых являются общины
Алеппо (30000 человек), Дамаска (7000), Камышли (8000) и Кесаба (около
2500-3000).
Одним из центров напряженности остается Алеппо. Армянская
община этого города существует с XIV столетия (в городской церкви Сурб
Аствацацин хранится рукопись, датируемая 1329 годом). В период Первой мировой
войны и Геноцида армян много наших соотечественников-беженцев нашли приют
именно в этом городе. Последующий рост армянского населения был связан уже с
указанной выше турецкой оккупацией Александретского санджака во второй половине
1930-х годов. Если в 1935 году в городе проживало 49281 армян, то в 1944г. –
72000, в 1977г. – 75000.
Тем не менее в связи с обострением ситуации на Ближнем
Востоке их численность стала стремительно сокращаться и в 2003 году составила
около 50000, а сейчас уже - чуть более 20000. Большая часть проживающих в
Алеппо наших соотечественников выезжает на Запад, где процесс ассимиляции
протекает особенно интенсивно. Армяне Алеппо - это удивительный пласт,
синтезирующий элементы армянского первозданного типа. В армянских школах города
учатся удивительные дети, которые исполняют национальные песни, обсуждают
проблему Арцаха и не скрывают своей любви к родине. Сегодня все эти семьи также
вынуждены ступить на путь миграции, и армянская государственность просто не
имеет права позволять себе растворение этого богатейшего культурного пласта в
иной среде.
Тысячи армян проживают и в сирийских селах, которые также
оказались в горячем котле арабских революций. В частности, сельский уклад их
жизни может и должен быть адаптирован к новой почве освобожденных территорий.
Причем переселение должно осуществляться коммунами, а не отдельными семьями.
Тем самым решаются стратегические задачи - сохранность национального ресурса и
демографическое освоение Арцаха. Подобный сценарий не требует от армянских
властей больших финансовых затрат - мигранты в любом случае тратят собственные
сбережения на весь цикл перемещения за океан. Единственное, что требуется от
Еревана, - готовность принять своих соотечественников и разработать
соответствующую концепцию. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.