Analitika.at.ua. В конце прошлого года в кинотеатре «Москва» состоялся
закрытый показ армяно-французско-норвежского фильма режиссера Ованнеса Галстяна
«Сплетенные параллели». После показа мы побеседовали с режиссером этого фильма,
уже завоевавшего ряд наград на международных кинофестивалях.
- Сегодня все, кому не лень, снимают кино, в том числе телепродюсеры и
клипмейкеры. Что необходимо, чтобы стать хорошим режиссером?
- С 14-15 лет я знал, что буду снимать кино. Тогда я учился
в школе им. Х. Абовяна. Каждый день после уроков я шел на киностудию
«Арменфильм», заходил через служебный вход и со стороны наблюдал за тем, что
там происходило. То есть мой путь в кино начался со «служебного входа», и мне
не пришлось проходить сложный профессиональный путь от помощника режиссера до
режиссера второго плана. Я многому научился и начал применять свои знания на
практике прямо на съемочной площадке. Я окончил художественный факультет
Ереванского государственного педагогического университета (курс Юрия Ерзнкяна).
Институт стал для меня отличной школой, давшей мне в основном теоретические
знания. Начиная со студенческих лет я представлял себя лишь в этой сфере. Я
видел себя лишь в кино и ни в одной другой профессии. Хорошими режиссерами для
меня являются те, для кого снимать кино - это цель жизни, а не профессия,
которую он выбрал в силу определенных обстоятельств.
- Если я не ошибаюсь, «Сплетенные параллели» - это ваш первый
полнометражный фильм. Чем вы занимались до этого?
- Да, вы правы. До этого в течение 10 лет я снимал
короткометражные учебные фильмы о закономерностях детского развития. Это мне
позволило сохранить и укрепить знания, полученные в студенческие годы, и
приобрести определенный опыт. Затем в 2000-2003 годах я снял малобюджетный
фильм «Частный взгляд», а также явился организатором первого международного
кинофестиваля независимых кинопроизводителей в Армении, участниками которого
были представители постсоветских республик и стран бывшего социалистического
лагеря. Целью фестиваля было представить независимое киноискусство, которое, на
мой взгляд, является одним из наиболее перспективных направлений современного
кинематографа.
Однако некоторое время спустя я начал снимать кино, что
требовало много времени и полной отдачи, да к тому же разочарование при виде
пустых кинозалов во время фестиваля вынудили меня отказаться от проведения
фестиваля. Однако, думаю, придет время, когда я восстановлю эту добрую
традицию, и фестиваль «Частный взгляд» получит вторую жизнь.
- Над фильмом «Сплетенные параллели» вы работали достаточно долгое
время, почти шесть лет. Чем это было обусловлено?
- Это было, прежде всего, обусловлено проблемами финансового
характера. Я был вынужден постоянно приостанавливать съемки и искать новые
источники финансирования. К счастью, рядом со мной были хорошие друзья, которые
поверили в сценарий и оказали содействие без каких-либо условий и ограничений.
Нам оказывали финансирование государственные и частные фонды содействия
развитию кино. В их числе Национальный киноцентр Армении, который четыре года
подряд оказывал нам финансовое содействие. Что самое интересное, последний
грант нам предоставило Министерство иностранных дел Норвежского королевства,
посчитав, что фильм положительно скажется на рейтинге страны.
- В титрах фильма значится, что он снят на основе реальных событий.
- В «Сплетенных параллелях» действительно представлена
реальная история армянского солдата, попавшего в плен в Норвегии. Именно он,
Рафаэл Степанян, рассказал мне историю своей жизни. А ереванская сюжетная линия
связана со мной. Однако я не ставил перед собой цели представить документальные
факты в рамках художественного фильма. Сюжет фильма развивается вокруг двух
женщин - матери и дочери, судьбы которых весьма схожи. На определенном этапе
жизни обе женщины осознают, что независимо от мнения общества и общепринятых
стандартов, они должны родить ребенка. В фильме я попытался раскрыть тайные
стороны женской натуры, понять, что толкает их на те или иные поступки, однако,
должен признаться, мне это так и не удалось, и я гораздо больше запутался. В
течение долгих лет, изучая и стремясь понять женскую психологию, я даже на
миллиметр не приблизился к истине, настолько глубока и таинственна женская
душа. Возможно, именно поэтому я решил, что мой следующий фильм будет о мужчине
и будет называться «Габриэль и Мари». Это психологическая драма - о писателе,
его супруге и девушке, которую он сделал героиней своей очередной книги. Мне
нравятся подобные истории, которые раскрывают всю драматичность и
двойственность жизни. Мужчина очень привязан к девушке, пишет о ней книгу, а
она, как выясняется впоследствии, больна раком. На роль 50-летнего писателя мне
бы хотелось пригласить Симона Абгаряна. Это моя давнишняя мечта.
- Как воспринял зритель ваш новый фильм? Не отвык ли он от такого кино,
если учесть, чем наводнен современный телеэфир?
- К такому количеству правды наш зритель еще не готов. К
этому нужно приучать постепенно. Необходимо, чтобы зритель тебя знал и понимал,
доверял тебе, отличал твой почерк. В своих фильмах я предпочитаю говорить
шепотом, в то время как сегодня наблюдается тенденция кричать, причем не только
голосом, но и цветами, спецэффектами, плавающими кадрами. Мне известна одна
простая истина: сказанное вполголоса порой сильнее крика и остается в памяти
надолго. Крик действует мгновенно, но достаточно человеку выйти из кинозала, он
тут же забывает, о чем был фильм. Возможно, мой фильм войдет в сердца зрителей
не сразу, но когда это произойдет, он останется там надолго. Кроме того, в
своих фильмах я всегда стремлюсь создать второй слой, что придает им глубину и
содержательность. Именно эта глубина и завораживает зрителя, полностью поглощая
его.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.